Выстраивать межличностные отношения.




Слайд3

Таблица 1 «Коммуникативные умения»

Коммуникативные умения    
Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко
Говорить перед классом 30% 70%
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений 35% 65%
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов 32% 68%
Отвечать у доски 41% 59%
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением 35% 65%
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя 46% 54%
Сообща работать в группе 11% 89%
Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное 57% 43%

Поэтому результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).

Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”.

Занимаясь повышением коммуникативной компетентности детей, у них формируется коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:

Слайд 4

· открытость, честность, прямота высказываний

· умение слушать другого человека

· способность к поиску компромисса

· умение настаивать на своем

· навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым

· умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.

Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом, не обидев другого. Наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях дети либо молчат, проглатывают обидные высказывания, либо реагируют по типу “сам дурак”.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

Слайд 5 Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.

2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Слайд 6 Коммуникативная компетентность включает в себя:

· Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации

· Способность к внешкольной и внеклассной деятельности

Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.

Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано как с объективными (сокращением кол-ва часов, трудности содержания программы) причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение.

Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными на уроке. Какие формы учебной коммуникации используем мы в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы. Слайд 7 Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое. Слайд 8 Диалогические формы - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация. Слайд 9

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают, работая по новым учебникам. С первых страниц учебников программы «Школа России» я старалась поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.. Этому способствует методический аппарат учебников

Слайд 10 На первом этапеучащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения. Слайд 11 На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими. Слайд 12 На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх

Слайд 13 Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики на уровне стереотипа, алгоритма?

· как выстраивать межличностные отношения;

· законы логики и аргументации;

· этикет общения;

· коммуникативными технологиями, в том числе информационными;

· уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника;

· уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.);

· опыт самопрезентации;

· реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения;

· моделирования общения и речевого поведения;

· быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;

· продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;

· самоконтроль, саморегулирование.

Слайд 14 Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:

общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.

Коммуникативный опыт - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.

Слайд 15 Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?

На уроках и во внеурочной деятельности учу детей:

Выстраивать межличностные отношения.

Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка.

Слайды 16 Через:

· родительские собрания; анкетирование детей и родителей;

· ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли;

· занятия по этикету;

· тренинги;

· классные часы;

· моделирование общения и речевого поведения;

· индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

Слайд 17 Самоконтроль, саморегулирование.

· Знаю ли я себя?

· Как сберечь в школе свое здоровье?

· Как обеспечить свою безопасность?

· Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?

Слайд 18 Через:

· психологические исследования и диагностики;

· серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;

· экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»

· дни здоровья;

· спортивные соревнования;

· ролевые, сюжетные игры; театрализация;

· занятия по ПДД, ПБ;

· тренинги «Роль в группе»;

· самопрезентации;

· конкурсы рисунков;

· классные часы;

· беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;

· физминутки, походы и т.д.

Слайд 19 Моделирование общения.

· Развиваю хорошее и борюсь с плохим

· Продуктивное разрешение конфликтов

· Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника

Через:

· тренинги;

· ролевые, сюжетные игры; театрализация;

· диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников;

· работа по коррекции выявленных недостатков;

· классные часы;

· беседы.

Слайд 20 Овладение информационно – коммуникативными технологиями.

· Где можно найти информацию для урока?

· Как понять, что является главным?

· Как запомнить самое главное?

Через:

· Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой;

· Составление опорных схем, рисунков;

· умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);

· Знакомство с информационными технологиями.

· Уроки информатики

Я считаю, что развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Слайд 21 Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка

В работе по программе «Школа России» я уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:

- разбор слов по составу;

- выделение группы слов с одинаковым корнем;

- нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение их в группы;

- нахождение слов с одинаковыми суффиксами;

- объяснение лексического значения слов.

Со 2 класса каждый ребёнок учится кратко фиксировать важное из изученного на уроке в «Помогалочке».

Большое внимание уделяю практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: