(млрд. долл.)
1.01.2000 | 1.01.2001 | 1.01.2002 | 1.01.2003 | 1.01.2004 | 1.01.2005 | 1.01.2006 | 1.04.2006 | |
Органы государственного управления | 132,8 | 116,7 | 103,0 | 96,8 | 98,2 | 97,4 | 71,3 | 69,7 |
Федеральные органы управления | 130,8 | 115,5 | 102,0 | 95,7 | 96,9 | 95,7 | 70,1 | 68,5 |
Новый российский долг | 34,0 | 49,7 | 41,0 | 39,8 | 38,6 | 39,6 | 35,6 | 34,5 |
Кредиты международных финансовых организаций[2] | 6,9 | 7,0 | 7,0 | 6,8 | 6,6 | 6,2 | 5,6 | 5,5 |
- МБРР | 6,7 | 6,8 | 6,7 | 6,6 | 6,3 | 5,7 | 5,1 | 4,9 |
- прочие | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 |
Прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов) | 9,8 | 8,4 | 6,3 | 5,7 | 4,9 | 4,2 | 3,0 | 2,9 |
Ценные бумаги в иностранной валюте | 11,8 | 30,8 | 27,1 | 26,7 | 26,8 | 28,9 | 26,7 | 25,8 |
- еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО | 11,1 | 9,4 | 8,5 | 8,5 | 7,7 | 7,3 | 4,9 | 4,9 |
- еврооблигации, выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов | 0,0 | 20,5 | 17,4 | 16,3 | 16,8 | 18,6 | 19,0 | 18,3 |
- ОВГЗ – VI и VII транши | 0,7 | 0,9 | 1,1 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 2,8 | 2,6 |
Ценные бумаги в российских рублях(ГКО-ОФЗ) | 3,6 | 1,6 | 0,6 | 0,5 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Прочая задолженность | 1,8 | 1,8 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Долг бывшего СССР | 96,8 | 65,8 | 61,0 | 55,9 | 58,3 | 56,1 | 34,5 | 34,0 |
- кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов | 38,7 | 39,0 | 36,3 | 39,2 | 42,7 | 43,3 | 22,2 | 21,8 |
- кредиты стран-членов Лондонского клуба кредиторов | 30,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
-задолженность перед бывшими социалистическими странами | 14,8 | 14,6 | 11,5 | 4,2 | 3,6 | 2,7 | 2,2 | 2,1 |
- ОВГЗ- III, IV, Vтранши | 1,9 | 1,3 | 1,7 | 2,2 | 1,4 | 1,9 | 2,0 | 1,9 |
- прочая задолженность | 10,8 | 10,9 | 11,4 | 10,4 | 10,6 | 8,2 | 8,2 | 8,2 |
Субъекты Российской Федерации | 2,0 | 1,2 | 1,0 | 1,1 | 1,3 | 1,6 | 1,2 | 1,2 |
- кредиты | 0,9 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 1.1 | 0,9 | 0,9 |
- ценные бумаги в иностранной валюте (еврооблигации) | 1,1 | 0,6 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
- ценные бумаги в российских рублях | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,2 | 0,5 | 0,3 | 0,3 |
В целом досрочная выплата будет способствовать укреплению международного авторитета России как «государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости (отношение государственного внешнего долга к ВВП снизилось до 9%), имеющего репутацию добросовестного заемщика, стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране»[3]. Эта ситуация может принципиально изменить положение России и на мировом финансовом рынке, переведя её из разряда должников в категорию кредиторов. Помимо долгов Парижскому клубу Россия как правопреемница СССР имеет долг и перед частными компаниями. По согласованию сторон этот долг меняется на российские облигации.
В перспективе Россия не исключает из своей практики такие традиционные долговые инструменты, как иностранные кредиты и займы. Важно лишь определить подходы к их использованию, которые могут быть сведены к следующему: переход к международным стандартам кредитной деятельности, усиление инвестиционного характера привлекаемых займов, эффективное их использование и управление рисками, что позволит создать благоприятные условия для притока внутреннего и иностранного капитала.
Важнейшим приоритетом в долговой стратегии России является внутренний долг. Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации за 1993-2006 г.г. свидетельствует о том, что в 1993 году государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 0,01 млрд.руб.; в 1994 – 0,22 млрд.руб.; в 1995 – 10,62 млрд. руб.; в 1996 – 76,76 млрд.руб.; в 1997 – 248,98 млрд.руб.; в 1998 – 450,97 млрд.руб.; в 1999 – 493,74 млрд.руб.; в 2000 – 529,83 млрд.руб.; в 2001 – 531,81 млрд.руб.; в 2002 – 511,06 млрд.руб.; в 2003 – 654.7 млрд.руб.; в 2004 – 663,67 млрд.руб.; в 2005 – 756,82 млрд.руб.; в 2006 – 851,15 млрд.руб.[4]
Как видно из приведенных данных, за 1993-2006 г.г. наблюдался ежегодный рост внутреннего государственного долга РФ (за исключением его незначительного снижения в 2002 году).
Период 1998-1999 г.г. достаточно показателен для российского рынка заимствований, так как именно на этом этапе определилась динамичность и сегодняшняя структура государственного внутреннего долга РФ. Основную долю внутренних долговых обязательств Российской Федерации этого периода (90%) составляли облигации федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом, выпущенные в порядке новации по государственным ценным бумагам в 1998-1999 г.г. Суть новации – в замене государственных краткосрочных облигаций новыми облигациями федеральных займов с более длительными сроками обращения. Этот вынужденный волевой шаг в порядке компенсации дополнен введением особых условий обращения. К примеру, облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон: могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций. В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлении совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов, особенно институциональных, таких как пенсионные и инвестиционные фонды.
За период 1993-2006 г.г. внутренний государственный долг Российской Федерации вырос с 0,01 до 851.15 млрд. руб. и по состоянию на 1.01.2009 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ по долговым обязательствам РФ планируется в размере 1 824 700 718,8 тыс.руб.[5]
Такая динамичность внутреннего государственного долга обусловлена его серьезным инвестиционным потенциалом. Так, Минфином РФ отмечаются такие важные свойства внутренних инвесторов, как «меньшая склонность к переоценке страновых и валютных рисков», а правительство в этом случае не берет на себя «чрезмерные риски курса иностранной валюты».
В рамках концепции управления долгом особое место отводится Агентству по управлению государственным долгом, которое должно сосредоточить в одних руках управление всем долгом страны – внутренним и внешним, осуществление платежей по займам, эмиссию новых займов, анализ рисков заемно-кредитных операций, учет государственного долга и пр. Как государственный орган, Агентство сможет вести единый учет по всем формам и субъектам заимствований, контролировать рынок и обеспечить большую его прозрачность. Западной экономике структуры такого рода хорошо знакомы: в Швеции государственным долгом занимается Шведское национальное агентство по долгу, в Италии – Экспертный совет по внешнему долгу, в Голландии – Агентство Министерства финансов. Они осуществляют всю систему управления долгом, всю долговую политику.
Эффективным инструментом управления долгом в мировой практике является финансовый резерв. Опыт создания резервных, стабилизационных фондов особенно распространяется в странах, чья экономика существенно зависит от состояния внешних рынков. Как правило, это страны сырьевого экспорта – Кувейт, Венесуэла, Оман и т.п. В Норвегии фонд подобного рода имеет широкое предназначение – для преодоления зависимости от колебания цен на нефть как продукт экспорта и для обеспечения будущих расходов в связи со старением населения. В Российской Федерации в соответствии с её законодательством в составе федерального бюджета с 2004 г. формировался Стабилизационный фонд. Он предназначен для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. С 1 января 2008 г. Стабилизационный фонд Российской Федерации преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Деятельность России как кредитора весьма ограничена. В свое время СССР был одним из активных кредиторов. Предоставляемые им кредиты во многом носили характер экономической помощи странам со слаборазвитой экономикой. По расчетам экспертов, возмещение их долга может вылиться приблизительно в 25 млрд. долл. С рассрочкой выплат в 25-30 лет. Тем не менее Россия продолжает выступать в роли кредитора, но внешние кредиты в основном предоставляются под поставки, как правило, российского топливно-энергетического оборудования и не превышают 1 млрд. долл.
[1] Центральный банк Российской Федерации. Россия. Экономическое и финансовое положение.2001.Окт. С.17-18.
[2] Примечание. Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
Кредиты, полученные от МВФ, до их полного погашения в 1 квартале 2005 г. отражались в обязательствах органов денежно-кредитного регулирования. Источник: www.cbr.ru
[3] Заявление Министерства финансов РФ о погашении всей суммы реструктурированного долга перед странами-членами Парижского клуба
[4] Источник: Министерство финансов Российской Федерации, 2006.
[5] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».