ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет Бухгалтерский учет
Специальность Бух. учет, анализ и аудит
Курс 4
Дисциплина Психология и педагогика
профессиональной деятельности
Реферат
на тему:
«Психология как наука, особенности предмета психологии».
Выполнила студентка Нурмухомятова
Эльмира Равилевна
Группа УБТЗ – 41/7 – СС-4
Проверил
г. Москва 2008 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Явления, изучаемые в психологии………………………………………………4
2. Особенности предмета психологии……………………………………………..5
3. Методы исследования в психологии……………………………………………6
4. Отрасли психологии…………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………………………
Введение.
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны «с изучением и созданием средств производства и орудии труда». Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.
В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».
Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.
Понятно, что общей задачей психологии является изучение, как психики субъекта, так и его психологии.
В данном реферате рассмотрим подробнее, что же изучает психология как наука. Представим в виде схемы основные понятия, которые изучает современная психология.
Явления, изучаемые в психологии.
Процессы, состояния, свойства: индивидуальные и групповые, внутренние, внешние - с помощью этих понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в таблице № 1. (Многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе, по этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.).
Таблица № 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии.
Явления | Понятия, характеризующие эти явления | ||
Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) | Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, мотивация, мышление, обобщение, ощущение, память, представление, привыкание, принятие решений, речь, самовнушение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение и т п. | ||
Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) | Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, гипноз, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, убежденность, усталость, утомление, чувство, | ||
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) | Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм. | ||
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Действие, деятельность, жест, игра, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение. | ||
Состояния: индивидуальные внешние (поведенческие) | Готовность, интерес, установка. | ||
Свойства: индивидуальные внешние (поведенческие) | Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, эгоизм. | ||
Процессы: групповые внутренние | Идентификация, коммуникация, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм. | ||
Состояния: групповые внутренние | Конфликт, сплоченность, психологический климат. | ||
Свойства: групповые, внешние | Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы. | ||
Процессы: групповые внешние | Межгрупповые отношения. | ||
Состояния: групповые внешние | Паника, открытость группы, закрытость группы. | ||
Свойства: групповые внешние | Организованность. |