Декоративная роспись на металле.




Тагильская ро́спись — народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, уникальное самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России. Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад в среде старообрядцев[1]. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла[2]. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились[3], уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа[3]. Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков,- всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков. И такие искусные изделия конечно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках и купцов, и простой люд.

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых — Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии, мастера которого во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий[4].

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806—1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н. Н. Демидовым. В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В. И. Албычев[5]. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей. В этот период появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер[6]. Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Позже, когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой. В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — подносов, сундуков, шкатулок — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва)[7]. В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса. В это время все большее распространение получает «Маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья[6].

«Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизирует и обобщает форму,- подчёркивает Ольга Силонова,- Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти — яркое, броское, нарядное »[6].

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма. Тем не менее, артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. В 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса[6].

Существенный толчок к возрождению предало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение[6]. Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В. А. Барадулин[8]. Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена — мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала Агрипина Васильевна Афанасьева. Именно она владела приёмами исконной Тагильской двуцветной росписи и помогла спасти Тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. Помимо этого Агриппина Васильевнавоспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы Тагильского письма, более того — значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном). Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в «Уральском училище декоративно-прикладного искусства» (ныне «Нижнетагильский колледж декоративно-прикладного искусства и дизайна») и на художественно-графическом факультете «Нижнетагильского Педагогического института» (ныне академия)[9].

Сейчас подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производят 6 фирм: ООО «Метальная лавка — Тагильские подносы» «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа», ООО «Тагильский мастер», и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург), а также подносной росписью занимаются в художественной школе «Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна» при Нижнетагильском заводе-музее.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла. Кроме того, для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам — это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово. Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.
1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Этапы жостовской росписи:

Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции, проводятся операции, направленные на подчёркивание объема.
Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Наводка зеркального блеска С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: