Методы активного социально-психологического обучения(МАСПО)




Страница 1

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения:

Схема1: Классификация методов обучения

Традиционные методы обучения - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. К нему относятся хорошо известные: лекция (рассказ), семинар (беседа), практические занятия, и т.п. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле.

Активные методы обучения (МАО). А.М.Смолкин дает следующее определение: это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Он различает имитационные и неимитационные методы активного обучения (табл.1):

активные методы обучения
неимитационные имитационные
игровые неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи и т.п. коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа;

Табл.1 Классификация методов активного обучения предложенная Смолкиным А.

Методы активного социально-психологического обучения(МАСПО)

- методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе. Это форма взаимодействия учащихся и обучающего, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники (схема 2):

Схема 2: взаимодействия м/д участниками при использовании МАСПО

Использование активных методов социально-психологического обучения принципиально отличается от других методов обучения (табл.2):

Критерии Традиционное обучение Активные методы обучения Активное социально-психологическое обучение
1.Позиция учащегося. Участие формальное. Подчеркиваются обязанности учащихся в выполнении правил и заданий. Участие частично формальное. Добровольность участия. Поддерживается тенденция принятия других. Присутствует эмоциональная поддержка и взаимное доверие.
2.Позиция педагога. Постоянное доминирующее эмоциональное воздействие личности учителя. Преобладает односторонняя коммуникация. Чувства учащихся подавляются и игнорируются. Педагог стремится строить субъект-субъектные отношения, но не всегда имеет возможность учитывать эмоциональную сторону общения. Преобладает двусторонняя коммуникация; занятия строятся на основе партнерского общения. Нормой является открытое и честное выражение чувств. Постоянная рефлексия того, что происходит в группе.
3.Мотивация учащихся. Пассивное накопление знаний, их репродуктивное воспроизведение, получение положительной оценки, одобрения "значимых других". Рост поведенческой и профессиональной успешности в определенных ситуациях, заданных примененным методом. Рост поведенческой и профессиональной успешности, гибкость мышления, самопознание, адекватная самооценка, успешное профессиональное самоопределение.
4.Соотнесение целей занятий с целями учащихся. Учащиеся часто принимают навязанные цели и не связывают их со своими индивидуальными потребностями. Отсутствует учет индивидуальных особенностей учащихся, осуществляется "усредненный" подход. Цели выработаны педагогом, учащиеся подстраивают свои цели под цели обучения, согласованность между групповыми и индивидуальными целями частичная. Цели ясны и выработаны совместно, существует согласованность между групповыми и индивидуальными целями.
5.Распределение ответственности за результаты. Ответственность за результаты несет педагог. Ответственность за результаты несет педагог. Ответственность за результаты несет как педагог, так и участники группы.
6. Степень активности. Пассивность или видимая активность учащихся. Отсутствие самостоятельности, слабая речевая двигательность. Вынужденная активность, частичная самостоятельность, неравномерность в привлечении к активной деятельности всех участников образовательного процесса. Проявление как внешней, так и внутренней активности всеми участниками образовательного процесса.
7.Возможности коммуникаций в учебном процессе. Учащиеся изолированы от общения друг с другом, а общение с преподавателем строго регламентировано. Процесс общения проходит эпизодически, с ограничениями. Происходит полноценный процесс общения между всеми участниками группы.
8. Учет эмоционального состояния учащихся в сложившейся ситуации. Реализация психологического принципа "здесь и теперь". В большинстве случаев игнорируется. В большинстве случаев игнорируется. Учитываются процессы, происходящие в группе в данный момент, переживаемые чувства, появляющиеся мысли и суждения.
9. Степень внутренней мыслительной активности и проявления рефлексии у учащихся. В большинстве случаев мышление репродуктивное, пассивное, редкое проявление творчества и инициативы. Отсутствие рефлексии. Частично происходит процесс осознания, отдельные проявления творческой инициативы и продуктивного мышления. Глубокая рефлексия, развивается гибкость мышления, поощряются инновации, оригинальные способы самовыражения.

Табл.2 Сравнительный анализ методов обучения

Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов активного социально-психологического обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Разнообразие методов и приемов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: