Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи...» (М)




Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения

Я и мир

Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения

Актуальность программы

Как показали результаты психолого-педагогических исследований, в настоящее время увеличивается доля детей, у которых слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия, ролевого поведения. Во многих классах педагоги и психологи сталкиваются с агрессивно-конкурирующим поведением детей. В связи с увеличивающейся учебно-развивающей нагрузкой у учащихся нет возможности для формирования устойчивой групповой структуры внутри класса. Ребенок, приходя в школу, слабо понимает свою психологическую роль внутри группы, что вызывает состояние тревоги, страха, дезадаптации.

Новые концепции воспитания предлагают родителям воспитывать в детях дух индивидуальности, не заботясь о формировании коммуникативных навыков. Это негативно сказывается на поведении детей в коллективе: они заменяют конструктивные формы общения защитными агрессивными ролями. Данный тренинг направлен на формирование групповой структуры через определение места каждого ребенка в коллективе. Программа нацелена на работу с младшими школьниками для решения проблем взаимоотношений в классе, школьной дезадаптации.

Цель: развитие навыков конструктивного общения в классе, группе через определение психологической ниши каждого ученика, участника тренинга.

Задачи: демонстрация индивидуальных особенностей человека; определение психологической ниши каждого ученика в классе; мотивация на совместную конструктивную деятельность.

Основные методы: элементы сказко-, драма-, арт- и гештальт-терапии, методы групповой дискуссии, ролевые и деловые игры, методы символического самовыражения.

Условия проведения

Просторное помещение со столами, стульями, доской. Каждому ребенку на первом занятии желательно выдать альбом, в котором бы выполнялись все индивидуальные работы. После каждого занятия альбомы забирает ведущий, а по окончании всей программы альбомы возвращаются детям. По окончании занятия ведущий выдает каждому ребенку кусочек общей картины (например, см. приложение № 8). Все кусочки картины дети должны хранить в личных конвертах, которые находятся у ведущего. На последнем занятии дети собирают общую картину из кусочков, что символизирует объединение класса. Время проведения каждого занятия - 45 минут. Общее количество часов, необходимое для реализации программы, - 9 (по 1 занятию в неделю). Оптимальное число детей в группе - 12 человек.

Материалы: альбомы для каждого ребенка, конверты, ткань, ленты, карандаши, кисти, краски, бумага, клей, разноцветные нитки, скотч, наклейки, сюрпризы для детей, клубок (мячик), игровые поля, раздаточные материалы к занятиям, фишки, игральный кубик, игрушка дракона или любая большая мягкая игрушка, ватман.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Разминка, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс.

2. Работа со сказкой, выполнение упражнений, направленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы.

3. Обсуждение, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях.

4. Ритуал окончания занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком.

Условные обозначения: М - модифицированное упражнение; А - авторская разработка; З - заимствованное и непереработанное.

 

 

Тема: «Мы — разные»

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

Задачи: изменить отношение к непохожим людям; разработать модель конструктивного взаимодействия с «непохожими» людьми.

ЗАНЯТИЕ 1

Разминка «Слушай команду» (З)

Время: 5 минут.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети свободно двигаются по комнате. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. Была у него лавка богатая. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и кушанья изысканные. Купец по всем странам ездил, привозил отовсюду разные диковины.

Однажды решил он поплыть на другую сторону земли. Там было загадочное восемьдесят девятое царство. Кого ни спрашивал купец, никто там еще не был. Разные легенды ходили про эту землю: про двухголовую собаку, которая врагов за сто верст чуяла, про птицу-орлана, которая видела, что на другом краю земли делается, про прекрасную царевну, которая всех женихов от себя прогоняет. До того стало купцу интересно, что решил он туда попасть.

Путь предстоял неблизкий. Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль купил, запасся припасами и поплыл. Плыли они долго, разных чудес насмотрелись, много бурь страшных выдержали. Иной раз хотелось купцу назад повернуть, к дому родному, но что-то останавливало его, вперед гнало. Устали моряки, измучились, к дому повернуть просят. Тут крик раздался: «Земля, земля!» Только сошли они на берег, как на море шторм поднялся.

Пошли матросы на ночлег размещаться. Купец тем временем узнал, где можно лавку открыть. Разложил он товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться. А купец от всех нос воротит: мол, запах от них противный, да и одеты они уж больно грязно, манерам не обучены. Весь день купец нос платком закрывал и глаза отводил, чтобы жителей не видеть. Да еще нос задирал: мол, вы все глупые, необразованные, а я-то уж и в университетах обучался. Несподручно, мол, мне с вами разговаривать.

Покупатели недовольными из его лавки выходить начали. Никто туда идти не хочет. Призадумался купец: «Если так и дальше будет, разорюсь я, по миру пойду. Что же делать мне?» Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок. Остановился, на купца посмотрел и сказал: «Все люди - что цветы на поляне: красивые и незаметные, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.

Обсуждение: что запомнилось в сказке? Что важного узнал купец? Что понравилось, что не понравилось?

Игра «Похожие и разные» (М)

Предварительная подготовка: доска делится на две части.

Материалы: доска, мел, наклейки для победителей (по желанию ведущего).

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, сейчас мы проведем небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходство и различия. Для этого нам нужно поделиться на две команды. От каждой команды вызывается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходство, а другая - различия. За каждый правильный ответ я буду ставить на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то будьте очень внимательны, вам нужно выиграть. Итак, всем ли понятны правила игры?

Комментарий для ведущего. при желании игру можно повторить с другими участниками.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать?

Выводы: все люди разные, но у них есть много похожего.

Игра «Сотвори себе друга» (А)

Материалы: разноцветные ленты, ткань.

Время: 10 минут.

Инструкция. Мы с вами проведем небольшой эксперимент - постараемся узнать, как выглядят те люди, которые нам нравятся и которые не нравятся. Мы разделимся на две команды. Каждая команда должна будет придумать одежду из лент и ткани для человека, который нравится или не нравится. Из каждой команды нужен один доброволец. Одна команда будет придумывать одежду для человека, который нравится, а другая для того, кто не нравится. Всем ли понятны правила игры?

Комментарий для ведущего. Если дети отказываются придумывать одежду для человека, который им не нравится, то в роли «неприятного» человека может побыть сам ведущий. Дети с удовольствием наряжают ведущего в «неприятные» одежды.

Обсуждение: понравилась или не понравилась вам игра? Что особенно запомнилось? Какие выводы мы можем сделать, глядя на наряды двух людей? Похожи ли между собой два одетых человека («приятный» и «неприятный»)? Что можно сказать про людей, которые будут одеты подобным образом? (Перечислить личностные качества.) Чем похожи эти люди на каждого из вас? Найти сходства и отличия.

Выводы: «неприятного» человека дети одевают в темные цвета, очень небрежно, как бы стараясь его спрятать. «Приятного» человека одевают очень тщательно, в яркие, красивые цвета. Темные цвета ассоциируются со злостью, вредностью, лживостью человека. Яркие цвета напоминают о доброте, веселье, мягкости, честности человека. Бывает ли такое, что хороший человек надевает черную одежду, а злой и вредный - красивую и разноцветную? Делаем вывод, что по одежде судить о человеке нельзя («Встречают по одежде, а провожают по уму»). Нет только плохих или хороших людей, в каждом человеке есть хорошее и плохое.

Упражнение «Закончи предложение» (А)

Материалы: клубок.

Время: 5 минут.

Инструкция. Каждому из вас я кину клубочек и попрошу закончить предложение. Это мы сделаем для того, чтобы понять, какие люди нравятся нашему классу, а какие - не нравятся. Я буду кратко записывать на доске ваши ответы.

- Мне нравятся / не нравятся люди, которые...

- Самое лучшее качество человека - это...

- Самое плохое качество человека - это...

- Я не хочу дружить с некоторыми людьми, потому что...

Выводы: нравятся нам люди, которые похожи на нас. Мы их считаем «своими»: относимся к ним хорошо, прощаем им ошибки, дружим с ними. Не нравятся те люди, которые на нас не похожи. Мы считаем их «чужими», отказываемся с ними разговаривать, плохо к ним относимся, обижаем их. Могут ли непохожие на нас люди быть хорошими? Что нужно, чтобы узнать: какой человек? Нужно с ним пообщаться, поговорить. По одному внешнему виду нельзя делать никаких выводов. С непохожими на нас людьми нужно разговаривать, чтобы понять их. Похожи ли друзья друг на друга? Не всегда. Друзья, как пазлы, дополняют друг друга. Можем ли мы считать своим другом человека, который на нас не похож?

Комментарий для ведущего. Если позволяет время и энергия детей, то можно сделать ранжир качеств. Это позволит выяснить личностные предпочтения участников, продемонстрировать детям ценности их класса.

Игра «Мы все» (М)

Материалы: цветные журналы с большим количеством картинок, клей для каждого, ватман, карточки с именами всех участников тренинга.

Время: 10 минут.

Инструкция. Вам интересно смотреться в зеркало? Сейчас я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Этими зеркалами будете вы сами. Мы попробуем с вами создать картину, которая бы называлась «Мы все». Создавать ее мы будем интересным образом. Каждому из вас я дам карточку с именем вашего одноклассника. Вам нужно подумать, каким вы видите вашего одноклассника через 10 лет: как он будет выглядеть? Чем будет заниматься? Вы уже закончите школу, вам будет по 17-19 лет. Посмотрите внимательно на вашего одноклассника. Придумали?

Теперь возьмите журналы, найдите нужные фотографии, картинки, вырежьте их и приклейте на ватман.

Обсуждение: понравилась / не понравилась такая работа? Какой образ особенно запомнился? Почему все картинки получились разными? Есть ли похожие картинки?

Выводы: все картинки разные потому, что мы все разные. Но даже среди непохожих людей можно найти некоторое сходство.

Комментарий для ведущего. Если группа настроена доброжелательно по отношению друг к другу, то можно работать с образами другого. В противном случае можно предложить детям создавать свой собственный образ. Алгоритм работы остается таким же.

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи...» (М)

Материалы: клубок.

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, наше занятие на сегодня закончилось. Посмотрите внимательно на вашего соседа слева. Подумайте, чем он сегодня похож и непохож на вас. Каждый из нас скажет своему соседу такую фразу: «Мы с тобой сегодня похожи... и непохожи...» и передаст клубочек соседу. Говорить будем по очереди, я начну первой.

ЗАНЯТИЕ 2

Разминка. «Мяч в круге» (З)

Время: 5 минут.

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу один, два, три и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Упражнение «Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?

Ведущий выслушивает ответы детей, подводит итог.

Выводы к занятию 1:

  • Все люди - разные, но в них есть много похожего.
  • В каждом человеке есть хорошее и плохое; нет только хороших или совсем плохих людей.
  • Узнать человека можно, пообщавшись с ним. Встречаем по одежке, провожаем по уму.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Всю ночь купец не спал, над словами старичка думал. Что же они значить могут? Уж солнышко встало, а купец все лежит, лавку открывать не торопится. «Пойду-ка я на поляну схожу, может, там ответ найду». Пришел он на поляну лесную, цветов там видимо-невидимо. Красивые и незаметные, душистые и почти без запаха - стоят они, на ветру качаются, к солнышку красному лепестки тянут. Заулыбался купец, повеселел, слова старичка вспомнил и понял, что они значат: цветы, как люди, разными бывают, и каждому человеку хочется любви и уважения. Если ко всем по-доброму относиться, то и люди будут тебе улыбаться и радоваться встрече.

Постоял купец немного на поляне, цветами полюбовался и пошел лавку свою открывать. Открыл лавку, ждет покупателей. Зашли богато одетые, красивые люди - купец стал им улыбаться, товары разные предлагать. Ушли они довольными, обещали вернуться. К вечеру в лавку к нему стали заходить бедно одетые люди, тихие, скромные. К таким покупателям купец не спешил, широко им не улыбался. Думал, что с бедняков взять можно?

Пришла пора домой собираться, лавку закрывать. Идет купец домой, радостный, довольный. Тут вчерашнего старичка встречает. Говорит старичок: «Вижу, дела у тебя хорошо идут. Понял ты слова мои. Запомни еще: каждый человек - что непознанная книга: сначала неинтересен, а потом зачитаешься». Сказал старичок слова эти и пропал.

Обсуждение: что запомнилось в сказке? Что узнал купец? Что понравилось, не понравилось?

Игра «Все люди важны и нужны» (М)

Материалы: карточки с написанными профессиями (дворник, учитель, врач, водитель, няня, пожарный, милиционер, директор банка, актер/актриса и др.) - по количеству детей.

Время: 10 минут.

Вариант № 1. Инструкция. Ребята, как вам известно, на свете есть много профессий. Какие профессии вы знаете? А все ли профессии вам нравятся? Сейчас мы с вами сыграем в игру и узнаем, что же хорошего есть в каждой профессии. Играть мы будем таким образом: каждому из вас я дам карточку с написанной профессией. Ваша задача: прочитать и никому не показывать, что на ней написано. Затем каждый из вас выходит к доске и рассказывает, почему нужна эта профессия, чем она интересна. Саму профессию называть нельзя! Остальные должны угадать, что это за профессия. Всем ли понятно, как мы будем играть? Я начну первой.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какой вывод мы можем сделать из этой игры? Почему каждая профессия очень важна в жизни людей? Какие профессии вам нравятся, а какие - нет? Почему?

Выводы: есть профессии, люди, которые не нравятся, но они важны для нас. Каждый человек, профессия полезны, интересны.

Вариант № 2. В качестве стимульного материала можно использовать героев известных сказок, мультфильмов или личностные качества участников. Алгоритм проведения игры остается таким же, как и с профессиями.

Игра «Проверим?!» (М)

Материалы: несколько наборов цветных карточек (по 3-4 цвета в наборе).

Время: 5 минут

Инструкция. Ребята, среди вас есть похожие люди? Для игры нам понадобится два добровольца. Встаньте, пожалуйста. Чем похожи эти добровольцы? Итак, сейчас двум похожим людям нужно будет одинаково думать. Как вам кажется, всегда ли мысли и поступки похожих людей сходятся?

Наши добровольцы повернутся спинами друг к другу. Каждому из них я дам набор цветных карточек. Задача добровольцев: без слов, стоя спиной к спине, показать одинаковые карточки. Если вы так похожи, то вы без труда справитесь с этим заданием. Итак, всем ли понятны условия игры? Тогда выбираем карточки и по моей команде поворачиваемся.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что удивило? Что важного можно узнать из этой игры?

Выводы: похожие люди, друзья могут думать по-разному, что вызывает у нас много разных чувств (от веселья до гнева). Иногда мысли людей сходятся, но это бывает очень редко. Поэтому ненавидеть тех людей, которые думают не так, как вы, совершенно не нужно. Вы можете оказаться в такой же ситуации, когда будут ненавидеть вас. У всех людей свои мысли.

«Фу, ты не такой!» (А)

Время: 10 минут.

Инструкция. Как мы с вами уже поняли, мы все разные. В этом нет ничего плохого. Каждый из нас как кусочек в мозаике. Если какого-то кусочка нет, то получается дырка, рисунок становится некрасивым. Но случается так, что кусочки мозаики начинают за что-то не любить какой-то один кусочек. Сейчас мы с вами попробуем выяснить, каково же приходится этому одинокому кусочку. Мне нужен смелый и необидчивый доброволец. У добровольца будет такая роль: слушать и добродушно отвечать на замечания остальных ребят. Остальные же будут говорить так: «Фу, ты на нас не похож, потому что...», приводя свои аргументы «непохожести». Итак, всем ли понятны условия игры?

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось? Что запомнилось? Что чувствовал, когда был отвергаемым, нападающим? Что хотелось сделать? Что важного можно узнать из этой игры?

Выводы: отвергаемым, «непохожим» людям очень тяжело терпеть оскорбления и гонения. Запомните это состояние, когда вас отвергают, чтобы не было соблазна кого-то унижать и оскорблять. Каждый из вас может в любой момент оказаться на месте отвергаемого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: