Вопрос Эластичность спроса




Тема 4 Эластичность спроса и предложения

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Она измеряется с помощью коэффициентов эластичности, которые показывают процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. В экономическом анализе чаще всего исследуют эластичность спроса от изменения цены и дохода.

Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

 

,

где EDP - эластичность спроса по цене,

DQ/Q - относительное изменение спроса,

DP/P - относительное изменение цены.

 

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и DQ<0.

Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

1. .

 

Спрос называется эластичным, когда EDP >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда EDP <1, то есть спрос растет (падает) медленнее цены. Если EDP = 1 говорят о единичной эластичности.

Спрос называется совершенно неэластичным, если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса EDP = 0 (кривая D1 на рис. 1.12). Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, спрос называются совершенно эластичным EDP = ¥ (кривая D2 на рис. 1.12).

 

 

P D1

 

D2

 

 

Q

 

Рисунок 1 - Совершенно неэластичный (D1) и совершенно эластичный (D2) спрос

 

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке определяется значением тангенса угла касательной с осью Х (рис. 1.13).

 

 
 


P

 

 

T

P0

D

 

 

Q0 Q

 

2. Рис. 2 - Точечная эластичность

 

 

.

 

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность - показатель средней реакции спроса на изменение цены товара на некотором отрезке кривой спроса D1 D2. Дуговая эластичность рассчитывается по формуле:

 

3. ,

 

где Q1 и Q2; P1 и P2 - крайние значения количеств и цен.

 

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = a-вР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен . Тогда точечная эластичность линейной функции:

 

,

где В – наклон кривой спроса.

 

Изменение цены может привести как к росту, так и к снижению совокупной выручки (дохода) TR = P x Q, в зависимости от того, эластичен спрос по цене или неэластичен.

Если спрос по цене эластичен (EDP >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки, а повышение цены вызывает ее снижение, так как спрос изменяется в большей мере, чем цена.

Если спрос по цене неэластичен (EDP <1), то снижение цены вызывает уменьшение общей выручки, а повышение цены приведет к ее росту.

Факторами, влияющими на эластичность являются:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Качество товара: спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен, а на предметы первой необходимости, как правило, неэластичен.

4. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

5. Период времени, имеющийся у потребителя для принятия решения. Для большинства товаров эластичность спроса от цены выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном.

Это объясняется тем, что:

а) людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки (если цена кофе резко вырастет, пить меньше кофе начнут не сразу – потребуется время, чтобы перейти на чай – эластичность спроса в долгосрочном периоде будет выше, чем в краткосрочном).

б) Спрос на один товар может быть связан со спросом на другой товар, запас которого у потребителя снижается медленно. Например, спрос на бензин связан с запасом автомобилей. Повышение цен на бензин вызывает в краткосрочном периоде уменьшение спроса за счет уменьшения количества и дальности поездок, а в долгосрочном периоде еще за счет того, что кто-то вообще откажется от покупки автомобиля, кто-то купит более экономный автомобиль (рис. 1.14). Спрос на товары длительного пользования, наоборот, более эластичен в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде. Это объясняется тем, что изменение цены вызывает изменение суммарного запаса товара, которым хотят обладать потребители. Но небольшое изменение суммарного запаса означает большое изменение годового объема продаж данного товара.

 

 

P DSR P DLR

 

 

DLR DSR

 

 

Q Q


Рис. 3 - Кривая краткосрочного (DSR) и долгосрочного (DLR) спроса на бензин

Рис. 4 - Кривая краткосрочного

(DLR) и долгосрочного (DLR) спроса на автомобили


Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

 

,

 

где Qx – спрос на благо Х,

Py – цена блага У.

 

Если товары являются взаимозаменяемыми EDx,y > 0, (если повысится цена на сливочное масло, то спрос на маргарин – заменитель масла – увеличится). Если товары являются взаимодополняемыми, то EDx,y < 0 (если повысятся цены на автомобили, то спрос на дополняющий товар – машинное масло – снизится).

Чем больше перекрестная эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда EDx,y = +¥, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если EDx,y = - ¥, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.

 

,

где EDi - эластичность спроса от дохода,

Q – спрос,

I – доход.

Если EDi < 0, увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо. Это характерно для низкокачественных благ (например, с ростом дохода снижается потребление маргарина, макаронных изделий и т.д.)

Если EDi > 0, то благо является нормальным.

Если 0 < EDi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.

При EDi > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне доходов по группам потребителей, так как в зависимости от дохода, те же блага могут быть для одних потребителей предметом роскоши, а для других – предметом первой необходимости. Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < EDi < 1) должно существовать благо с EDi > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Для большинства благ эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном, чем в краткосрочном периоде. Для товаров длительного пользования спрос относительно дохода более эластичен в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования резко изменяется в ответ на изменение дохода, отрасли, производящие эти товары, являются «циклическими», т.е. сильно реагируют на изменение деловой активности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: