МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» (корпус 2) Пермский край, г.Березники
Краевой конкурс методических разработок по родительскому образованию взрослых и детей
«Родительству стоит учиться – родительству стоит учить».
Номинация: «Чтоб семья была счастливой».
Методическая разработка внеурочного логопедического занятия «Составление связного рассказа на основе чтения басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» с опорой на картинку» для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса.
разработали:
учителя-логопеды: Куриленко Ольга Александровна
Истерина Наталья Павловна
Черткова Ирина Юрьевна
учитель-дефектолог Кох Светлана Сергеевна
Г.Березники, 2020
Тема занятия: «Составление связного рассказа на основе чтения басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» с опорой на картинку».
Направление: духовно-нравственное
Вид: проблемно- ценностное общение
Форма: групповая
Класс: 1 «Д» доп.
Цель: формирование у детей духовно-нравственных качеств на основе художественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать интонационную выразительность;
- совершенствовать у детей самоконтроль за собственной речью;
Коррекционные:
-развить познавательную активность, воображение, образное мышление.
- развить речевую активность, обогатить словарный запас;
Воспитательные:
-актуализировать эмоциональный опыт воспитанников о семейных взаимоотношениях;
-способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни;
- воспитывать чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам).
Формируемые УУД:
Личностные:
-участвовать в диалоге;
-высказывать свою точку зрения;
-оформлять свои мысли в устной речи;
-формирование самооценки на основе критерия успешности, адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; -определять цель учебной деятельности, план выполнения задания
Коммуникативные:
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
-формулировать и аргументировать свое мнение, учет разных мнений;
-использовать критерии для обоснования своего суждения
Оборудование и материал:
- словарь: бранить-ругать, невестка- жена сына, лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости, батюшка- отец, матушка- мать.
Басня Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
- картинки с иллюстрацией к произведению;
- карточки с пословицами;
- стихи о семье;
- раскраски;
- цветные карандаши
Организационная структура занятия
Этап | Длительность этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
1.Организационный (мотивационно-целевой) | 1 минута | - Добрый день, друзья! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня у нас очень интересная тема. | -приветствует, -создает эмоциональный настрой на урок у обучающихся, -организует внимание учащихся, -проверяет их готовность к занятию | -приветствуют учителя, -проверяют свою готовность к занятию |
2.Вступительная часть | 2 минуты | -Ребята, вы все живете в семье. И это очень здорово, что она у вас есть. А сейчас отгадайте загадки: Кто любить не устает Пироги для нас печет Вкусные оладушки Это наша (бабушка) -Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки. А теперь он стар и сед, Мой родной любимый (дед). - Правильно - это загадки про бабушку и дедушку. –Ребята, как вы думаете, кому посвящено сегодняшнее занятие? -Верно! Нашим родным, близким дедушкам и бабушкам. | -организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «семья, члены семьи» формулирует некоторые задачи занятия. | -активное слушание учителя -выдвижение предложений о теме урока, -слушание собеседника -отвечают на вопросы |
3.Основная часть | 3 минуты | С самых давних пор русские люди предпочитали жить со своими ближайшими родственниками одной большой семьей. И не просто так. Бабушки и дедушки — основа рода, его «крона и корни». Если вырасти и не знать своих предков, то всегда будет ощущаться пустота, как будто чего-то не хватает. Великий русский писатель и основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский называл их «природными русскими педагогами», намекая на бесценный опыт воспитания, накопленный за всю жизнь. Старость - это не только болезни, но это ещё и житейская мудрость. Испокон веков старшие члены семьи передавали сказки, мудрые предания своим потомкам. Каждая такая история учит чему-то своему: не бояться трудностей; быть храбрым перед лицом невзгод; помогать друзьям; никогда не отчаиваться, даже если грозит беда; излучать любовь ко всему миру. | -организация внимания учащихся: сообщение основной идеи изучаемого материала | -активное слушание учителя; -отвечают на вопросы; -рассуждают |
3.1. Работа с пословицами | 3 минуты | -Ребята, как называются короткие, мудрые высказывания? -У вас на столах лежат карточки с пословицами. В левой части листа начало пословицы, а конец на правой стороне. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. При солнышке тепло …. … детки же и горе Нет лучше дружка …. … и душа на месте Вся семья вместе …. … тот век не погибает Кто родителей почитает… … при матери добра Детки радость ….. …. чем родная матушка - Какой смысл вложил народ в эти пословицы? - Какой темой они объединены? - Что такое семья? - Что значит «дружная семья»? Дети рассказывают стих про семью. Какое счастье жить на свете, Когда я в мире не одна. Когда душа теплом согрета И за спиной стоит СЕМЬЯ Понять способны мы не сразу… На это нужно много лет: СЕМЬЯ даётся лишь однажды – Дороже, ближе, лучше нет… | -объясняет правило выполнения задания; -контролирует выполнение работы | -отвечают на вопросы учителя -слушают инструкцию к заданию. -выполняют задание -рассказывают стих о семье. |
Физминутка «Семейная зарядка» | 3 минуты | Осенью, весной, летом и зимой Мы во двор выходим дружною семьей. Встанем в круг, и по порядку. Каждый делает зарядку: Мама руки поднимает, Папа бодро приседает, Повороты вправо – влево Делает мой братик Сева, А я сам бегу трусцой и качаю головой. -Разминка окончена, можно тихонько присесть за свои парты. | ||
3.2.Работа с басней. | 10 минут | Чтение басни «Старый Дед и внучек» | -знакомит с некоторыми сложными и не знакомыми словами: Бранить-ругать Невестка- жена сына. Лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Батюшка- отец. Матушка- мать. | -активное слушание учителя -читают басню |
3.3.Беседа по содержанию басни. | 5 минут | Какие чувства вы испытали? Продолжите предложение я почувствовал… - Назовите главных героев -Почему деда не сажали за стол? -Правильно ли поступила невестка? Почему? -Как можно назвать поступок Миши? | -побуждает к высказыванию своего мнения | - отвечают на вопросы учителя -высказывают свою точку зрения на события, поступки, участвуют в работе группы |
3.4.Пересказ басни с опорой на картинку | 10 минут | - Ребята, у вас на партах лежит картинка к этому произведению. Посмотрите на картинку и постарайтесь пересказать, что вы запомнили прослушав басню. | -прослушивание пересказов учащихся -при затруднении помогает составить связный рассказ | -выполняют задание, пересказывают содержание - составляют рассказ по картинке. |
3.5.Подведение итогов 4.Рефлексия | 3 минуты 1-2 минуты | - Как, вы думаете, о чем это произведение? -Так чему же научил нас рассказ? -Конечно же бережному отношению к семье, к родным. Мы должны беречь и любить их. А у кого живы бабушки и дедушки, проявляйте заботу и внимание к ним. – Есть ли у вас в семье представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки. – Подумайте, в чем нуждаются ваши дедушки и бабушки, чтобы им жилось легче и радостнее? На столе лежат карточки со словами выберите нужные • уважение, любовь, забота • помощь, послушание, понимание • добрые слова, внимание, • поддержку, сострадание, сочувствие - Совершенно верно, что вы выбрали все слова. Ведь это всё, что нужно нашим близким и родным людям! -Ребята, наше занятие подошло к завершению. Я предлагаю вам выбрать одно из сердечек, которые лежат у вас на партах. - Если ваше сердце переполнено любовью и вам понравилось сегодняшнее занятие- поднимите большое сердечко. - Если сегодняшнее занятие вам понравилось, но вы испытывали трудности при выполнении заданий- поднимите сердечки поменьше. - Если вы ничего не поняли и вам не понравилось занятие –поднимите маленькое сердечко. - Закончить свой урок я хочу такими словами: -Учитесь любить и заботиться. И помните важную мудрость «Чти отца своего и мать свою» | -подводит обучающихся к выводу -обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания одноклассников | - отвечают на вопросы учителя -высказывают свою точку зрения на события, поступки, участвуют в работе группы -выполнение задания -высказывают свое мнение о занятии; -оценивают соответствие цели и результата |
Приложение 1
Стихи про семью
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Какое счастье жить на свете,
Когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
И за спиной стоит СЕМЬЯ
Понять способны мы не сразу…
На это нужно много лет:
СЕМЬЯ даётся лишь однажды –
Дороже, ближе, лучше нет…
Приложение 2
Пословицы про семью
При солнышке тепло …. … детки же и горе
Нет лучше дружка …. … и душа на месте
Вся семья вместе …. … тот век не погибает
Кто родителей почитает… … при матери добро
Детки радость ….. …. чем родная матушка
Приложение 3
Приложение 4