Технические требования к системе показателей динамических качеств подвижного состава




 

Коэффициент устойчивости от схода колеса с рельса (Слайд 13).

Вычисление коэффициента устойчивости от схода колес с рельса и силы, действующие на колесо и рельс выполняются по формулам приведенным на слайде (Слайд 13). В них приняты следующие обозначения: Yp- рамная сила, Н-сила трения в контакте колеса и рельса, Yб- боковая сила, действующая на рельс. Для скоростного подвижного состава Кук должен быть не менее 1.4

Отношение рамной силы к вертикальной статической нагрузке колесной пары на путь. Допустимое значение (Yp/2П=0.3);

Коэффициенты вертикальной динамики (Слайд 13).

Коэффициент запаса сопротивлению усталости несущих конструкций экипажа (Слайд 13). В расчетной формуле принято: σ-1 – предел выносливости лабораторного образца из материала детали конструкции, Kς - коэффициент концентрации – отношение пределов выносливости лабораторного образца и предела выносливости натурной детали конструкции, σv – амплитудное значение переменного напряжения, σm – среднее значение переменных напряжений, ψ – коэффициент асимметрии циклических напряжений характеризует чувствительность металла к асимметричной нагрузке.

. Коэффициент плавности хода подвижного состава

Wj=α ầ^0.3, где α=4.346 для вертикальных колебаний, α=4.676 для горизонтальных колебаний, ầ - среднеквадратическое значение ускорений для скорости V. Wcp<2.8 для вертикальных и горизонтальных колебаний при скоростях до 250км/ч

Комфорт пассажиров в салоне вагона определяется следующими требованиями (Слайд 13).

Головные вагоны должны иметь устройства пассивной защиты поезда (крэш-системы) при различных аварийных ситуациях с общей энергией поглощения не меньше 2 МДж.

 

Требования к маркировке высокоскоростного подвижного состава

 

ВСПС и его составные части должны иметь хорошо различимые идентификационные надписи и предупреждающие надписи и маркировку, которые должны быть повторены и пояснены в руководстве по эксплуатации. Идентификационные надписи должны содержать такие данные (Слайд 14).

Каждая единица ВСПС и ее составные части, в соответствии с конструкторской документацией, должны иметь следующую маркировку (Слайд 14). Кроме того, должны быть нанесены следующие надписи: конструкционная скорость, серия, модель, таблички и надписи о проведенных ремонтах, освидетельствовании резервуаров и контрольных приборов; число мест.

На каждой колёсной паре должны быть нанесены знаки маркировки и клеймения, установленные в технической документации.

На стёклах кабины машиниста и вагонов ВСПС должна быть маркировка, содержащая следующую информацию (Слайд 13).

Перед вводом в эксплуатацию на всех объектах железнодорожной линии, в предусмотренных проектом местах должны быть нанесены предупреждающие надписи, знаки об опасностях и условиях безопасной эксплуатации. При вводе в эксплуатацию ВСПС должно быть проверено наличие эксплуатационной и ремонтной документации.

 

Требования к охране окружающей среды

 

При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию ВСПС должны выполняться требования законодательства в области охраны окружающей среды. (Слайд 15).

Для подсистем железнодорожной линии, ВСПС и их составных частей должен быть предусмотрен порядок утилизации опасных элементов для предотвращения недопустимого использования после прекращения их эксплуатации.

При строительстве железнодорожных линий, их подсистем, составных частей подсистем должны быть приняты меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством страны, в которой будет эксплуатироваться ВСПС.

При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию железнодорожных линий, их подсистем, составных частей подсистем должны предусматриваться и выполняться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции диких животных и мест их постоянного обитания, в том числе в период размножения и зимовки.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что понимается под скоростным и высокоскоростным железнодорожным подвижным составом.

2. Назовите хронологию развития ВСПС в мире.

3. Назовите общие требования к ВСПС.

4. Требования безопасности к ВСПС и его составным частям при проектировании и производстве.

5. Назовите основные требования к маркировке ВСПС.

6. Основные требования к охране окружающей среды при использовании ВСПС.

 

 


Практическое занятие 1

Требования безопасности к высокоскоростному подвижному составу и составным частям при проектировании и производстве

Теоретический материал

 

ВСПС и его составные части независимо от их принадлежности должны соответствовать требованиям соответствующего технического регламента на конкретный тип ВСПС.

Конструкция ВСПС, расположение и монтаж его оборудования должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала при эксплуатации, осмотре, техническом обслуживании, ремонте.

Основные требования к системам управления, контроля и безопасности ВСПС следующие (Слайд 16).

Все программные средства ВСПС, как встраиваемые в технические средства, так и поставляемые на материальных носителях должны соответствовать следующим требованиям (Слайд 16).

На каждой единице ВСПС проверяют соответствие версии установленного на ней программного обеспечения версии, указанной в документе о соответствии программного обеспечения предъявляемым к нему требованиям безопасности.

Система управления, контроля и безопасности ВСПС, работа тягового привода и другого оборудования при неисправностях аппаратов электрической, гидравлической и (или) пневматической частей, сбоях программного обеспечения не должна допускать изменений характеристик и режимов работы, которые могут привести к нарушению безопасного состояния ВСПС.

Сбой системы управления при исправной работе бортовых устройств безопасности не должен приводить к остановке ВСПС и к нарушению реализации проектных характеристик ВСПС

Программное обеспечение, используемое в бортовых системах безопасности ВСПС, должно быть протестировано и пройти валидацию в организациях, аккредитованных на выполнение этих работ.

Требования к приборам и устройствам для управления ВСПС представлены на (Слайд 17).

ВСПС оборудуется устройствами поездной радиосвязи, автоматизированной системой управления с обеспечением контроля скорости движения и речевой информации при подъездах к входным и выходным светофорам, переездам и станциям, регистраторами параметров движения, автоматической локомотивной сигнализацией, связью «пассажир-машинист», сигнализацией контроля закрытия дверей, автоматической пожарной сигнализацией. ВСПС, используемый для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, должен быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Требования к бортовым устройствам безопасности следующие (Слайд 17).

В случаях потери машинистом способности управления ВСПС указанные устройства должны обеспечивать автоматическую остановку поезда перед путевым светофором с запрещающим показанием.

Конструкция кабины машиниста ВСПС должна обеспечивать (Слайд 18).

Ветровые стекла кабины машиниста должны быть надежно закреплены в окнах, и иметь уплотнения.

Планировка кабины, компоновка рабочего места, приборов и устройств для управления, систем отображения информации, конструкция кресла машиниста должны отвечать требованиям эргономики и системотехники.

При проектировании пульта управления и рабочего места машиниста и его помощника должны учитываться требования эргономики, обеспечивающие удобство управления из положения «сидя» и «стоя».

Должна быть обеспечена на пульте управления видимость приборов и устройств для управления, измерительных приборов, световых индикаторов, как в дневное время, так и в ночное, при отсутствии бликов от прямого или отражённого света.

Кабина машиниста должна быть оборудована системами общего, местного и аварийного освещения (Слайд 18).

На ВСПС должна быть предусмотрена система аварийного освещения. Стёкла окон пассажирских салонов, служебных и вспомогательных помещений должны обеспечивать безопасность пассажиров и обслуживающего персонала в случае ударных воздействий на него на стоянках или в пути следования. Должны быть предусмотрены пути и средства аварийной эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала из вагонов.

Внутренние части и полости высокоскоростного подвижного состава, требующие осмотра, настройки и технического обслуживания должны иметь дополнительное освещение.

ВСПС должен быть оборудован автоматическими тормозами (Слайд 19).

Стоп-краны в ВСПС должны быть установлены внутри пассажирских вагонов и иметь видимое опломбирование. При активации стоп-крана должна быть исключена возможность его отключения пассажирами. Звуковое и визуальное информирование об активации стоп-крана должно передаваться поездной бригаде. Стоп-краны в пассажирских салонах и тамбурах должны иметь возможность блокировки из кабины машиниста.

ВСПС оборудуется стояночными тормозами. (Слайд 19).Они должны обеспечивать установленное соответствующим органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта расчётное тормозное нажатие и удержание единицы ВСПС на уклоне установленной величины. Устройства для управления ручного стояночного тормоза должны быть оснащёны устройствами, исключающими его самопроизвольное активирование. Допускается применение автоматических стояночных тормозов.

Части рычажной тормозной передачи, разъединение или излом которых может вызвать выход из габарита ВСПС или падение на путь, должны иметь предохранительные устройства, которые должны быть рассчитаны на двойной вес защищаемого ими оборудования.

Главные воздушные резервуары и аккумуляторные батареи должны быть установлены вне кабины машиниста, пассажирских салонов и помещений для обслуживающего персонала.

При наличии на ВСПС электрического тормоза, его действие должно быть согласовано во всех случаях с работой пневматических и электропневматических тормозов при служебном и экстренном торможениях. При отказе электрического тормоза обеспечивается его автоматическое замещение пневматическим тормозом.

На ВСПС должны быть предусмотрены дополнительные меры по повышению эффективности торможения и безопасности движения.

Головные вагоны ВСПС должны быть оборудованы автосцепным устройством (сцепкой). Сцепление вагонов между собой в отдельно взятом ВСПС должно производиться при помощи автоматического или неавтоматического сцепного устройства. Автоматическое и неавтоматическое сцепное устройство должно исключать самопроизвольное разъединение вагонов. В состав сцепного устройства должен входить энергопоглощающий аппарат.

Колёса и оси колёсных пар должны иметь запас статической прочности и необходимый коэффициент сопротивления усталости, которые обеспечивают стойкость к образованию и развитию дефектов в течение указанного в технической документации срока освидетельствования.

Механические свойства, ударная вязкость и остаточное напряженное состояние колёс, осей и бандажей должны обеспечивать механическую безопасность в течение указанного в паспорте срока службы.

ВСПС и его составные части проектируются так, чтобы материалы и вещества, используемые при их создании и эксплуатации, были безопасны для людей и окружающей среды.

Системы жизнеобеспечения (система кондиционирования воздуха – отопление, вентиляция, охлаждение, системы освещения, шумо – и виброзащиты, воздухоочистки, защиты от инфразвука и электромагнитных излучений) кабин машинистов, внутренних помещений ВСПС должны быть спроектированы, изготовлены, отрегулированы и установлены таким образом, чтобы характеристики систем (показатели микроклимата, уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитного излучения, освещения, состава воздушной среды) не должны превышать допустимых значений в соответствии с санитарными нормами и правилами для исключения вредного влияния на пассажиров и обслуживающий персонал.

Уровень внешнего шума от ВСПС не должен превышать допустимых значений, установленных в порядке, определенном законодательством.

Части ВСПС, разъединение или излом которых может вызвать выход из габарита подвижного состава или падение на железнодорожный путь, должны иметь предохранительные устройства, которые должны быть рассчитаны на двойной вес защищаемого ими оборудования.

Подножки и поручни всех назначений должны располагаться в пределах габарита ВСПС. Использование сварных соединений для крепления подножек и поручней к подвижному составу не допускается. Поверхность ступенек, площадок, подножек и настилов должна препятствовать скольжению.

В конструкции ВСПС должны быть предусмотрены места для его подъёмки домкратами. Поверхность, предназначенная для соприкосновения с головками домкратов, должна препятствовать их скольжению. Должна быть предусмотрена возможность подъёма единицы ВСПС при сходе колесных пар с рельсов с помощью кранов и домкратов, а также возможность ее транспортирования при заклиненной колесной паре.

В ВСПС, выступающие детали конструкции и оборудования не должны иметь острых рёбер и углов, способных травмировать пассажиров и обслуживающий персонал.

Применяемые для отделки внутренних поверхностей салонов пассажиров, кабин машиниста ВСПС материалы и средства обеспечения пожарной безопасности должны быть трудновоспламеняемыми и иметь сертификат пожарной безопасности, а для подшивки изоляции крыши, воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов полок, диванов и кресел должны применяться негорючие материалы.

Для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, перегородок, кресел, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен, обрешетки потолков и крыши, теплоизоляции труб и баков водоснабжения, труб отопления, резиновых баллонов суфле для ограждения переходных площадок вагонов, а также для гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционных установок, звукоизоляции потолков вагонов, кабин машиниста ВСПС должны применяться негорючие или трудногорючие материалы.

Кабина машиниста должна быть отделена огнезадерживающей перегородкой, а боковые окна кабины машиниста оборудованы под аварийные выходы.

Конструкции торцевых межвагонных переходных площадок ВСПС должны обеспечивать безопасный переход пассажиров из вагона в вагон и не иметь выступающих частей, которые могут привести к травмам.

Пассажирские кресла должны иметь прочное крепление к полу и конструкцию, исключающую возможность их опрокидывания. Места размещения и крепления личного багажа пассажиров и обслуживающего персонала должны быть выполнены с таким расчётом, чтобы не травмировать пассажиров и обслуживающего персонала при экстренном торможении и аварийной эвакуации.

Электрооборудование ВСПС должно быть рассчитано на возможные в предусмотренных условиях эксплуатации электрические, термические и механические нагрузки.

Электрооборудование ВСПС должно иметь защиту и сигнализацию ее срабатывания при перегрузках, коротких замыканиях, замыканиях на землю, при возникновении перенапряжений, а также при снятии напряжения в контактной сети при рекуперативном торможении, при боксовании и юзе колесных пар. Срабатывание защиты не должно приводить к опасным последствиям: недопустимому нагреву, приводящему к задымлению или возгоранию, перенапряжениям, приводящим к пробою изоляции и т.д.

Должен быть предотвращен несанкционированный доступ обслуживающего персонала и пассажиров к незащищённым частям электрооборудования ВСПС, находящихся под напряжением и могущим стать источником поражения электрическим током.

Металлические оболочки электрооборудования, а также все ограждения (включая трубы), конструкции для крепления токоведущих частей, которые в случае неисправности могут оказаться под напряжением свыше 42 В переменного тока и свыше 110 В постоянного тока, должны быть заземлены на корпус ВСПС.

В конструкциях ВСПС должны быть предусмотрены специальные места для хранения комплекта электрозащитных средств, а также другого специального оборудования, необходимого для технического обслуживания и безопасного использования.

Уровень воздействия электрооборудования ВСПС на рельсовые цепи, путевые устройства сигнализации не должен превышать допустимого уровня в соответствии с законодательством в сфере электромагнитной совместимости.

Уровень воздействия электрооборудования ВСПС на проводные линии связи не должен превышать допустимого уровня в соответствии с законодательством в сфере электромагнитной совместимости.

Избыточное давление и разряжение головной воздушной волны, возникающей при движении высокоскоростного подвижного состава не должно оказывать опасного влияния на пассажиров, находящихся на пассажирских платформах или в непосредственной близости от железнодорожного пути.

Аккумуляторный бокс следует изготавливать во взрывобезопасном исполнении. Должна быть обеспечена взрывобезопасность аккумуляторных батарей исключением опасных концентраций газов путем принятия мер по надежному отводу газов, образующихся при работе аккумуляторных батарей, и снижению избыточного давления.

ВСПС должен быть оборудован системами пожарной сигнализации, установками пожаротушения, специальными местами для размещения огнетушителей, противопожарного инвентаря. Системы пожарной сигнализации должны выдавать акустическую и (или) оптическую информацию с указанием места возникновения загорания, автоматически определять неисправности (короткое замыкание, обрыв) в линиях связи извещателей с приёмно-контрольным прибором, а также должны иметь возможность периодической проверки исправности всей системы пожарной сигнализации.

ВСПС должен быть оборудован системой кондиционирования воздуха, питьевого и хозяйственного водоснабжения, экологически чистыми туалетными комплексами замкнутого типа, внутрипоездной телефонной связью, системой контроля нагрева букс, системами видеонаблюдения и информирования пассажиров. Должны быть предусмотрены устройства для пассажиров, с помощью которых можно проинформировать о возникшей опасности машиниста или других членов поездной бригады и попросить о помощи.

Входные двери ВСПС должны быть оснащены системами (устройствами) открывания/закрывания и системой контроля, гарантирующими безопасность пассажиров и обслуживающего персонала.

В каждом вагоне ВСПС должны быть предусмотрены аварийные выходы с каждой стороны вагона с использованием оконных проемов. Открытие каждого аварийного выхода должно осуществляться одним человеком. Расположение аварийных выходов должно обозначаться указателем и соответствующей инструкцией. Аварийные выходы должны оборудоваться, при необходимости, вспомогательными приспособлениями. Аварийное открытие входных дверей должно осуществляться по штатной схеме с фиксацией дверей в открытом положении. Должно быть предусмотрено ручное открытие дверей вагона при скоростях движения подвижного состава не более 5 км/ч.

В вагонах ВСПС должны быть предусмотрены места для инвалидов и пассажиров с детьми. В конструкции вагонов, предназначенных для проезда инвалидов с ограниченной подвижностью, должны быть предусмотрены устройства для быстрого входа/выхода инвалидов на инвалидных колясках и надёжного крепления инвалидных колясок, специальные санузлы большей площади и увеличенная ширина прохода.

На лобовых частях головных вагонов ВСПС должны быть установлены прожектор и по два сигнальных буферных фонаря с правой и левой стороны.

Прожектор должен быть установлен по продольной оси симметрии головного вагона высокоскоростного подвижного состава. Осевой луч прожектора должен быть направлен параллельно горизонтальной плоскости пути. Схема включения прожектора должна предусматривать возможность включения яркого света, обеспечивающего номинальную осевую силу света, и тусклого света. Должна быть обеспечена возможность резервирования работы прожектора во время движения.

ВСПС должен быть оборудован звуковыми сигнальными устройствами – большой громкости (тифоны) и малой громкости (свистки). Устройство для включения тифона и свистка должно располагаться в удобной зоне рабочего места машиниста и помощника машиниста. Должно быть обеспечено резервирование управления устройствами внешних звуковых сигналов.

Токоприемник ВСПС должен иметь устройство аварийного опускания при наезде на препятствие, расположенной ниже поверхности трения контактного провода. Отношение аэродинамической составляющей нажатия полоза токоприемника на контактный провод к статическому нажатию не должно превышать допустимых значений.

Конструкция ВСПС и его составных частей, применяемые материалы и вещества должны быть рассчитаны на возможность их безопасной утилизации или переработки по истечении назначенного срока службы подвижного состава.

 

Варианты заданий

Определить основные параметры и требования к выбранной системе высокоскоростного подвижного состава для конкретного серии поезда в соответствии с таблицей 1.1.

 

Таблица 1.1

Ва-ри-ант Вид системы Тип подвижного состава Вариант Вид системы Тип подвижного состава
  Система управления TGV   Система аварийного оповещения AVE
  Система контроля Amtrak   Система управления Talgo
  Система безопасности Shinkansen   Система контроля за движением САПСАН
  Система диагностики Pendolino ETR 460   Система самодиагностики Er-200
  Система автоматического торможения Bombardier   Система автоматического торможения ЕTR-500
  ГЛОНАСС/GPS ETR 500   Сцепные устройства ICE-TD
  Система торможения ICE 3   Система торможения X3
  Сцепные устройства ICN-Lausanne   Система энергообеспечения ICE 2
  Система кондиционирования Sm3 (Fiat Ferroviaria)   Система пожарной безопасности ICE 1
  Система отопления Thalys   Система оповещения пассажиров Thalys
  Система вентиляции Eurostar   Система шумозащиты Eurosta
  Системы защиты от вибрации Flytoget   ГЛОНАСС/GPS ICN-Lausanne
  Система защиты от инфразвука X2   Системы защиты от вибрации Flytoget
  Система пожарной безопасности X3   Система защиты от инфразвука Amtrak
  Система энергообеспечения КТХ (Korea Train eXpress)   Система кондиционирования Bombardier

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Требования выдвигаемые к компоновке кабин управления скоростным подвижным составом.

2. Требования к аэродинамическим свойствам подвижного состава.

3. Системы скоростного подвижного состава.

4. Системы жизнеобеспечения поездов.

5. Техническое обеспечение поездов для движения в кривых участках пути.

6. Типы и конструкция токоприемников скоростного подвижного состава.

7. Виды сцепных устройств скоростного подвижного состава. Требования предъявляемые к ним.

 

Список рекомендованной литературы:

 

1. Soulie C., Tricoire J.: Le grand livre du TGV Editions. La Vie du Rail 2002, Paris

2. International Railway Journal, Simons-Boardman Publ. Corp. Ashford/New York, iss. 2/2009, 7/2009, 8/2009, 5/2010

3. Cherubini F.: Materiale motore 2005 ETR Editrice Transport su Rotaire Salo (Brescia) 2005

4. Paliotta L., Mosca M.: Dalla Direttissima all’Alta Velocita. Ponte San Nicolo. Duegi Editrice 2007

5. Railway Gazette Inernational. Reed Press Publishing, Sutton: is. 3/2010, 5/2010, 6/2010, 8/2010

6. Suda H.: Tokkaido Shinkansen, JTB Can Brooks 2000

7. Semmens P.: High Speed in japan. Shinkansen – the world’s busiest high –speed railway. Second edition, Platform 5 Publishing Ltd. Sheffield 2000

8. lCE: la grande vitesse allemande a 15 ans. Rail Passion nr 110

9. Krische M.: I CE – InterCityExpress – ICE 1 · ICE 2 · ICE 3 · ICE-TD ·ICE T · ICE S. GeraNova Verlag. München 2004.

10. Wirtsch, Wackers M.: Internationale Anwendung Transrapid. ZEV rail Glasers Ann.,.Sonderheft 2003.

11. Костромина И. Японские поезда – симбиоз высоких технологий и комфорта / И. Костромина // Вагонный парк. – 2011. – № 1. – С. 46–48.

12. Кучеренко О. Быстрее самолета / О. Кучеренко // Вагонный парк. – 2010. – № 2. – С. 40–43.

13. Миколенко Т. И. Первый китайский вакуумный поезд / Т. И. Миколенко // Вагонный парк. – 2012. – № 10. – С. 32–35.

14. Сидоренко Е. Новый электропоезд семейства Talent компании Bombardier Transportation / Е. Сидоренко // Вагонный парк. – 2011. – № 3. – С. 44–50.

15. Воздействие на путь вагонов электропоезда "Аллегро" (Pendolino SM6), оборудованных системой активного принудительного наклона кузова в кривых / А. М. Бржезовский, С. В. Толмачев, Д. Н. Аршинцев, И. В. Смелянский // Вестник ВНИИЖТ. – 2012. – № 5. – С. 16–23.

16. Воздействие на путь вагонов электропоезда "Аллегро" (Pendolino SM6), оборудованных системой активного принудительного наклона кузова в кривых / А. М. Бржезовский, С. В. Толмачев, Д. Н. Аршинцев, И. В. Смелянский // Вестник ВНИИЖТ. – 2012. – № 5. – С. 16–23.

17. Высокоскоростные поезда Eurostar // Железные дороги мира.- 2005.- № 4.- С. 23-26

18. Дальнейшее повышение скорости движения поездов на JR East // Железные дороги мира.- 2009.- № 10.- С. 46-50

19. Допуск поезда ICE 3 на сети Бельгии, Франции и Швейцарии // Железные дороги мира.- 2007.- № 8.- С. 33-35

20. Испытания высокоскоростных поездов Fastech // Железные дороги мира.- 2006.- № 8.- С. 37-38

21. Компания Talgo на внутреннем и внешних рынках // Железные дороги мира.- 2010.- № 3.- С. 36-42

22. Новый дизайн поездов ICЕ 2 // Железные дороги мира.- 2012.- № 6.- С. 38-43

23. Новый электропоезд для железных дорог Германии // Железные дороги мира.- 2008.- № 9.- С. 48-55

24. Оптимизация аэродинамики высокоскоростных поездов // Железные дороги мира.- 2011.- № 9.- С. 42-46

25. Опыт эксплуатации поездов ICN // Железные дороги мира.- 2005.- № 10.- С. 33-35

26. От опытного поезда ICE S к серийному Velaro // Железные дороги мира.- 2008.- № 3.- С. 40-47

27. Поезда Pendolino - экономичный подход к высокой скорости // Железные дороги мира.- 2009.- № 6.- С. 40-46

28. Токосъем при высокоскоростном движении // Железные дороги мира.- 2006.- № 7.- С. 55-59

29. Электропоезд FLIRT широкой колеи // Железные дороги мира.- 2009.- № 4.- С. 45-49

30. Электропоезд TGV 2N2 (EuroDuplex) // Железные дороги мира.- 2012.- № 6.- С. 29-38

31. RegioPanter // Локомотив-информ.- 2013.- № 2.- С. 22-25

32. Бех О. Высокоскоростной железнодорожный транспорт Западной Европы // Локомотив-информ.- 2007.- № 3.- С. 66-68

33. Модифікація локомотивів ІСЕЗ для експлуатації у Франції // Локомотив-информ.- 2008. -№ 6.- С. 35-36

34. Пономарева Е. Китайцы готовят новое чудо техники - сверхбыстрый вакуумный поезд // Локомотив-информ.- 2012. -№ 6.- С. 50-51.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: