Организационная структура занятия




МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» (корпус 2) Пермский край, г.Березники

Краевой конкурс методических разработок по родительскому образованию взрослых и детей

«Родительству стоит учиться – родительству стоит учить».

Номинация: «Чтоб семья была счастливой».

Методическая разработка внеурочного логопедического занятия «Составление связного рассказа на основе чтения басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» с опорой на картинку» для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса.

разработали:

учителя-логопеды: Куриленко Ольга Александровна

Истерина Наталья Павловна

Черткова Ирина Юрьевна

учитель-дефектолог Кох Светлана Сергеевна

 

Г.Березники, 2020

 

Тема занятия: «Составление связного рассказа на основе чтения басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» с опорой на картинку».

Направление: духовно-нравственное

Вид: проблемно- ценностное общение

Форма: групповая

Класс: 1 «Д» доп.

Цель: формирование у детей духовно-нравственных качеств на основе художественного произведения.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать интонационную выразительность;

- совершенствовать у детей самоконтроль за собственной речью;

Коррекционные:

-развить познавательную активность, воображение, образное мышление.

- развить речевую активность, обогатить словарный запас;

Воспитательные:

-актуализировать эмоциональный опыт воспитанников о семейных взаимоотношениях;

-способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни;

- воспитывать чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам).

Формируемые УУД:

Личностные:

-участвовать в диалоге;

-высказывать свою точку зрения;

-оформлять свои мысли в устной речи;

-формирование самооценки на основе критерия успешности, адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; -определять цель учебной деятельности, план выполнения задания

Коммуникативные:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-формулировать и аргументировать свое мнение, учет разных мнений;

-использовать критерии для обоснования своего суждения

Оборудование и материал:

- словарь: бранить-ругать, невестка- жена сына, лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости, батюшка- отец, матушка- мать.

Басня Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

- картинки с иллюстрацией к произведению;

- карточки с пословицами;

- стихи о семье;

- раскраски;

- цветные карандаши

 

Организационная структура занятия

 

Этап Длительность этапа Содержание учебного материала Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся
1.Организационный (мотивационно-целевой) 1 минута - Добрый день, друзья! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня у нас очень интересная тема. -приветствует, -создает эмоциональный настрой на урок у обучающихся, -организует внимание учащихся, -проверяет их готовность к занятию -приветствуют учителя, -проверяют свою готовность к занятию
2.Вступительная часть 2 минуты -Ребята, вы все живете в семье. И это очень здорово, что она у вас есть. А сейчас отгадайте загадки: Кто любить не устает Пироги для нас печет Вкусные оладушки Это наша (бабушка)   -Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки. А теперь он стар и сед, Мой родной любимый (дед). - Правильно - это загадки про бабушку и дедушку. –Ребята, как вы думаете, кому посвящено сегодняшнее занятие? -Верно! Нашим родным, близким дедушкам и бабушкам.   -организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «семья, члены семьи» формулирует некоторые задачи занятия. -активное слушание учителя -выдвижение предложений о теме урока, -слушание собеседника -отвечают на вопросы
3.Основная часть   3 минуты С самых давних пор русские люди предпочитали жить со своими ближайшими родственниками одной большой семьей. И не просто так. Бабушки и дедушки — основа рода, его «крона и корни». Если вырасти и не знать своих предков, то всегда будет ощущаться пустота, как будто чего-то не хватает. Великий русский писатель и основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский называл их «природными русскими педагогами», намекая на бесценный опыт воспитания, накопленный за всю жизнь. Старость - это не только болезни, но это ещё и житейская мудрость. Испокон веков старшие члены семьи передавали сказки, мудрые предания своим потомкам. Каждая такая история учит чему-то своему: не бояться трудностей; быть храбрым перед лицом невзгод; помогать друзьям; никогда не отчаиваться, даже если грозит беда; излучать любовь ко всему миру.   -организация внимания учащихся: сообщение основной идеи изучаемого материала   -активное слушание учителя; -отвечают на вопросы; -рассуждают    
3.1. Работа с пословицами   3 минуты -Ребята, как называются короткие, мудрые высказывания? -У вас на столах лежат карточки с пословицами. В левой части листа начало пословицы, а конец на правой стороне. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. При солнышке тепло …. … детки же и горе Нет лучше дружка …. … и душа на месте Вся семья вместе …. … тот век не погибает Кто родителей почитает… … при матери добра Детки радость ….. …. чем родная матушка - Какой смысл вложил народ в эти пословицы? - Какой темой они объединены? - Что такое семья? - Что значит «дружная семья»? Дети рассказывают стих про семью. Какое счастье жить на свете, Когда я в мире не одна. Когда душа теплом согрета И за спиной стоит СЕМЬЯ Понять способны мы не сразу… На это нужно много лет: СЕМЬЯ даётся лишь однажды – Дороже, ближе, лучше нет… -объясняет правило выполнения задания; -контролирует выполнение работы -отвечают на вопросы учителя   -слушают инструкцию к заданию.   -выполняют задание -рассказывают стих о семье.  
Физминутка «Семейная зарядка»   3 минуты Осенью, весной, летом и зимой Мы во двор выходим дружною семьей. Встанем в круг, и по порядку. Каждый делает зарядку: Мама руки поднимает, Папа бодро приседает, Повороты вправо – влево Делает мой братик Сева, А я сам бегу трусцой и качаю головой. -Разминка окончена, можно тихонько присесть за свои парты.      
3.2.Работа с басней.   10 минут Чтение басни «Старый Дед и внучек»   -знакомит с некоторыми сложными и не знакомыми словами: Бранить-ругать Невестка- жена сына. Лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Батюшка- отец. Матушка- мать.   -активное слушание учителя -читают басню
3.3.Беседа по содержанию басни.   5 минут Какие чувства вы испытали? Продолжите предложение я почувствовал… - Назовите главных героев -Почему деда не сажали за стол? -Правильно ли поступила невестка? Почему? -Как можно назвать поступок Миши? -побуждает к высказыванию своего мнения - отвечают на вопросы учителя -высказывают свою точку зрения на события, поступки, участвуют в работе группы
3.4.Пересказ басни с опорой на картинку     10 минут - Ребята, у вас на партах лежит картинка к этому произведению. Посмотрите на картинку и постарайтесь пересказать, что вы запомнили прослушав басню. -прослушивание пересказов учащихся -при затруднении помогает составить связный рассказ -выполняют задание, пересказывают содержание - составляют рассказ по картинке.
3.5.Подведение итогов     4.Рефлексия 3 минуты   1-2 минуты - Как, вы думаете, о чем это произведение? -Так чему же научил нас рассказ? -Конечно же бережному отношению к семье, к родным. Мы должны беречь и любить их. А у кого живы бабушки и дедушки, проявляйте заботу и внимание к ним. – Есть ли у вас в семье представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки. – Подумайте, в чем нуждаются ваши дедушки и бабушки, чтобы им жилось легче и радостнее? На столе лежат карточки со словами выберите нужные • уважение, любовь, забота • помощь, послушание, понимание • добрые слова, внимание, • поддержку, сострадание, сочувствие - Совершенно верно, что вы выбрали все слова. Ведь это всё, что нужно нашим близким и родным людям! -Ребята, наше занятие подошло к завершению. Я предлагаю вам выбрать одно из сердечек, которые лежат у вас на партах. - Если ваше сердце переполнено любовью и вам понравилось сегодняшнее занятие- поднимите большое сердечко. - Если сегодняшнее занятие вам понравилось, но вы испытывали трудности при выполнении заданий- поднимите сердечки поменьше. - Если вы ничего не поняли и вам не понравилось занятие –поднимите маленькое сердечко. - Закончить свой урок я хочу такими словами: -Учитесь любить и заботиться. И помните важную мудрость «Чти отца своего и мать свою» -подводит обучающихся к выводу   -обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания одноклассников - отвечают на вопросы учителя -высказывают свою точку зрения на события, поступки, участвуют в работе группы -выполнение задания     -высказывают свое мнение о занятии; -оценивают соответствие цели и результата

 

 

Приложение 1

 

Стихи про семью

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

 

Какое счастье жить на свете,

Когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

И за спиной стоит СЕМЬЯ

Понять способны мы не сразу…

На это нужно много лет:

СЕМЬЯ даётся лишь однажды –

Дороже, ближе, лучше нет…

 

Приложение 2

Пословицы про семью

При солнышке тепло …. … детки же и горе
Нет лучше дружка …. … и душа на месте
Вся семья вместе …. … тот век не погибает
Кто родителей почитает… … при матери добро
Детки радость ….. …. чем родная матушка

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: