Развитие международных и внутренних конфликтов вызывает бесспорный интерес общественности. С незапамятных времен человечество живо интересовалось феноменом войны, о чем свидетельствуют многочисленные литературные, музыкальные, живописные, и др. произведения.
Еще в XVII веке при дворе русского царя Романова стала выходить рукописная газета «Куранты», в ней публиковались сообщения и о военных походах того периода.
В начале XVIII века в России по инициативе царя Петра I стала выходить печатная газета «Ведомости». Уже в ее первом сохранившимся номере от 13 января 1703 были напечатаны военные сводки. А 2 июля 1709 года в газете появилась корреспонденция, написанная самим Петром I о победе русской армии под Полтавой.
В XVIII веке газеты и журналы, в основном, издавались в Москве и Санкт-Петербурге. Но сведения о военных сражениях публиковались регулярно. Знаковым стал этап войны с Наполеоном, это 1812 год. Тогда особенно журналы наполнились патриотическими статьями. А при штабе русской армии стала выходить походная газета «Известия», которая подробно освещала все главные события этой войны. В следующем, 1813 году, стала издаваться газета «Русский инвалид», многие статьи которой были посвящены детальному анализу и разбору военных сражений.
Но в современном понимании массовая журналистика появляется в России во второй половине XIX века. А первая война, которая получила очень широкое освещение, была Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
Во время Русско-турецкой войны в России впервые были допущены в действующую армию корреспонденты частных газет. Было создано и специальное военное ведомство, которое было уполномочено взаимодействовать с корреспондентами, и не только русскими, но и зарубежными.
Были введены принципы аккредитации. Корреспонденты должны были носить бляху на рукаве с орлом, иметь при себе удостоверение журналиста с фотографией и печатью. Военные ввели и правила поведения в зоне конфликта для журналистов. Была создана система брифингов. На них сообщения для журналистов делались в 9-11 утра, после вечернего доклада главнокомандующему, который лично принимал решение, что сообщать журналистам. Основные газетные жанры того времени были: телеграфные сообщения, репортажи собственных корреспондентов, письма, аналитические материалы, также путевые очерки и заметки, которые публика любила больше всего.
Разница в позициях московской и петербургской печати была значительная: пресса Петербурга была более демократична, либеральная, а московская – консервативна, выступала в поддержку войны, оказанию помощи сражающимся народам.
События Русско-турецкой войны происходили вскоре после принятия первой в истории Женевской конвенции. Поэтому в газетах велись дискуссии о том, как оказывать помощь раненым, как содержать военнопленных. Журналисты отмечали, что русская армия иногда даже отпускала захваченных в плен турок, так как не могла их переправить в Россию.
В этот период русские корреспонденты работали рядом со своими зарубежными коллегами, перенимали их приемы, в частности, британских журналистов.
Всего за два года войны штабом русской армии было аккредитовано 98 русских и зарубежных корреспондентов. Но велась борьба с анонимными публикациями, чтобы именно журналисты отвечали за содержание своих материалов, а не перекладывали ответственность на военных.
Среди военных корреспондентов в тот период оказались журналисты консервативного и либерального лагерей: В.И. Немирович-Данченко, П.Боборыкин, А.Пальм, Н.Казарин, В.Буренин, В.Крестовский, В.Комаров, В.Мещерский, и др. Однако многие газетчики консервативных и либерально-буржуазных газет не были готовы к серьезному исполнению своих новых обязанностей: не хватало навыков, подчас не ясна была правовая, этическая сторона деятельности корреспондента. Более того, среди корреспондентов ряда газет оказались люди нечестные, использовавшие свое положение в интересах личной выгоды.
О подобных явлениях в те годы писал русский писатель К.Станюкович в своих сатирических обозрениях «Записки знатного иностранца», «Картинки общественной жизни», которые публиковались в журнале «Дело»: «Разрешение допустить в действующую армию журналистов застало печать врасплох. «Корреспондентов как готовой журнальной корпорации у нас не существовало... В журналистике не было людей наготове, на которых бы можно было с уверенностью указать, как на обладающих всеми литературными и житейскими качествами, необходимыми для настоящего корреспондента».
А журнал «Отечественные записки» (1878 год, номер 2) отмечал, что русский корреспондент – это робкое, беспомощное, запуганное существо. У него отсутствуют профессиональные навыки и нет чувства собственного достоинства: оно не воспитано всей обстановкой русской жизни, недавно сбросившей иго крепостнических отношений.
Недостаточный опыт сказывался и в манере держаться (неумение вести беседу с военачальниками, особенно если они были в чинах), и в налете красивости, неумеренной аффектации в оценках, выводах, и прежде всего в отборе фактов, что явилось уже следствием мировоззрения). Отсюда шла критика корреспондентской манеры поведения, изложения, неверного понимания запросов аудитории, или умышленного приспособления к определенной (как правило, невысокой по уровню требований) аудитории, часто заведомо консервативной или недостаточно подготовленной для серьезного разговора).
Но корреспонденты быстро учились и осваивали навыки работы на войне.
Большую роль в передаче оперативной информации играл телеграф, стали появляться и первые фотографии.
Во время разразившейся следующей Русско-японской войны 1904-1905 гг. были использованы уже ранее использованные приемы работы военных с журналистами. Россия вела аккредитацию в городе Порт-Артур.
И всем корреспондентам, которые туда добирались, приходилось прежде всего решать вопрос о доступе к телеграфу, именно за то, кто первый сможет отправить телеграмму в газету, велась борьба между журналистами.
Во время первой мировой войны обозначилась роль документального кинематографа, получили распространение и портативные фотокамеры, зарождался жанр документального фоторепортажа.
К концу 1918 г. в основном определились тип и характер новой военной печати в России. Это были фронтовые, армейские и флотские газеты. К началу 1919 г. во всех действующих армиях издавались армейские газеты. К середине 1919 г. в армии и на флоте издавались 21 армейских, 2 флотские газеты, а к концу 1919 г. вся военная печать в целом насчитывала около 90 газет.
В период начала военной реформы, 1 января 1924 г. стала выходить ежедневная общественно-политическая газета «Красная звезда». На страницах газеты выступали полководцы М.Тухачевский, В.Блюхер. И.Уборевич. В редколлегию входили известные журналисты Антонов-Овсеенко, Каменев, Полонский, А.Яковлев.
В редакции сотрудничали военные и публицисты.
Начальный тираж газеты был 17 тысяч экз., но через год, в 1925 г. составил 34 тыс. экз., затем поднялся до нескольких сотен тысяч экземпляров.
Большое значение военная журналистика сыграла в годы Великой Отечественной войны.
К концу 1942 г. в России издавалось более 600 дивизионных и бригадных газет, 93 корпусные и армейские газеты. За годы второй мировой войны в России выходило 64 газеты на языках народов СССР.
В годы Великой Отечественной воны в армии и флоте выходило 20 журналов.
Во время второй мировой войны на фронтах работали 246 кинооператоров, отснято было свыше тысячи часов кинохроники. Для проведения киносъемки операторам приходилось подходить вплотную к объекту, поэтому многим приходилось идти на огромный риск. А 30 метров пленки давали всего одну минуту материала.
В 1943 году выходили 128 ежедневных военных газет и 600 газет издавались 3 раза в неделю.
К 1940-м годам большую популярность приобрело радиовещание.
А с 1960-х годов такое же значение приобретает телевидение. Освещение войны во Вьетнаме стало первым крупным опытом освещения телевидением военных событий. Это стало возможным благодаря появлению портативной телевизионной техники.
Телевидение в России 1960-х и 1970-х голов освещало национально-освободительные движения в Африке, Азии, Латинской Америке. В 1980-е году телевидение освещало войну в Афганистане.
С 1987 года тема освещение вооруженных конфликтов становится постоянной в «новой» российской журналистики. Появляются и первые корреспонденты, которые стали специализироваться, преимущественно, на освещении «горячих точек».
После 1987 года, с момента первых вооруженных столкновений в Нагорном Карабахе, в Баку, Вильнюсе, Тбилиси, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане большое количество журналистов были направлены туда независимыми демократическими изданиями для освещения тех событий.
В 1990-е годы стала складываться новая система журналистики в России. Появилось большое количество новых изданий, в журналистику пришло много молодых и талантливых корреспондентов. И работать им приходилось уже в новых политических условиях, с использованием и изменившихся технологий, в том числе и цифровых. В телевидении 1990-х годов – это видеокамеры, а затем и цифровая техника.
В 1991 году журналисты освещали войну в Персидском заливе, стали также использовать спутниковые технологии, в том числе портативные спутниковые системы. Затем журналисты освещали войну в Югославии.
В 1990-е и 2000-е годы очень активно стали применяться для освещения военных событий современные компьютеры, компьютерные программы, постепенно акцент в освещении военных конфликтов стал переноситься от телевидения в область Интернет-журналистики.