Особенности и тенденции развития государственного кредита в современной России




 

Дадим характеристику современному состоянию рынка государственного кредита РФ. Деятельность России как кредитора весьма ограниченна. В свое время СССР был одним из активных кредиторов. На сегодняшний день долги России со стороны третьих стран составляют, по различным оценкам, от 50 до 120 млрд. долл. Как правило, должниками РФ являются страны со слабо развитой экономикой. Кредиты им во многом носили характер экономической помощи. По расчетам экспертов, возмещение их долга может вылиться приблизительно в 25 млрд. долл. С рассрочкой выплат в 25-30 лет. Тем не менее Россия продолжает выступать в роли кредитора; в частности, внешние кредиты, предоставленные Россией в 2000 г. исчисляются в 400 млн. долл. (табл.1).

Одно из стратегических направлений деятельности государства по формированию финансовых ресурсов – активизация рынка внутренних заимствований. Величина государственного внутреннего долга составила на 1 октября 2000 г. 561,3 млрд. руб. (на 1 января 2000 г. – 583, 6 млрд.руб.) при утвержденном на 1 января 2001 г. долге в 593,2 млрд. руб. и доходах бюджета в 797,2 млрд. руб. Многие специалисты полагают необходимым активизацию такого кредитного ресурса, как доходы юридических и физических лиц, стимулирование их сбережений, развитие правового и институционального обеспечения этого процесса.

Однако важнейшая стратегическая задача – снижение государственного внешнего долга (табл.2)[1].

Основная доля долгов представлена в форме кредитов правительств иностранных государств и кредитов иностранных банков и фирм и лишь около 16% долгов – в виде государственных ценных бумаг, где эмитенту (должнику) принадлежит инициатива в плане технологий заимствований и обслуживания долга. В 2000 г. государственный внешний долг был сокращен на 14 млрд. долл. США и составил 144 млрд. долл. (Бюджетное послание). Однако ситуация усугубляется из-за нарастающего потока платежей по обслуживанию долга.

По данным Всемирного банка, общая сумма платежей (основной долг и проценты) составит в 2001 г. 14,43 млрд. долл., в 2002 г. – 14, 58 млрд. долл., в 2003 г. – 19,72 млрд. долл. Это предъявляет особые требования к изысканию ресурсов для обслуживания долга, обращения к финансовым инструментам управления долгом.

История государственного долга России насчитывает более двух веков. Особое внимание специалисты уделяют истории формирования внешнего долга в силу его экономической и политической значимости. История внешнего долга Российской империи начинается с первого займа на 7,5 млн. гульденов, размещенного при императрице Екатерине II в Голландии в 1769 г. для ведения боевых действий против Турции.


Таблица 1.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на 2000 г.

(Раздел II. Предоставляемые Российской Федерацией государственные кредиты на 2000 г.) (млн. долл.).

Наименование страны-заемщика и объекта кредитования   Общий объем кредита Кредит, предоставляемый в 2000 г. Объемы предоставляемых кредитов, в том числе
По срокам погашения По направлениям предоставления
от 2 до 10 лет более 10 лет Техническое содействие Военно-техническое сотрудничество (поставка имущества)
Атомно-энергетическое Тепло-гидроэнергетическое Прочие объекты, товары, услуги
1. Техническое содействие В том числе: Алжир Болгария Вьетнам Индия Китай Куба Марокко Словакия Союзная Республика Югославия Тунис Босния и Герцеговина 2. Военно-техническое сотрудничество В том числе: НПО «Машиностроение» Индия   Всего 6303,3 346,0 150,0 400,0 2500,0 2000,0 350,0 105,0 163,8     180,0 8,5   100,0   327,4     122,5 204,9   6630,7 287,0 2,5 11,8 100,0 16,0   10,0 2,0 2,0     84,8 0,6   1,7   113,0 30,5 82,5   400,0   201,6   2,5   100,0   55,6 10,0   2,0     84,8 0,6   1,7   113,0 30,5 82,5   314,6 85,4 11,8   16,0     2.0   1,0     85,4 85,4   11.8   16.0 55,6     2.0   85.4 5,1 2.5   55.6   2,0     0,6   5,1     196,5 100,0     10,0     84,8     1,7   196,5 0,0 113,0 30,5 82,5   113,0

Таблица 2.

Структура государственного внешнего долга России

На 1 января 2001 г.

Виды обязательств Сумма (млрд. долл.)
По кредитам правительств иностранных государств В том числе: - задолженность официальным кредиторам Парижского клуба - задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба - задолженность бывшим странам СЭВ По кредитам иностранных банков и фирм В том числе: - задолженность кредиторам Лондонского клуба - коммерческая задолженность Государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте В том числе: - еврооблигационные займы - облигации внутреннего валютного займа По кредитам Центрального банка РФ Всего 66,5 48,6   3,3 14,6 39,4 30,1 9,3   26,7 15,6 11,1 6,4 158,4

Хотя попытки осуществить заимствования за границей предпринимались еще в начале XVIII в. императором Петром I, а через несколько десятилетий и его дочерью Елизаветой, но все они закончились неудачей. 1769 год можно считать отправной точкой появления внутреннего долга, так как именно в это время были выпущены в обращение первые российские бумажные деньги (ассигнации).

К первому облигационному внутреннему займу правительство России прибегло лишь в 1809 г., чему в немалой степени способствовала внешнеполитическая ситуация. Голландия, где до этого размещалось большинство российских займов, была оккупирована Францией. Финансовый рынок Европы был расстроен в результате наполеоновских войн. Размер дохода по внутренним займам первоначально был определен в 6% (и сверх того грация 1%), причем и процент, и грация каждые 12 месяцев выдавались на год вперед. Для большей популярности облигации займа должны были приниматься в залог по всем подрядам и откупам, а также в уплату казенных и таможенных сборов в размере 1/5 платежа. Однако, несмотря на высокую доходность и льготы, заем не имел успеха. Выпуск займов принадлежал к компетенции царя и министерства финансов, однако после своего первого созыва Государственная дума приобрела право утверждать каждый заем; при этом условия займа определялись правительством. Правительство Советской России, отказавшись выплачивать царские долги, практически не выходило на рынок внешних заимствований и осуществляло лишь внутренние займы.

Первые внешние заимствования Советский Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований в СССР наступил в 1985 г., после прихода к власти М.С. Горбачева. В мае 1992 г. Россия становится членом МВФ, который выдвинул ряд экономических, финансовых, политических и социальных требований, в частности обязательство следования жесткой финансовой политике, заключающейся в основном в отказе от денежной эмиссии. По мнению ряда специалистов, это привело к демонетизации экономики, истощению внутренних источников финансирования бюджетного дефицита, что, в свою очередь, обусловило необходимость внешних заимствований.

Современный внешний долг России сложился вследствие непростых политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся хозяйственных связей, разногласий между новыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т.п. В силу этих обстоятельств России, на долю которой формально приходилось лишь немногим более 60% всех долгов СССР Западу, приняла на себя ответственность за всю сумму советских долгов. С переоформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991-1995 г.г. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995 г.г. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки – в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент – в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.

В результате кризиса 1998 г. был объявлен отказ от выполнения обязательств по внешнему долгу бывшего СССР, что привело к оттоку капитала из страны, значительному падению инвестиционной привлекательности вложений средств в российскую экономику и признание высокими кредитных рисков. В целом по долгу СССР России дважды предоставляли отсрочку – в 1996 и 1998 г. В феврале 2000 г. завершились переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформления оставшейся части долга в еврооблигации со сроком погашения 30 лет. Реструктуризация позитивно повлияла на инвестиционный имидж страны и послужила одним из факторов повышения кредитного рейтинга России, снизила долговую нагрузку на её бюджет. В то же время она привела к новым условиям заимствований и удорожанию долга – теперь придется заплатить Лондонскому клубу 42 млрд. долл. Вместо первоначальной суммы 32,6 млрд.долл.

В 2000 г. страна выплачивала текущие долги МВФ, Всемирному банку, осуществляла платежи по еврооблигациям, реструктурированному долгу Парижскому клубу кредиторов и проч. В 2000 г. Россия полностью выполнила свои обязательства перед Францией по погашению «царских займов» согласно межправительственному соглашению 1997 г. об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г.

Выполнялись обязательства перед частными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на новые облигации. Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ. Своевременное обслуживание внешнего долга стало возможным вследствие улучшения макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

В целом сложилась благоприятная тенденция к снижению доли госдолга в валовом внутреннем продукте. В конце 1998 г. размер госдолга России превышал годовой объем ВВП. Согласно бюджету на 2001 г. общий объем госдолга к концу 2001 г. должен снизиться до 72,4% ВВП; большая часть сокращения придется на долю внешнего долга, который составит 64,4% ВВП. Размер государственного долга будет снижаться, прежде всего, за счет сокращения номинального долга, так как объемы погашения будут также превышать размеры внешнего финансирования. Это процесс предполагается обеспечить за счет изменения бюджетной политики. Прежде всего, речь идет о принятии и исполнении бездефицитного бюджета. Очевидно, что в условиях дефицитной политики займы неизбежны. Политика бездефицитного бюджета позволит снизить нагрузку на бюджет и экономику в целом, что важно для обеспечения роста. Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ, все дополнительные доходы будут направляться исключительно на погашение государственного долга (в отличие от предыдущих лет, когда бюджет предусматривал возможность распределения дополнительных доходов бюджета на погашение госдолга и на формирование бюджета развития, на промышленные инвестиции). Сокращение госдолга предполагается за счет роста ВВП и укрепления курса рубля. В этом случае, согласно прогнозам правительства, в 2002 г. уровень внешнего долга будет меньше 60% ВВП, что считается нормальным уровнем для цивилизованных стран. В 2003 г. Россия вернется к докризисному уровню госдолга – около 50% ВВП. В случае дефицитного бюджета даже в размере 1-2% достичь этого уровня можно будет лишь к 2010 г.[2]

Эти тенденции положены в основу политики в области управления государственным долгом, изложенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 марта 2001 г. «О бюджетной политике на 2002 год». В этом документе отмечается, что стратегия в области управления государственным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики. Целью её должно быть смягчение «пиков» платежей, улучшение структуры долга, снижение стоимости его обслуживания.

Для этого рекомендуется создать единую систему управления государственным долгом на основе использования известных в международной практике рыночных механизмов для улучшения его структуры. Единая система управления долгом должна включать всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Она должна обеспечить соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств; привлечение заемных средств на максимально выгодных для страны условиях. При этом отмечается, что программа внешних заимствований, принимаемая в составе федерального бюджета, нуждается в существенной корректировке. В частности, предполагается отказаться от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультативных услуг.

Важным условием эффективности в области управления государственным долгом, как части бюджетной политики, является её увязка с другими элементами экономической политики государства, режде всего с её денежно-кредитной частью. В 2001 г. Правительство РФ и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики, получившую поддержку международных финансовых организаций. Россия вышла на новый этап сотрудничества с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и её реализация без кредитов МВФ.

В то же время мониторинг экономической политики России со стороны МВФ будет продолжаться. Согласно правилам МВФ, он обязателен для тех стран, задолженность которых Фонду превышает 100% их квоты в МВФ; к их числу относится и Россия. Консультации страны с экспертами Фонда должны проводиться не реже одного раза в шесть месяцев (до сих пор они проходили ежеквартально). При сокращении внешних заимствований Россия приняла ориентацию на выплату внешних долгов.

В марте 2001 г. Президентом России был подписан Федеральный закон от 24 марта 2001 г. №34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год», который предусматривает полную выплату долга Парижскому клубу кредиторов в 2001 г. в соотвествии с графиком, установленным соглашениями о реструктуризации 1996 и 1999 г.г. Согласно закону на выплату внешнего долга направляются первые 41 млрд. руб. (немногим менее 1,4 млрд. долл.) дополнительных доходов федерального бюджета. Остальная часть дополнительных доходов федерального бюджета будет распределена поровну между непроцентными расходами бюджета и выплатами по внешнему долгу.

Кроме платежей Парижскому клубу кредиторов в 2001 г. производились выплаты задолженности международным финансовым организациям, выплаты по долгу Российской Федерации другим зарубежным кредиторам, купонные выплаты по семилетнему еврооблигационному займу 1997 г., а также по десятилетним и тридцатилетним еврооблигациям, выпущенным в рамках реструктуризации задолженности Лондонскому клубу кредиторов. Уточнены также перспективы взаимоотношений России с Всемирным банком. Достигнута договоренность о продлении срока действия второго угольного займа МБРР (SECAL-2). Все это позволит вернуть России имидж добросовестного заемщика и полноправного участника мирохозяйственных связей, а также решать задачи экономического и социального развития.

 


[1] Быков П. Сам себе режиссер // Эксперт.2000.№31.С.19

[2] Рубченко М. Из долговой петли //Эксперт. 2000.№32.С.11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: