ВВЕДЕНИЕ
В начале девятнадцатого века русский театр переживает свое обновление. Сложилась система русских Императорских театров (в 1826 они переданы в ведение Министерства Императорского двора): три петербургских – Александринский, Мариинский и Михайловский, и два в Москве - Большой и Малый. Была официально утверждена монополия Императорских театров на устройство публичных сценических представлений. В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой – соответствовать литературным изменениям.
Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Для романтизма характерен отказ от просветительского понимания истории как прогресса и противопоставление идеального образа сильной, свободной личности ее окружению. Произведения этого направления были пронизаны меланхолией и романтической таинственностью, наполнены размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбы.
Драматургия. Реализм на смену романтизму и классицизму
Одним из первых образцов реализма русской драматургии стала комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Классицистких драматургов сменили авторы сентиментальных пьес: Н.И. Ильин, В.М. Федоров, А.А. Шаховский. Много играли А. Коцебу, Шекспира, Мольера, Ф. Шиллера. В популярных мелодрамах блистал П.С. Мочалов- актер бурной эмоциональности, «пламенный» и вдохновенный.
В 1830-е гг. репертуарными драматургами стали Н. В. Кукольник («Рука Всевышнего отечество спасла») и Н. А. Полевой («Иголкин – купец новгородский», «Дедушка русского флота»).
|
Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня. В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии – пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.
Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего.
В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.
Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создаёт, прежде всего, психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека. Драматургия Островского, сочетавшая житейскую достоверность со сценической яркостью, создала основу репертуара русского театра второй половины девятнадцатого века.
Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).
|
Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.
В середине девятнадцатого века в репертуаре театров появилось большое количество водевилей (легких комедий с непременными куплетами). На русскую сцену водевиль пришел из Франции, но образовалась и группа отечественных авторов (Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин др.). В водевилях, которые, как правило, играли после «большой» пьесы, участвовали практически все артисты театра. Этот жанр требовал особой актерской техники исполнения - простодушия, чувства юмора, умения петь и танцевать.
Русская актерская школа ХIХ века
Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Критики и зрители, сравнивая игру корифеев московской и петербургской сцен, отмечали демократичность московской сцены и официальную холодноватость петербургской.
Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.
По отзыву А. И. Герцена, Щепкин «создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре».
История творческого пути М. Щепкина – это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.
|
Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями. Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа.
Без сомнения, расцвет карьеры Щепкина совпал с появлением бессмертных произведений русской драматургии. Щепкин понимал несовершенство пьес начала 19 века и с восторгом принимал появляющиеся драматические произведения А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, А. Островского, то есть тот материал, сыграть который сегодня мечтает каждый актёр. Так, М. Щепкин играл Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Кочкарёва в «Женитьбе».
В Санкт-Петербурге первым трагическим актером был В. А. Каратыгин легендарный артист, умевший ввести свой незаурядный темперамент в строгие сценические формы.
Комедийные роли с блеском исполнял И.И. Сосницкий (первый исполнитель роли Городничего в «Ревизоре», 1836).
Родоначальником династии артистов Малого театра стал П. М. Садовский. Среди его лучших ролей Шут в «Короле Лире» Шекспира, Осип в «Ревизоре», Подколесин в «Женитьбе» Гоголя. Щепкин считал Садовского единственным актером, который сразу «постиг тайну гоголевского языка». Будучи активным пропагандистом творчества Островского (сыграл 29 ролей), Садовский способствовал формировнаию школы естественной и выразительной игры. Садовский прославился как разноплановый, характерный актёр, одно появление которого привлекало внимание зрительного зала.
В Санкт – Петербурге тонким актером реалистом был А. Е. Мартынов. Он с огромным успехом играл в водевилях («Лев Гурыч Синичкин), пьесах Гоголя (Хлестаков в «Ревизоре», Грибоедова (Фамусов в «Горе от ума»), Островского (Тихон в «Грозе»).
В московском Малом театре во второй половине девятнадцатого века первенствовали Г.Н. Федотова и М.Н. Ермолова. Самая знаменитая роль Федотовой- Катерина в «Грозе», которую она играла в 35 лет. Специально для нее Островский написал» Снегурочку» и «Василису Мелентьеву»
Ермолова стала знаменитой ещё будучи ученицей московского театрельного училища, сыграв Эмилию в пьесе немецкого драматурга Лессинга «Эмилия Галотти». Эта выдающаяся актриса в течение своей карьеры создала на сцене Малого театра целую галерею женских образов классической драматургии, получивших название «ермоловские женщины». В репертуаре Ермоловой была и высокая трагедия («Орлеанская дева» Шиллера, «Макбет» Шекспира, «Овечий источник» Лопе де Вега), и бытовая драма (пьесы В. Александрова и В. Дьяченко). Ярчайший трагический талант актрисы раскрылся в пьесах Островского: Юлия («Последняя жертва»), Негина «Таланты и поклонники». Великими ее творениями были также роли Марии в «Марии Стюард» Шиллера, леди Анны в Ричарде Третьем» Шекспира, фру Альвиг в «Привидениях» Г. Ибсена.
С 1875 в Александринском театре служил К.А. Варламов – легендарный комик, умевший сочетать буффонаду с психологической правдой. Среди множества ролей, сыгранных в пьесах однодневках, в его репертуаре были и серьезные роли Яичница («Женитьба» Гоголя), Варравин («Дело» А.В. Сухово-Кобылина), Большов («Свои люди - сочтемся» Островского).
Артистом исключительно широкого диапазона, с равным успехом игравшим драматические и комедийные роли, был В.Н. Давыдов (Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова, Расплюев в «свадьбе кречинского» Сухово-Кобылина, Мошкин в «Холостяке» Тургенева, многие роли в «Ревизоре» Гоголя).
В Малом театре в мужской части труппы лидировали А.П. Ленский (актер тонкой психологической правды), А.И. Южин(артист героико- романтического стиля), Сын П.М, Садовского М.П.Садовский.
На провинциальной сцене обрели известность актеры М.Т. Иванов_ Козельский, Н.Х. Рыбаков, В.Н.Андреев-Бурлак. Крупнейшим трагиком был П.Н, Орленев, практически всю жизнь проведший в провинциальных театрах (Раскольников и Дмитрий Карамазов в инсценировках романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»). Орленев был среди тех артистов, которые в свое время утвердили новое амплуа_- герой-неврастеник. Многие провинциальные актеры с успехом выступали в столичных театрах (М.И. Писарев, М.В. Дальский).
В русском актерском искусстве обозначились две линии творческого движения: от трагической актрисы Семеновой, через искусство Мочалова и Каратыгина, Ермоловой протянулся романтический стиль. Видоизменяясь, он продолжался в конце века в творчестве Южина и Юрьева. От Щепкина шла линия психологического реализма; Ему наследовали Садовский, Стрепетова, Федотова, Савина. Её подхватили и придали новый импульс актеры двадцатого века. На смену приподнятой, торжественной манере пришла тонкость психологических переживаний, бытовое правдоподобиепри сохранение образной яркости.
Санкт-Петребург и Москва были местом частых гастролей зарубежных знаменитостей (Э. Дузе, Л. Гитри, Г. Режан, Б.
русский театр реализм драматургия