Глава 1. Теоретическое обоснование




Актуальность темы

Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.

Ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.

 

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

 

Задачи по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр: -развивать игровой опыт каждого ребенка - поддерживать новые возможности игрового отражения мира, - развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
- сюжетно-ролевые игры   -проявление интереса к игре на основе семейных отношений, впечатлений от посещений магазина, поликлиники, события книг, мультфильмов, картинок. -умений принимать игровую роль, участвовать в ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы.
-игровые импровизации -участие в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя.
- самостоятельное воспроизведение игровых ситуаций   - самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку, участие в совместных со сверстниками играх – имитациях, поддержка проявления воображения и творчества.
- хороводные игры   участие в игре, организуемой воспитателем и по собственной инициативе, проявление желания импровизировать
- игра-эксперименти-рование с различными предметами и материалами - игры с песком и снегом, - игры с водой и мыльной пеной, - игры с бумагой, - игры с тенью.
- дидактические игры.   - совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками, -при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.

 

Содержание работы Сроки
1. Теоретический этап Изучение методической литературы по данной проблеме: Изучение статей в журналах: 1. Примерная основная общеобразовательная программа ДО "Мир открытий".// Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. -М:. Цветной мир, 2012. - 320 с. 2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе "Мир открытий"./ Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. -М:. Цветной мир, 2012. - 240 с. 3. Развиваем игру дошкольника: Методические рекомендации/ авт. - сост. М.Г.Копытина. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011. - 56 с. 4. Лыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют девочки: Гендерный подход в обр.: Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96 с., илл 5. Лыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют мальчики: Гендерный подход в обр.: Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96 с., илл 6. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей "Социализация", "Познания", "Физкультура". во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров - Воронеж: ООО "Метода", 2013 - 200 с. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. Глава 6, с. 271-288 8. Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология psyera.ru › База знаний › Возрастная психология 9. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с. 10. www. voppsy, rv/issves/1989/893/893022 htm Журнал "Психология перестройке народного образования" 11. Смирнова С.О. Психология ребёнка Учебник для педагогических вузов и училищ "Школа - Пресс" 1997 12. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Пед. вузов. - М.: Гуманист. Изд. ЦЕнтр ВЛАДОС, 2009. 528 с. 13. Игра дошкольника / Л.А. Абромян, Т.В. Антонова, Л.В. Артёмова и др.; Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвящение, 2009. - 287 с.: ил. - (Б-ка воспитателя детского сада) 14. Выгоцкий Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка/ Л.С. Выгоцкий // Вопросы психологии: № 6 1976. -с. 62-76.     Сентябрь стр. 85 - 88 В течении года   Сентябрь выборочно В течении года   Октябрь В течении года   Октябрь В течении года   Октябрь В течении года     Ноябрь В течении года   Ноябрь   Ноябрь   Ноябрь В течении года Ноябрь     Ноябрь   Ноябрь     В течении года   В течении года  
2. Практический этап. Организация предметно-развивающей среды   Изучение методик и технологий педагогов в Интернете Изучение опыта педагогов ДОУ на педагогических семинарах презентация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» (М.В. Ветрова, В.И. Морская, М.С. Дубасова и др.) Формы работы с родителями: 1. Участие родителей в изготовлении пособий для игры (бытовые приборы оборудование для уголков: играют мальчики, играют девочки) 2. Беседа с родителями "Во что любят играть дети"   3. Оформление папки передвижки для родителей "Игра как средство нравственного воспитания" 4. Консультирование родителей ü Возрастные особенности детей 2-4 лет ü Кризис 3х лет и как его преодолеть ü Игра и её роль в психологии ребёнка по Выготскому Л.С. "Зона ближнего развития" Семья как первичный и ближний институт развития ребёнка". 5. Изготовление пособий для детей в группу (уголок экспериментирования: воронки, совки, емкости для экспериментирования) 6. Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребёнка" 7. Консультация для родителей на тему: "Взрослые, дети, игра" 8. Вовлечение и приобщение родителей к детской игре 9. Совместные игры детей и родителей, распределение ролей 10. День открытых дверей подведение итогов, анализ работы   Формы работы с детьми: Игры и пособия: 1. Дидак/игры//словесные Как тебя зовут?(01.09.2014 год) Д/задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.   2.Как зовут моего друга?(04.09.2014 год.) Д/задача: упражнять детей в отчётливом назывании своего имени, развитие речи, внимания, памяти, дружеские отношения, культуру поведения.   3.Поможем нашим мамам Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпиливость и внимание. 4. Обобщенные "Моя семья". Подобные варианты игр: ü "Куколка купается" (предварительное чтение произведения "Девочка чумазая" А. Барто /примечание дети выполняют отдельные действия с предметом куклой повторяя за воспитателем. при поддержке сюжета и его развитии игра длится 15 минут, но игровые действия переносятся с куклы на ребёнка.) Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпиливость и внимание. Игр/правила:дети начинают проводить с предметом действия и сопровождать их словами. ü "Успокой куклу" ü "Покорми куклу" ü "Уложи куклу спать" ü "Накрой на стол" ü "Убери со стола" ü "Помой посуду" Ни все дети справляются с этой тяжёлой задачей (манипулирование, жонглирование предметами, дети неспособны развивать сюжет игры и брать на себя роли). Некоторые дети (2-3) продолжают развивать сюжет играя в семью выбирают роли папы, мамы, сына или дочери, другие манипулируя предметами забывают или их не интересует сюжет, манипуляция предметом и частая смена одного предмета на другой проговаривание своих действий от третьего лица, дети пытаются внешнюю речь перевести на внутреннюю.   5. Кто что наденет Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название осенней одежды.   6. Подобные варианты игр: ü "Что за чем?" Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название одежды. ü "Что вперёд, а что потом?" ü "Чья вещь?" ü "Поклажи на место" ü "Кто вперёд?" ü "Найди свой домик?" 7. Д/игры / предметные"Построим теремок" (игровая ситуация, чтение сказки "Теремок", а у зверушек есть домик, давайте поможем игрушкам-зверушкам построим для наших домик). Д/задача:упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.   8. Подобные варианты игр: ü "Теремок" Д/задача:упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внима- ние, память, дружеские отношения, культуру поведения. ü "Строители" ü "Весёлый зоопарк" ü "Домик для животных" ü "Жердочка для петушка" ü "Пирамидка для кукол" ü "Разноцветные башенки" (использование различных строительных материалов)   9. Угостим гостей чаем Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.   10. Подобные варианты игр: ü "Гости" Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом. ü "Пригласи гостей" ü "Мы идём в гости" ü "Чаепитие" ü "Праздник" ü "Именины мухи Цокотухи" ü "Обезьянка ждёт гостей" ü "Какой сегодня день" ü "Семья"   11. Поможем убрать со стола (чтение сказки Федорено горе) Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом. (Освоение детьми действий с сюжетными игрушками, показ игры воспитателем, дети начинают самостоятельно производить какие - то действия не связывая их с сюжетом, некоторые дети включают в игру не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом: идут в магазин за покупкой, но не выполняя действия по сюжету т.е. берут всё, что хочется; накрывают на стол, готовят кушать на плите, угощают гостей, но только при поддержке со стороны воспитателя; накрывают выставляя всё, и не убирают, гости присутствуют до конца игры, нет чувства меры. чай пьём бесконечно) Задачи: Повторение игр. закрепление действий, развития навыка игры (ближнее развитие по Выготскому Л.С.)   №1. «День рождения (Муха Цокотуха или любой другой персонаж, кукла, игрушка, непосредственно ребёнок)». Цель: расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».   №2. «Поможем убрать со стола...........................» Д/задача:закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.   № 3. Строим дом. Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».   № 4. "Пора кушать". Задачи: Накрыть стол, расставить приборы. Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет. Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку. Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей. Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик). Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз) Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.   № 5. "Баюшки-баю" Задачи: Запеленать куклу. Погладить, обнять ее. Побаюкать на руках. Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок   № 6. "Надо, надо умываться" Задачи: Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона). Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой. Приче-сать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Умыть куклу из тазика. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку). Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки)   Вторая часть методической разработки направлена на организацию игрового общения воспитателя с младшими дошкольниками в развитии самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Задачи: Ø повышение игрового интереса младших дошкольников к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми; Ø развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое взаимодействие) младших дошкольников; Ø развитие умений совместно с партнерами по игре и помощью воспитателя создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры. Ø обогащение предметно-развивающей среды группы по игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами детского творчества, модульные предметы для придания динамичности среды.   1) «Уложим Дашу спать» (модификация сюжетно-ролевой игры «Семья»). Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у ребенка ценностное отношение к здоровью, жизни; способствовать развитию отношений между детьми.   2) «Купаем куклу Машу» (модификация сюжетно – ролевой игры «Семья»). Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать детское представление о чистоте, порядке, заботе; познакомить с понятием «мокрый - сухой », «живой – неживой ».   3) «Мишка заболел» (модификация сюжетно – ролевой игры «Доктор»). Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у детей навык принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действии, использовать во время игры медицинские инструмент, формировать чуткое отношение к заболевшему человеку, животному.   4) «Гипермаркет» (модификация сюжетно-ролевой игры «Магазин»). Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: учить детей принимать на себя роль (покупателя) и выполнять соответствующие игровые действия.   5) «Ателье красоты» (модифицированная сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»). Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать представление детей о работе парикмахера; развивать умение использовать инструменты парикмахера; способствовать доброму отношению между детьми.   6) «Автопарк» (модификация сюжетно-ролевой игры «Гаражи») Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: дать детям знания о работе шофера, механиков; формировать дружеские отношения в игре.   Работа с педагогическим коллективом Консультация для воспитателей на тему: "Почему ребёнок играет?"   Памятки: «Во что любят играть младшие дошкольники»   «Построение игровой среды для организации сюжетно-ролевой игры ребенка»   Выставка предметов игровой среды для сюжетно- ролевой среды презентация   Фольклорный праздник "Проводы зимы"   Сроки   Октябрь и в течении всего учебного года     Ноябрь   Ноябрь     Индивидуально в течении года Ноябрь   Ноябрь   Декабрь     Февраль   Март   Март Апрель   Май   Сроки   Сентябрь   Сентябрь   Сентябрь В течении года     Сентябрь В течении года   Здесь становиться актуальным: Д.Б. Эльконин В игре воз-никает новая психи-ческая форма мотивов, происходит формиро-вание произвольного поведения, преодоле-ние "познавательного эгоцентризма". Это и есть путь личностного становления ребёнка в игре. [разв. игру дош, Копытина]   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года   Октябрь, в течении года     Ноябрь, в течении года   Ноябрь, в течении года   Работать над развитием сюжета и игрушками заместителями.     Ноябрь, в течении года     Ноябрь, в течении года     Ноябрь, в течении года   Декабрь в течении года   Декабрь в течении года   Декабрь в течении года     Январь 2015 год.   Январь в течении года   Февраль в течении года   Февраль в течении года     Февраль в течении года   Март в течении года   Март в течении года  

Глава 1. Теоретическое обоснование

1.1 Изучение необходимой литературы:

"Развиваем игру дошкольника."

"Что такое игра"

 

Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, ребенок был приобщен к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали. В примитивных культурах дети в игровом плане воспроиз-водят некоторые сферы жизни взрослых, для них недоступны. В историчес-ком прошлом игра, выполняла социализирующую функцию, помогая освоить четко очерченное поле «готовых» смыслов деятельности. В современном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны. Происходит расширение функций игры: «проблематизация» нормативных образов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений.

Игра — особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Игра — эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формула мотивации игры — играть. Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте - сюжетно - ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. Основные стороны детской игры: содержание и сюжет. Сюжет — отражаемая в игре область, сторона действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: игра «в семью», «в доктора», «в магазин» и т.д. Младшие дошкольники заимствуют сюжеты из наблюдения повседневной жизни своей семьи, близкого окружения.

Д.Б. Эльконин отмечал:..." В игре возникает новая психическая форма мотивов, формирование произвольного поведения, преодоление "познава-тельного эгоцентризма". Это путь личностного становления ребёнка в игре.

В младшем дошкольном возрасте в игре находит отражение внешняя сторона деятельности. Дети воспроизводят предметные действия, характерные для той или иной роли. Игра «в больницу» — это «лечебные» манипуляции с условным градусником, шприцем и т.п. Роль взрослого (врача) рождается из фактически производимых действий, логика которых не всегда соответствует реальной и легко нарушается. Далее содержанием игры становятся внешние социальные отношения (профессиональные) и социальная иерархия. Это ролевые взаимоотношения водителя и пассажиров, продавца и покупателя, врача и пациента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: