Глава 1. Волонтерство и добровольчество. История становления добровольческой деятельности в России.




Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки шли защищать свою страну, так было и в первую мировую войну, и в Великую Отечественную. Практика многопланового толкования этого термина существовала и за рубежом. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством».

И в нашей стране в советское время была масса людей, которые добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа. Добровольчество было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. В связи с этим и прижился такой термин как «добровольно – обязательно», т.е. пока все делалось добровольно, то было все хорошо, если же возникало желание отказаться, то появлялся грозный призрак «обязательности». «Обязательность» была выражена не только в непосредственном наказании вольнодумца, но и прежде всего в публичном осуждении подобных поступков. Общественное мнение, созданное с помощью идеологии, позволяло манипулировать поступками людей.

Сегодня мы вкладываем в термин «добровольчество» нечто другое. Существует Закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, принятый 7 июля 1995 г. В нем записано, что “доброволец – это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации.” Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг выполняемых добровольцами работ, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение:

Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем.

Но для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период. Особое место в ее развитии сыграла церковь. Но немаловажны были и внешние факторы, которые отметил В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» – это и основные виды деятельности наших предков: хлебопашество, скотоводство, ремесленничество, а также затянувшееся по сравнению с другими народами родовое общественное устройство.

В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Екатерина Великая первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е. направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек – носительниц идей просвещения.

Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего, простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов. Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. Очень интересен факт, что при строительстве храма в одной из сибирских губерний была создана группа добровольцев, которые раздавали строителям храма (также работавшим на добровольческой основе) в качестве благодарности собранную ими ткань (атлас, парчу, ситец).

Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер. Например, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах ХIХ века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге.

А вот еще один из примеров прошлого, который был вновь подхвачен в Нижнем Новгороде уже в 1998 г. В Нижегородском краевом архиве сохранилась брошюра «Как и зачем образовалась Русская лига для борьбы с чахоткой», отпечатанная в московской типографии А. Мамонтова в 1911 г. Из нее следует, что «страшная эпидемия холеры за 1910 г. дала в России около ста тысяч смертей. Между тем в России от чахотки умирает ежегодно до 500 000 человек… Острые заразные болезни, все вместе взятые, губят меньше людей за один год, чем одна чахотка за то же время».

В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Дело, огромное по своим задачам, могло вестись успешно лишь при сочувствии всего общества и его материальной поддержке. И лига эту поддержку получила. Во многих городах, в том числе и Нижнем Новгороде, открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно.
В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены оргбюро занимались устройством всех мероприятий — церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. Они же договорились с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами — о бесплатном проезде продавщиц цветка, с театрами и кинематографами — об отчислениях в пользу лиги. За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.

Примечательной особенностью российского добровольческого движения является то, что оно стартовало фактически с нулевого запаса профессиональных знаний, опыта и методик и дошло до его современного состояния, когда оно, благодаря поддержке и интеграции с мировым сообществом добровольцев, начинает активно развиваться на местном, региональном и национальном уровнях, получая все большее признание в обществе.

В странах, встающих на путь демократического развития, на определенном этапе демократические ценности становятся определяющими для ее граждан, а добровольное участие в жизни и делах страны рассматривается как основа сплочения граждан для совместного решения серьезных проблем. Ниже представлены даты и события, отражающие развитие добровольчества в 90-е годы XX века:

· 1990 год. Начало демократических перемен в стране и первый
масштабный опыт добровольчества. Начало создания первых
неправительственных организаций для решения существующих общественных
проблем и улучшения жизни. В основе объединения важные для граждан
ценности: справедливость, свобода, демократия.

· 1991 год. Начало интеграционных процессов с мировым и европейским
добровольческим движением. Первые знания, уроки и опыт о деятельности и
возможностях неправительственных организаций и добровольных усилий были
получены из стран Европы и США, которые искренне пожелали помочь новой
демократической России. Свободное общение, обмен идеями, открытость этих
стран и серьезная финансовая поддержка помогли сформировать в России новое
сообщество, или третий сектор, в котором особое место и роль занимают
добровольные усилия граждан. В этот период (декабрь 1991} впервые в России
Фондом Точки Света было сформулировано понимание того, что:
1. Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о
других и о проблемах общества.

2. Добровольчество - это способ:

o строить социальные отношения;

o применять на практике свои моральные и религиозные принципы;

o получать новые навыки;

o найти поддержку и друзей;

o почувствовать себя способным что-то совершить;

o почувствовать себя хорошо

· 1993 год. Конференция европейских волонтеров, организованная в Москве Европейским центром волонтеров Международной ассоциации добровольческих усилий. Знакомство с принципами добровольчества, сформулированными во Всеобщей декларации добровольцев, способствовало выходу на новый уровень понимания роли и сущности добровольчества.
Добровольчество - это:

• инструмент социального, культурного, экономического и экологического
сообщества;
• добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;
• активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;
• способ улучшения качества жизни, личного совершенствования и
углубления солидарности между людьми и народами;

· 1994 год. 13 Всемирная конференция добровольцев 1994 года в Токио. Начало нового этапа в понимании и осмыслении роли добровольчества как основы для построения гражданского общества. Это помогло понять, впервые сформулировать и продвигать в России идею о том, что уровень гражданского общества напрямую зависит от уровня вовлеченности граждан из разных социальных слоев и возрастных групп в общественную добровольную деятельность на благо других и общества в целом.

· 1994 год. Проведены исследования мотивации российских добровольцев.
Исследования и опыт показывают, что в основе возрождения феномена
современного российского добровольчества и среди главных мотивов,
побуждающих к добровольческой деятельности:
• стремление к строительству более справедливого и свободного
общества;
• энтузиазм, доброта и подвижничество граждан;
• стремление быть социально полезным другим людям;
• неравнодушное отношение к происходящему вокруг;
• желание реализовать себя и свои инициативы;
• решить проблемы других людей и собственные проблемы.

· 1995 год. Как результат пятилетнего опыта и взаимодействия с мировым
движением добровольцев организован Первый Московский Форум добровольцев
- 280 участников из 110 неправительственных организаций из пяти городов
России.
Главные цели Форума:
1. Начать широкий общественный диалог о российском добровольчестве,
его важности для успешного будущего России.
2. Познакомить с опытом и ценностями добровольчества в мире.
3. Объединить усилия участников Форума в развитии добровольческих
инициатив и сотрудничества.
Впервые в 1995 году и России организована "Неделя добровольческих усилий - 95", привлечено внимание к Международному Дню добровольца. Впервые российские граждане узнали о Международном Дне добровольца. Первый раз "Неделя" прошла в Москве. В результате более 10 000 тысяч пожилых и инвалидов получили конкретную помощь от добровольческих усилий. Сейчас уже и другие российские города участвуют в совместных добровольческих действиях и делают этот добровольческий праздник национальным.
Как важнейший результат и практическое воплощение идеи добровольчества получают распространение в регионах и городах России, создаются первые центры добровольцев, бюро добровольной помощи, ориентированные на вовлечение людских ресурсов для решения социальных проблем. Наиболее активно и профессионально процессы развития добровольчества идут в Москве, Сибири, Санкт-Петербурге. Эти города и регионы являются настоящими центрами развития добровольчества.

· 1996 год. 14 - Всемирная конференция добровольцев (Кейптаун). Эта
Конференция помогла вывести движение добровольцев России на новый
качественный и организованный уровень.
Второй Российский Форум добровольцев (декабрь 1996 года) собрал 302 участника из 175 российских организаций 20 российских регионов. Впервые разработана и опробована силами российских тренеров первая образовательная программа тренингов и семинаров по эффективному добровольчеству.
Важнейшими итогами Второго Российского Форума были:

o разработка и принятие стратегических задач развития движения в России на 1997 - 2000 годы;

o положено начало созданию Ассоциации добровольцев России.

Цель Ассоциации - развитие, поддержка и продвижение добровольчества в России для сплочения граждан в решении общих социальных проблем. Важная роль Ассоциации заключается в укреплении в России общемировых добровольческих ценностей, связи российского движения с мировым. В настоящее время Ассоциация продолжает организационно формироваться.

· 1997 год. Как результат тесного взаимодействия с мировым движением
на протяжении всего периода сотрудничества, в разработанную и
предоставленную обществу стратегию развития российского добровольчества
заложены базовые ценности и видение, что позволит более
эффективно строить работу по восстановлению и укреплению нарушенных
связей в обществе. 1997 год явился началом развития движения на национальном
уровне.

· 1997-2000 год. Стратегические задачи на ближайшие 5 лет -формирование нового общественного сознания о важности добровольных инициатив и создание возможностей для граждан реализовать свое желание быть добровольцем.
Проект переходит в новую фазу своего развития - формирование инфраструктуры движения добровольцев. Создание сети центров добровольцев, объединенных общей миссией и разделяемых видением будущего. Необходимой задачей для данного этапа является подготовка приверженных профессиональных лидеров по управлению самим процессом формирования сети центров и обучения менеджеров и лидеров для добровольчества.

Говоря о том, как изменилась ситуация с добровольчеством в России за последние годы, в первую очередь нужно отметить, что меняется его идеология. Те организации, те сектора общества, которые так или иначе используют технологии добровольчества в своей деятельности, начали по-другому к нему относиться. Лет пять назад добровольчество было в основном прерогативой некоммерческого сектора. Сегодня оно шагнуло и в политику, и в государственный сектор, и в бизнес. Например, в Тверской области новый губернатор Зеленин строил свою политическую платформу именно на добровольчестве. И сейчас там мощно работает центр «Важное дело», который активно поддерживается губернатором. Добровольчеством занимается и бизнес, разрабатывая, к примеру, корпоративные добровольческие программы. Все больше и больше добровольческие технологии проникают в деятельность разных муниципальных и государственных учреждений.

С другой стороны, проявляется тенденция переоценки смысла добровольчества, философии добровольчества. Все чаще эксперты некоммерческого сектора, представители гражданских и общественных организаций задаются вопросами: что же такое добровольчество и зачем оно нам нужно? Что это – некий подготовительный этап карьеры, или это свобода волеизъявления, гражданская позиция отдельных лиц? Дискуссии пока не окончены. Можно выделить несколько лагерей. Представители одного из них полагают, что добровольчество – это социальная технология, способ решения каких-то важных социальных проблем. И доброволец – прежде всего человеческий ресурс, который эту проблему позволяет решить. В основном это позиция некоммерческих организаций, которые не один год профессионально работают над решением какой-то конкретной проблемы. Среди гражданских и общественных объединений есть такие, которые занимаются защитой и отстаиванием общественных интересов. Они больше склонны полагать, что добровольчество – это некий гражданский статус, который позволяет активно проявлять свою позицию по каким-то принципиальным вопросам, активно выражать свое желание что-то изменить вокруг себя. И есть пока немногочисленная группа, которая считает, что это просто инструмент достижения определенных целей, в том числе политических.

Считается, что максимально точно философия добровольчества выражена в документах ООН. Это сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности, и вовлекаются в эту деятельность граждане на добровольной основе.

Если говорить конкретно о молодежном секторе добровольчества, то все чаще ставятся такие вопросы. Насколько это интересно молодежи? Имеем ли мы право как-то содействовать трансляции этой идеологии в молодежную среду? Не повредит ли это профессиональному самоопределению молодежи, позиционированию себя на рынке труда? Такие противопоставления возможны потому, что сегодня не очень много участников добровольческого движения, в полной мере осознающих, во что они вовлечены и какова их миссия на самом деле. Ряд общественных организаций занимает совершенно конкретную позицию: не надо эту идеологию насаждать насильно. Пусть человек самоопределится. Не каждый может стать добровольцем, и не каждый должен быть добровольцем.

Проблемы, которые сегодня ставятся организациями, занимающимися развитием добровольчества, за последние годы не изменились. И это настораживает. Пять лет назад мы говорили о проблемах привлечения, мотивирования, удержания добровольцев. То же самое и сейчас. Но эти проблемы ставятся, как правило, профессиональным сообществом. Осталась проблема массовости этого явления. По-прежнему у нас в добровольчество вовлечено до 10% граждан, в то время как этот показатель может достигать 40%.

Вместе с тем есть и позитив – появилась пока небольшая группа молодых людей, которым не надо объяснять, что они должны в чем-то участвовать. Они расценивают свое добровольное участие в чем-то как дополнительный «кейс», в том числе и профессиональный.

Еще одна проблема, которая не решена в России, – это нормативно-правовое регулирование добровольческой деятельности вообще. Количество профессиональных организаций, которые используют труд добровольцев в своей деятельности, довольно велико, но процесс регулирования этого труда ни на чем не основан. У нас до сих пор нет закона о добровольческой деятельности (во многих государствах такие законы действуют). У нас до сих пор ни в Трудовом кодексе, ни в законе о благотворительности нет подробного толкования добровольческой деятельности. И только небольшое количество организаций, где действуют сильные юридические службы, смогли в существующей ситуации самостоятельно сформулировать эти базовые положения на уровне своей организации.

В целом в стране участие в добровольческой деятельности никак официально не поддерживается, не формализуется государством, не идет в пакет профессиональных личностных достижений. Тем не менее, на государственном уровне есть система поддержки добровольчества. В 2006 году на российском уровне была учреждена совместная общественно-государственная награда в области добровольчества. Этим занимался Российский центр развития добровольчества и Фонд «Созидание».

На федеральном уровне активных попыток решить перечисленные проблемы не предпринималось со времен Гражданского форума 2001 года. Это может происходить происходит отчасти потому, что, используя технологии добровольчества для решения каких-то своих задач и интересов, никто особенно не интересуется самим явлением и его структурой. В целом отношение к некоммерческому сектору пока настороженное, общество пытается понять, чем он занимается и что является результатом его деятельности, принимаются жесткие поправки к законам, регулирующим деятельность третьего сектора. Это касается и добровольчества. Для государства оно пока не стало явлением, пользующимся общенациональной поддержкой.

Что касается региональных властей, например, Комитета по молодежной политике администрации Ленинградской области, то развитие добровольчества поддерживается в грантовых конкурсах, оказывается организационная, информационная помощь. Прежде всего, получают поддержку так называемые центры развития добровольчества – организации, которые последовательно продвигают эту идеологию и используют профессиональный подход.

Теперь о перспективах добровольчества. Понятие добровольчества неизменно связанно с понятием социального капитала. Этот капитал в нашей стране недооценивается. Мы все время говорим о том, что президентом поставлена национальная задача удвоить ВВП, но у исполнительной власти имеются проблемы по реальному достижению этих показателей. В России пока не существует технологий оценки социального капитала и оценки того, что люди делают добровольно в неэкономической сфере, и что, тем не менее, в конечном счете тоже работает на ВВП. Очень большое значение имеют разрабатываемые отдельными организациями методики оценки труда добровольцев, которые позволяют получить совершенно измеримые, в том числи финансовые показатели, и немалые.

Надеемся, что если в перспективе добровольчество станет национальным проектом, национальной идеей, это может в значительной степени повлиять на подход к оценке и развитию социального человеческого капитала.

Добровольчество сегодня – это в первую очередь технология подготовки к профессиональной деятельности и развития профессиональной компетенции. В классической литературе по добровольчеству всегда приводится такой пример. В музее стоит скелет кита. Простой уборщице нельзя поручить протирать пыль со скелета, тогда как молодежи, которая интересуется зоологией, это может быть в несколько раз полезнее, интереснее и нужнее. Это и есть фронт деятельности добровольцев. Чем больше мы создадим возможностей для применения добровольческих усилий в различных сферах общества, чем больше мы интегрируем добровольческие программы в какие-то повседневные вещи, в ЖКХ, в ТСЖ, в содержание дворов и улиц, тем будет полезнее и лучше. Поэтому перспективы у добровольчества большие. Единственное, необходимо обеспечить системное информирование, координацию и профессиональную поддержку тех, кто развивает добровольчество.

Общероссийские ежегодные добровольческие социальные действия в 2011 году проходят под девизом «Мы вместе создаем наше будущее!» Их особенность состоит в том, что в них примут участие и бизнес, и общественные организации, и государственные структуры.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: