Производственная функция.




В процессе создания продукции фирма особым образом соединяет факторы производства. Их взаимодействие описывается производственной функцией. Q = f (L,K).L –труд, K-капитал.

В краткосрочном периоде, по крайней мере, один фактор производства является фиксированным (К), а в долгосрочном периоде все факторы изменяются. В условиях, когда один ресурс является переменным, используются понятия:

- совокупный продукт -количество продукции, производимой при определенном количестве переменного фактора при прочих неизменных факторах; TP

- средний продукт - отношение объема выпуска к количеству затрат труда AP = TP\L

- предельный продукт - приращение совокупного продукта при использовании дополнительной единицы труда MP = ^TP\^L

Производственная функция описывает максимальный объем выпуска продукции, который фирма может произвести при каждом конкретном сочетании факторов производства. Анализ производства формально аналогичен анализу потребления. Производственная функция графически изображается с помощью карты изоквант. Изокванта (кривая равного продукта) отражает различные комбинации затрат факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска определённого объема продукта.

Любая фирма обладает своеобразным бюджетом, она готова истратить определённую сумму на покупку факторов производства и стремиться эту сумму минимизировать. TC = Pl*L + Pk*K (Pl, Pk- цена единицы труда и капитала) Графически это ограничение изображается прямой, которая называется изокоста. Изокоста -линия, которая отражает сочетание затрат труда и капитала, при которых издержки производства одинаковы.

Условие равновесия производителя MPl\Pl=MPk\Pk. Экономический смысл в том, что производство заданного объема продукции с минимальными затратами требует, чтобы одновременно используемые факторы производства имели одинаковую величину предельного продукта на денежную единицу затрат.

Эффект масштаба.

Масштаб производства - размер используемых ресурсов. Изменение масштаба производства вызывает изменение объема производства. Положительный эффект масштаба - когда объём производства растёт быстрее чем изменяется его масштаб. (Эффект массового производства). Постоянный масштаб производства - пропорциональное изменение масштаба производства и объема производства. Отрицательный эффект масштаба - объём производства растёт медленнее, чем объём используемых ресурсов.

3. Издержки фирмы.

Если покупателя при приобретении товара на рынке ин­тересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производите­ля) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не мо­жет воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уро­вень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена по­кинуть его. Чтобы оставаться конкурентоспособной, любая фирма должна контролировать все затраты, которые она несёт. Все выраженные в стоимостной форме издержки фирмы, связанные с производством и реализацией продукции наз. себестоимость продукции.

Существуют 2 подхода к оценке издержек производства:

1.бухгалтерский 2.экономичекий

Для выявления сути этих подходов, необходимо выделить такие виды издержек, как внешние и внутренние.

Внешние (яв­ные) издержки - денежные выплаты поставщикам факторов производ­ства. Другими словами, явные издержки фирмы - это ее фактические расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т. д.

Вместе с тем, часто фирма использует ресурсы, которые принадле­жат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т. п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для нее являются как бы «бесплатными». Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бесплатного ни­чего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом от получения дохо­да при его альтернативном применении, то есть с определенными из­держками. Такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками (внутренними). Например, владелец собственного предприятия не платит себе з\пл, не получает арендной платы за здание, которое ему принадлежит, не получает %, которые имел бы, вложив деньги в банк, а не в производство.

Экономические издержки
Внешние издержки (явные) Внутренние издержки (неявные)
Бухгалтерские издержки  

Классификация издержек


. по месту возникновения

-издержки производства

-издержки обращения (коммерческие)

2. по способу отнесения на себестоимость продукции

-прямые затраты – непосредственно связанные с производством продукции

-косвенные затраты – связаны производством продукции нескольких видов

3. по экономической роли в процессе производства

-основные - связаны процессом производства

-накладные - связаны с организацией, управлением, подготовкой производства

4. по степени зависимости от объемов производства

- постоянные FС это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем продукции. О, а на оси ординат - издержки С, то постоянные издержки будут выглядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс (рис. 6.1).

- переменные меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей си­лы. Динамика переменных издержек (VС) неравномерна: начиная с ну­ля, по мере роста производства они первоначально растут очень быст­ро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает сказываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем уве­личение продукции. Следует подчеркнуть, что о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. Другими словами, исходя из анали­за видов издержек и их динамики, мы можем провести различие между краткосрочным и долгосрочным периодами функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменны­ми, и фирма может изменять объем выпускаемой продукции только с помощью изменения величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточ­но длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла из­менить свои производственные мощности.

При анализе издержек различают:

Валовые (общие) издержки (ТС) представляют собой сумму посто­янных и переменных издержек при каждом

конкретном уровне производ­ства. TC=FC+VC

Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и

издержки на едини­цу продукции, или средние издержки (AC). Средние издержки равны вало­вым издержкам,

деленным на произведенное количество товара (АС = ТС/Q). AC=AFC+ AVC= FC\Q + VC\Q

Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предприниматель стремится

их мини­мизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную фор­му (рис. 6.2). Сначала средние издержки

весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на не­значительный объем

продукции. По мере роста производства постоян­ные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и

средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке М.

По мере роста объема производства основное влияние на величину сред­них издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные из­держки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх. Кривая средних издержек имеет большое значение для предприни­мателя, поскольку позволяет определить, при каком объеме производ­ства издержки на единицу продукции будут минимальными.

Предельные издержки - дополнительные издержки, которые должна понести фирма, чтобы увеличить объём выпуска на единицу. MC= ^TC\ ^Q

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: