Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий




После предоставления НПГ возможности экспорта (в виде продаж «НОВАТЭК» по экспортному нетбэку) доля поставок на внутренний рынок в общем объеме добычи НПГ составит около 25%. Соответствующую долю можно использовать в качестве квот на поставки населению (около 12,5 млрд куб. м) по нетбэкам с учетом дисконта регулируемых оптовых цен для населения по сравнению с ценами для промышленных потребителей. Положительный эффект для «НОВАТЭК» в 2018 году оценивается в 7 млрд руб.

Для независимых производителей газа реализация сценария частичной либерализации приведет к появлению следующих дополнительных доходов.

Изменение выручки связано с одновременным действием нескольких факторов – роста чистой выручки от экспортных поставок на 230 млрд руб., снижения выручки от продаж на внутреннем рынке за счет перенаправления объемов на экспорт (–113 млрд руб.) и от снижения цен на внутреннем рынке (–17 млрд руб.), а также роста НДПИ по формуле (–13 млрд руб.). Общий положительный эффект от снижения выручки составляет около 87 млрд руб.

При снижении нижней границы цены НПГ в абсолютном выражении (даже с учетом меньшего объема реализации) теряют примерно столько же, сколько и «НОВАТЭК». При этом, с одной стороны, цена реализации НПГ снизится в среднем на 10%, а скидка к нижней границе цены сохранится на уровне 3–5%. В случае реализации сценария частичной либерализации скидка НПГ хоть и снизится до 1–2%, но останется ввиду сохранения у «НОВАТЭК» неценовых конкурентных преимуществ.

Эффекты от снижения транспортного тарифа и введения квот для НПГ по поставкам населению являются зеркальным отражением эффектов для «НОВАТЭК», которые описаны выше.

В сценарии частичной либерализации потребители выигрывают от снижения цен на газ на внутреннем рынке. Но в отличие от сценария снижения нижней границы в сценарии частичной либерализации не возникнет ценовой дискриминации.

При сохранении регулируемого уровня верхней границы цены в сценарии частичной либерализации потребитель защищен от роста внутренних цен. При этом в случае избытка общего предложения газа конкуренция производителей может привести даже к более существенному снижению цен, что будет определяться балансом спроса и предложения на внутреннем рынке.

Эффекты для государства будут следующими. Доходы бюджета не изменятся при снижении нижней границы цены. В общем случае произойдет частичное перераспределение доходов газовой отрасли к потребителям. В этом сценарии государство может рассчитывать только на косвенные эффекты, связанные с потенциальным ростом деловой активности потребителей газа при более низких ценах.

Государство станет основным бенефициаром от частичной либерализации газового рынка, поскольку, с одной стороны, произойдет увеличение поступлений от экспортных пошлин и НДПИ, а с другой – косвенные мультипликативные эффекты будут даже выше, чем в сценарии снижения нижней границы. Основным положительным эффектом для государства и фактором, который обеспечивает выигрышную (win-win) ситуацию для всех заинтересованных сторон, является дополнительный объем экспорта, облагаемый таможенной пошлиной.

Общий положительный эффект для государства от поступлений таможенных пошлин, НДПИ и налога на прибыль оценивается в 192 млрд руб. в год (расчет на 2014 год), из которых на таможенную пошлину приходится около 60%. Это колоссальный источник дополнительных доходов, который позволил бы Минфину значительно улучшить ситуацию в ближайшие годы, достаточно сложные для бюджета.

Вопросы ценообразования на внутреннем рынке газа – это неотъемлемая часть российской энергетической политики, которая должна проводиться в интересах всех участников рынка.

Таблица 10 - Сравнение экономических эффектов ценовых сценариев на всех участников рынка

  Status quo Уменьшение нижней границы Частичная либерализация
«НОВАТЭК» Проигрывает конкуренцию НПГ на внутреннем рынке Не увеличивает объема поставок, теряет в выручке от снижения цен, имеет проблемы с ФАС Увеличивает добычу и поставки на внутренний рынок, свободно конкурирует с НПГ на внутреннем рынке, сохраняет единый экспортный канал, частично перекладывает обязательства по поставкам населению на НПГ
НПГ Потенциал реализации новых проектов ограничен Теряют выручку и доходность, не развиваются новые проекты Увеличивают выручку за счет перенаправления части объемов с внутреннего рынка на экспорт
Государство Недополучает доходы от экспортных пошлин и НДПИ, т.к. не реализуется потенциал по росту добычи, притом что российский газ конкурентоспособен на внешних рынках Рост бюджетных поступлений, отказ от «платы за дружбу» при покупках центральноазиатского и азербайджанского газа  
Потребители Рост спроса ограничен из-за относительно высокой цены при избытке потенциального предложения Цены снизятся только для отдельных потребителей, высокий разброс цен и ценовая дискриминация потребителей, в перспективе снижение конкуренции производителей и рост цен Работает рыночный механизм баланса спроса и предложения, цены снижаются из-за конкуренции производителей, риск роста цен отсутствует из-за регулирования верхней границы

 

Выводы

1. Ценовая история внутреннего рынка России базируется на бюджетно-распределительных принципах. Отсутствует, как опыт использования рыночных индикаторов, так и сами свободные рыночные агенты. Однако изменения неизбежны и возможно уже пришло время для адаптации передового опыта экономической мысли к возникающему в стране рынку газа.

2. Для прогнозирования ситуации на внутреннем рынке России целесообразно использовать институциональные модели принятия решений, которые учитывают не только экономические факторы, но и социальные мотивы, политические отношения, юридические ограничения и нормативные обязательства.

3. Цены внутреннего рынка до сих пор являются не индикатором баланса спроса и предложения, а инструментом макроэкономического регулирования. Маловероятно, что ситуация изменится в ближайшем будущем. Но если что-то и может ее изменить, то ключевым драйвером таких изменений является реформа электроэнергетики.

4. Спрос на газ в ближайшей перспективе будет расти, независимо от увеличения внутренних цен. Лидером роста спроса станет население и ЖКХ. Механизмы газосбережения не включатся естественным образом, и для их реализации потребуется жесткое административное участие государства и субъектов отрасли.

5. Правительство не намерено в ближайшей перспективе кардинально менять структуру отрасли, а значит «экономически обоснованные цены и тарифы» будут базироваться на частичной информации, раскрываемой ПАО «НОВАТЭК». Таким образом, ключевым моментом развития внутреннего рынка газа должна стать тема публичного раскрытия и публичной экспертизы отраслевой информации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Ценовая стратегия» – это долгосрочная, обоснованная форма деятельности предприятия, направленная на достижение главной неизменной цели предприятия в конкурентной среде с целью формирования долгосрочного эффективного функционирования предприятия. В свою очередь, понятие «ценовая тактика» можно определить, как средство достижения цели (совокупность задач, правил и т.п.) в рамках стратегии ценообразования, которая может меняться в зависимости от ситуации (носит ситуационный характер), имеет краткосрочный характер, требует определенных ресурсов для достижения конкретных задач и является неотъемлемой альтернативой стратегии [28, 104].

Выделяют три основных подхода формирования цен на природный газ: кост-плюс, в котором цена устанавливается с помощью себестоимости продукции и требуемой рентабельности по всей газовой цепочке; нет-бэк, в котором цена устанавливается на основе стоимости замещения ресурса у потребителя (континентальная Европа и Азия); биржевой подход, в котором цена устанавливается на рынках конкуренции виртуального газа (США, Великобритания).

При определении справочной стоимости газа необходимо обратить внимание на:

1) соответствие контрактных источников информации и фактически применяемых налоговыми органами;

2) период, за который формируется контрактная цена, и период, применяемый органами налоговой службы.

1. Ценовая история внутреннего рынка России базируется на бюджетно-распределительных принципах. Отсутствует, как опыт использования рыночных индикаторов, так и сами свободные рыночные агенты. Однако изменения неизбежны и возможно уже пришло время для адаптации передового опыта экономической мысли к возникающему в стране рынку газа.

2. Для прогнозирования ситуации на внутреннем рынке России целесообразно использовать институциональные модели принятия решений, которые учитывают не только экономические факторы, но и социальные мотивы, политические отношения, юридические ограничения и нормативные обязательства.

3. Цены внутреннего рынка до сих пор являются не индикатором баланса спроса и предложения, а инструментом макроэкономического регулирования. Маловероятно, что ситуация изменится в ближайшем будущем. Но если что-то и может ее изменить, то ключевым драйвером таких изменений является реформа электроэнергетики.

4. Спрос на газ в ближайшей перспективе будет расти, независимо от увеличения внутренних цен. Лидером роста спроса станет население и ЖКХ. Механизмы газосбережения не включатся естественным образом, и для их реализации потребуется жесткое административное участие государства и субъектов отрасли.

5. Правительство не намерено в ближайшей перспективе кардинально менять структуру отрасли, а значит «экономически обоснованные цены и тарифы» будут базироваться на частичной информации, раскрываемой ПАО «НОВАТЭК». Таким образом, ключевым моментом развития внутреннего рынка газа должна стать тема публичного раскрытия и публичной экспертизы отраслевой информации.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2013). [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.07.2014). [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью». [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

4. Федеральный закон от 06.12.2012 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2014) «О бухгалтерском учете». [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

6. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)». [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

7. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. 25.10.2011) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)». [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

8. Приказ Минфина РФ от 02.07.2011 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 04.12.2013). [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

9. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций». [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

10. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 24.12.2011) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01». [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

11. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 27.04.2013) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»). [Электронный ресурс] // Гарант: Версия Проф. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Версия от 04.11.2014.

12. Акатова А.С. Увеличение прибыли как важный фактор развития предприятий [Текст] / А.С. Акатова, Ю.А. Козлова // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 453-456.

13. Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы – М.: ИМА-Кросс Плюс, 2014.

14. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие: в двух частях: ч. 1 / сост. Е.В. Броило; Сыкт. лесн. ин-т. – Сыктывкар: СЛИ, 2013. – 204 с.

15. Бабичева Н.Э. Методологические положения анализа финансового состояния организаций на основе ресурсного подхода // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - № 44 (251). – С. 22.

16. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 416 с.

17. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2014.

18. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 372 с.

19. Бердникова Л.Ф. Развитие методики анализа материально-производственных запасов [Текст] / Л.Ф. Бердникова, О.Ю. Трушкина // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 80-85.

20. Беседина В., Волков Е. Ценообразование. М.: Экономистъ, 2013.

21. Бизнес-планирование: учебник / под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2008.

22. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

23. Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании: учебник. М.: Эксмо, 2013.

24. Герасимова Е.Б., Игнатова Е.А. Экономический анализ. Задания, ситуации, руководство по решению / Е.Б. Герасимова, Е.А. Игнатова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 176 с.

25. Губанова А.А. Совершенствование методики анализа показателей рентабельности для целей кредитования банками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] / А.А. Губанова, О.В. Баженов // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 90-92.

26. Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учебное пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 192 с.

27. Данченко Л.А., Иванова А.Г. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика – М.: Эксмо, 2014.

28. Доури К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 2013.

29. Дурович А.П. Основы маркетинга. 2-е изд. стереотип. М.: Новое знание, 2012.

30. Есипов В.Е. Цены и ценообразование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2012.

31. Желтяков Н.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Ценообразование. М.: Эксмо, 2014.

32. Котлер Ф. Маркетинг. Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2008.

33. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования – М.: ЮНИТИ, 2008.

34. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Высшая школа экономики Мин-ва экономики и Мин-ва общего и проф. образования РФ. – М.: Изд-во БЕК, 2014.

35. Лысенко Д. Методы ценообразования // Аудит и налогообложение. 2014. № 6.

36. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М.: Инфра-М, 2007.

37. Павленко А.Ф. Маркетинговая политика ценообразования: монография / А.Ф. Павленко, В.Л. Коринев. – М.: Экмос, 2014.

38. Пастернак Ю.Д. Ценовая политика и конкуренция. – М.: Макс Пресс, 2008.

39. Развитие управления маркетингом на предприятиях: монография / Г.О. Холодный. – Харьков: ХНЭУ, 2014.

40. Стратегическое маркетинговое управление: монография / А.О. Длигач. – М.: ЮНИТИ, 2013.

41. Струве П.В. Хозяйство и цена. Критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни. Т. 1. Хозяйство и общество. Цена – ценность. – СПб., Питер 2008.

42. Тормоса Ю.Г. Цены и ценовая политика. – М.: Финансыи статистика, 2014.

43. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Экмос, 2014.

44. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2014.

45. Финансовый менеджмент/ под ред. проф. Е.и. Шохина. – М.: ФБК-Пресс, 2013.

46. Ценообразование и рынок (перевод с англ.). Общая редакция д. э. н. Е.И. Пунина к. э. н. С.Б. Рычкова. – М.: Прогресс, 2014.

47. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанова. М.: КНОРУС, 2012.

48. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование: учебник для вузов. – М.: РДЛ, 2014.

49. Чурина Л.И. Ценообразование – Новосибирск, 2014.

50. Шуляк П.Н. Ценообразование – М.: «Дашков и К», 2008.

51. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф. Н.А. Сафронова. М.: Юристъ, 2013.

52. Юрьев А.П. Формирование цены и ценовой политики на предприятиях газовой отрасли: монография / А.П. Юрьев, К.В. Ермилова. – Новосибирск, 2014.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: