Потрясения начала ХХ века




Лекция «История деревни Алешкино»

Деревня на острове Тургенев

 

Деревня-труженица на нижнем изголовье острова Тургенев многое повидала и испытала на своём веку. А начиналась её история, если верить преданию, в тот день, когда здесь высадились люди купца Качина, чьё торговое судно шло по среднему течению Верхней Тунгуски до устья речки Ковы.

Годом основания поселения алёшкинцы считают 1717, но в документах первой переписи 1719 – 1923 годов деревня Алёшкина в Кежемской слободе не числилась, в то время как Ковинская с двумя дворами пашенных крестьян в этом списке присутствует. Алёшкина впервые упоминается в «ревизской сказке» за 1762 год как «д. Алёшкина на нижней части Тургенева острова», в которой проживало 44 крестьянина, в т. ч. 19 душ мужского пола Судя по числу жителей, деревня была основана между второй и третьей переписями и активно развивалась. Через столетие, по данным этнографа М. Ф. Кривошапкина В списке населённых пунктов Енисейской губернии на 1 января 1911 года об островной деревне отмечено следующее: «Алёшкина (Нижне-Изголовень Тургенева острова), д., на р. Ангаре, дворов – 60, душ мужского пола – 332, женского пола – 315. За полвека количество дворов увеличилось на 1/3, а число жителей – более чем в 4 раза, что произошло в основном за счёт естественного прироста.

В деревне, как считают старожилы, с давних времён преобладала фамилия Сизых, однофамильцев различали по прозвищам: Потапята, Филята, Морята, Пенковых, Сивилячьи. Распространённые в деревне фамилии – Голубевы, Пановы, Качины.

Размеренный образ жизни островной деревни нарушали только стихийные бедствия – наводнения и пожары, от которых не было спасения. И хотя деревня стояла на угоре, в нижнюю часть деревни подтопливало. На лодках плавали по засеянным полям. Как только земля просыхала, приходилось снова боронить землю и по второму разу засевать поля.

В 1908 году алёшкинцы стали свидетелями падения Тунгусского метеорита, которое приняли за «светопредставление».

Традиции

Алёшкина входила в Кежемский Спасский приход. В ведомости церкви села Кежемского за 1857 год указано, что «в приходе церкви часовен нет, а находятся молитвенные дома; первый в селе Кежемском на кладбище, построенный 1785-го года; второй в деревне Мозговой, третий в деревне Заимской, четвертый в деревне Алексеевой [Алёшкиной]; все три деревянные, построенные 1825-го года жителями деревень без разрешения высшего начальства». Ангарцы все местные культовые сооружения называли «ц е рквОй», не вникая в формальности статуса. А термин «молитвенный дом» не употреблялся. В конце XIX века в Кежемском приходе отмечено уже пять часовен, в число которых перешли бывшие молитвенные дома а «в часовнях деревень Тургенева острова и Верхне-Кежемской совершались литургии

Одной из общинных традиций ангарцев был осенний бой красной рыбы. У Алёшкиной шивЕры находилась зимовальная яма, где добывали осетра. Яма была метров сорок, а то и больше. Во время «боёвок» красной рыбы алёшкинские рыбаки имели преимущество, поэтому ставили лодки вблизи ямы, за ними – Заимка, там Гусевка, дальше все остальные. Но поскольку «рыбы было полно», все разъезжались с уловом.

 

Потрясения начала ХХ века

Как справедливо отмечал священник Левитский из Кежмы, ангарцы «исторической жизнью не живут». Самые страшные истории в их жизни – столкновения с медведем в тайге. Поэтому события Гражданской войны в Приангарье стали настоящим потрясением для Алёшкино. Мужики, особенно те, кто раньше был в «летучих» партизанских отрядах, уходили из деревни, как только узнавали, что «беляки» идут. За деревней каратели расстреляли захваченных в Заимке мужиков по подозрению их участия в партизанском движении. Эта расправа запечатлелась в народной памяти в форме мифа, где Колчак уже не исторический персонаж, а средоточие вселенского зла.

 

Когда зимой 1920 года по Ангаре шли отступающие войска колчаковской армии, жители Кежемской волости, за исключением деревни Фановой (Привалихиной) не оказали им активного сопротивления. Да и что могла сделать безоружная деревня (ружья-то и боеприпасы отдали партизанам отряда Бурлова) против многотысячного вооружённого войска? Напротив, как отмечал в своих эмигрантских воспоминаниях один из участников «ледяного похода», в деревне Алёшкиной авангард колонны угостили «прекрасной осетриной свежего улова». Такое «гостеприимство» было вынужденным.

Только всё утряслось, снова установилась Советская власть, крестьянские хозяйства развернулись после продразвёрстки, через кредитные общества стали вскладчину сельхозтехнику покупать, как началась массовая коллективизация сельского хозяйства. В Алёшкино она проходила очень болезненно, так как здесь имели место перегибы со стороны «активистов» и властей, поощрявших их действия. Жёсткая коллективизация вызвала в Алёшкино, как сказано в партийной брошюре «Шаг за шагом», «бешеное сопротивление кулаков», колхоз скрыл семена и не выполнил план посева, крестьяне «затянули сев, растранжиривали фураж. Зажиточных крестьян сначала лишали избирательного права, затем «давили» налогами.

Было массовое выселение всех недовольных и непокорных.

После выхода в марте 1930 года статьи Сталина «Головокружение от успехов» в районе распалось три колхоза, в том числе в Алёшкино. Позже, давая идеологическую оценку этим событиям, руководители района вынуждены были признать, что при проведении сплошной коллективизации в деревнях Заимка, Алёшкино, Мозговая «допускались перегибы: было запугивание населения, обобществление всего движимого и недвижимого имущества.

Энергия созидания

Была создана сельхозартель с символическим названием «Ударник». Первым председателем стал Михаил Степанович Привалихин.

Согласно годовому отчёту за 1939 год (данные на 1.01.1940 года) в Алёшкино было 93 двора, наличное население – 377 человек, из них трудоспособных – 166, подростков от 12 до 16 лет – 21 человек. Сельхозтехники нет (потом появится трактор), дополнительный доход колхозу приносили мельница, маслозавод, рыбный промысел.

В 1938-1939 учебном году дети стали ходить на занятия в школьной форме. В учебниках, тетрадях и других учебных пособиях недостатка не было. После окончания четвёртого класса дети продолжали обучение в соседней деревне Заимка, где в 1940 году открылась семилетняя (неполная средняя) школа.

 

Мобилизация всех сил

В воскресный день 22 июня 1941 года жители узнали по колхозному радиоузлу, что началась война с Германией. У школы стояла трибуна, которая служила алёшкинцам при проведении советских праздников. Мобилизованные на войну ждали отправки на фронт до середины июля, так как суда по большой воде ушли в Красноярск за грузом по разнарядкам северного завоза. В период между мобилизацией и отправкой на фронт под непосредственным руководством председателя колхоза «Ударник» были организованы спортивные занятия для подготовки будущих солдат к фронту. Бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, преодоление различных препятствий, высоких деревянных заборов с охотничьими ружьями. Плавание по Ангаре и, конечно же, стрельба из нарезного оружия, хотя практически всё мужское население района занималось охотой. Даже подростки.

Старожилы запомнили день первой мобилизации. Уходящие на фронт не унывали, верили в скорое окончание войны, в нашу победу.

За годы войны, по данным райвоенкомата, из Алёшкиной ушло 113 человек, т. е. две трети трудоспособного населения, в деревне из мужчин остались два старика. Все культмассовые мероприятия прекратились, рабочий день увеличился вдвое. Осенью – зимой 1941-го в Алёшкину стали приходить не только письма, но и похоронки, а в 1942-м встречали первых израненных фронтовиков.

Женщины и дети взвалили все работы на себя. Многие ученики после осенних сельхозработ остались в колхозе, «отсеялись» из школы. Примиряло одно: война скоро закончится – потом доучатся. Мальчишки-пахари за работу получали паёк – около килограмма чёрного хлеба, что спасало от голода многодетные семьи. Какую только работу ни выполняли дети войны: на лошадях и быках по морозу возили дрова из леса, снопы к молотилке. Напрягая все силы, колхозники сдавали государству хлеб, рыбу, яйца, мясо. Председатель колхоза Н. А. Анкудинов поддерживал боевой дух женщин и девушек, на плечи которых легла непомерная ноша. Учил молодых солдаток и девушек не теряться в трудных ситуациях. Строил их в колонну по пять-шесть человек в ряд, и они ходили по главной улице деревни шагом, близким к строевому, с песнями времён Гражданской войны, про Ворошилова, Будённого и других красных командиров. Песни поднимали дух женщин и всех жителей деревни.

Но мало кто вернулся с войны.

Война закончилась, а людям легче не стало. Колхозы и личные подсобные хозяйства обложили большими налогами, которые были отменены только в 1953 году, после смерти Сталина. Подростков 15–16-летнего возраста направляли на учёбу в ФЗО (фабрично-заводское обучение) в Красноярск: нужно было восстанавливать промышленность страны. В 1946 году двух парней обучили вождению трактора ХТЗ, в 1948 году доверили им гусеничный трактор.

Осенью 1945 года за парты в Алёшкинской начальной школе сели 32 первоклассника. Сразу занимались два класса: первый (32 ученика) и третий (20 учеников), затем второй и четвёртый. У первоклассников было два букваря на всех. Авторучек в то время не было, пользовались деревянными ручками с острыми перьями-скребушками. Чернила заменяла разведённая водой печная сажа. А ещё чернила делали из сока черники. Дальнейшее обучение продолжалось в Кежме или в Заимке.

Выжить в труднейших условиях военного и послевоенного времени людям помогали не только трудолюбие и физическая выносливость, но и свойственные ангарцам жизнелюбие, юмор, что выразилось в «ядрёном» ангарском говоре. Здесь уместно будет сказать о спектакле «Бабушки», поставленном в 2011 году в Красноярске московским театром «Практика». Суть его в том, что в деревню с «ласковым» названием Алёшкино приезжала диалектологическая экспедиция, и местные бабушки, стесняясь перед микрофоном, рассказывают о своей жизни «на нутряном ангарском лексиконе».

В связи с выездом всех жителей для постоянного проживания в другие поселения» в 2001 году деревня была закрыта, хотя окончательной датой ликвидации населённого пункта считается 20 января 2005 года. К этому времени большинство домов были разрушены, многие снесены. Когда последние жильцы покинули родную деревню, после чего, здесь образовалось подсобное хозяйство учреждения К-100. На вахтовом участке действовали три теплицы по выращиванию огурцов, образцово-показательные животноводческие фермы.

В деревне за всю её историю было много интересных людей. Был там некий Дедушка Ефим, который, погоду предсказывал. Савватей на всех свадьбах на скрипке играл.

 

Составитель и автор текста: Диденко Н. А.

 

Материалы по деревне взяты в МБУК «КМЦРБ им. А. Ф. Карнаухова», которые предоставила Диденко Н. А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: