Предмет, цели, задачи психологии профессионального образования




 

Психология профессионального образования - междисциплинарная отрасль научного знания. Она тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологи­ей труда, психологией профессий, акмеологией.

Под профессией понимается род трудовой деятельности, требующий определен­ной подготовки и являющийся обычно источником существова­ния. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку.

Поня­тие «профессиональное образование» отождествляется со специ­альным образованием и может быть получено в профессиональ­но-технических, средних и высших образовательных учрежде­ниях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и спе­циальности. Таким образом, профессиональное образование осу­ществляет подготовку специалистов в образовательных заведе­ниях начального, среднего и высшего профессионального обра­зования, а также в процессе курсовой подготовки и после­вузовского образования, образующих систему профессиональ­ного образования.

Предметом психологии профессионального образования является изучение психологических особенностей, закономерностей, механизмов и условий эффективности процессов профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионально­го становления.

 

Психология профессионального образования изучает следующие проблемы:

§ основы психологии профессионального образования: станов­ление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования психологии профоб­разования;

§ возрастные особенности субъектов профессионального об­разования: периодизация; формирование познавательных процессов учащихся (профессионального восприятия, мышления, памяти, внимания), профессиональных способностей, черт личности, умений и навыков; возрастные психические и психофизиологические особенности студентов; дифференциально-психологические характеристики учащихся, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания, и методы их диагностики;

§ психологические основы профессионального образования: психологическая структура учебной деятельности; личностно ориентированное, последипломное, социально-профес­сиональное воспитание, образовательно-ориентированная профессиография;

§ психологию деятельности и личности педагога профессио­нального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентированное педагогическое общение.

§ социально-психологические закономерности формирования студенческого коллектива; психологические аспекты педагогического общения и др.

К числу основных задач, стоящих перед психологией в учебно-профессиональной подготовке молодежи М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1978) относят следующие:

1. Участие в разработке «модели» современного специалиста.

2. Проведение психологического анализа деятельности студентов, выявление психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, учебно-профессионального воспитания и обучения.

3. Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов.

4. Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста (с учетом профиля образовательного учреждения, курса, возрастных и социальных особенностей).

5. Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества.

6. Исследование проблемы профориентации и профотбора.

7. Анализ процесса адаптации бывших школьников к профессиональному обучению, а выпускников – к условиям трудовой деятельности.

 

Вопросы для самопроверки к семинару 1:

  1. Назовите общенаучные принципы, которых придерживается психологическая наука.
  2. Раскройте тезис: «Психология профессионального образования изучает психику и психологические особенности деятельности субъектов образовательного учебно-профессионального процесса - студентов, преподавателей и руководителей образовательного учреждения».
  3. Какие феномены относятся к группам (раскройте каждую из них):

- психические процессы;

- психические свойства;

- психические состояния.

  1. Приведите примеры, характеризующие признаки психики по Ломову Б.Ф. – системность, целостность.
  2. Что является целью изучения психологии?

6. В чем заключается предмет, цели и задачи психологии профессионального образования?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: