Слайд3
Таблица 1 «Коммуникативные умения»
Коммуникативные умения | ||
Сделать это мне… | Скорее тяжело | Скорее легко |
Говорить перед классом | 30% | 70% |
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений | 35% | 65% |
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов | 32% | 68% |
Отвечать у доски | 41% | 59% |
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением | 35% | 65% |
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя | 46% | 54% |
Сообща работать в группе | 11% | 89% |
Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное | 57% | 43% |
Поэтому результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).
Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”.
Занимаясь повышением коммуникативной компетентности детей, у них формируется коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:
Слайд 4
· открытость, честность, прямота высказываний
· умение слушать другого человека
· способность к поиску компромисса
· умение настаивать на своем
· навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым
· умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом, не обидев другого. Наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях дети либо молчат, проглатывают обидные высказывания, либо реагируют по типу “сам дурак”.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
Слайд 5 Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.
2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Слайд 6 Коммуникативная компетентность включает в себя:
· Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации
· Способность к внешкольной и внеклассной деятельности
Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.
Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано как с объективными (сокращением кол-ва часов, трудности содержания программы) причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение.
Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными на уроке. Какие формы учебной коммуникации используем мы в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы. Слайд 7 Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое. Слайд 8 Диалогические формы - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация. Слайд 9
Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают, работая по новым учебникам. С первых страниц учебников программы «Школа России» я старалась поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.. Этому способствует методический аппарат учебников
Слайд 10 На первом этапеучащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения. Слайд 11 На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими. Слайд 12 На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх
Слайд 13 Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики на уровне стереотипа, алгоритма?
· как выстраивать межличностные отношения;
· законы логики и аргументации;
· этикет общения;
· коммуникативными технологиями, в том числе информационными;
· уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника;
· уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.);
· опыт самопрезентации;
· реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения;
· моделирования общения и речевого поведения;
· быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;
· продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;
· самоконтроль, саморегулирование.
Слайд 14 Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:
общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Коммуникативный опыт - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.
Слайд 15 Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?
На уроках и во внеурочной деятельности учу детей:
Выстраивать межличностные отношения.
Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка.
Слайды 16 Через:
· родительские собрания; анкетирование детей и родителей;
· ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли;
· занятия по этикету;
· тренинги;
· классные часы;
· моделирование общения и речевого поведения;
· индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.
Слайд 17 Самоконтроль, саморегулирование.
· Знаю ли я себя?
· Как сберечь в школе свое здоровье?
· Как обеспечить свою безопасность?
· Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?
Слайд 18 Через:
· психологические исследования и диагностики;
· серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;
· экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»
· дни здоровья;
· спортивные соревнования;
· ролевые, сюжетные игры; театрализация;
· занятия по ПДД, ПБ;
· тренинги «Роль в группе»;
· самопрезентации;
· конкурсы рисунков;
· классные часы;
· беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;
· физминутки, походы и т.д.
Слайд 19 Моделирование общения.
· Развиваю хорошее и борюсь с плохим
· Продуктивное разрешение конфликтов
· Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника
Через:
· тренинги;
· ролевые, сюжетные игры; театрализация;
· диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников;
· работа по коррекции выявленных недостатков;
· классные часы;
· беседы.
Слайд 20 Овладение информационно – коммуникативными технологиями.
· Где можно найти информацию для урока?
· Как понять, что является главным?
· Как запомнить самое главное?
Через:
· Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
· Составление опорных схем, рисунков;
· умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);
· Знакомство с информационными технологиями.
· Уроки информатики
Я считаю, что развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.
Слайд 21 Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка
В работе по программе «Школа России» я уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:
- разбор слов по составу;
- выделение группы слов с одинаковым корнем;
- нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение их в группы;
- нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
- объяснение лексического значения слов.
Со 2 класса каждый ребёнок учится кратко фиксировать важное из изученного на уроке в «Помогалочке».
Большое внимание уделяю практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.