Студентам очной и заочной формы обучения
Полесск 2015
К.б. н., А.Б. Дельмухаметов – Полесск, Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015 г.
Методические указания предназначены для изучения дисциплины «Генофонд сельскохозяйственных животных»
- студентам очной формы обучения
- студентам заочной формы обучения
Методические указания одобрены на заседании кафедры Животноводства КФ СПбГАУ 09.09.2015 – Протокол №__1_.
Методические указания утверждены на заседании Методического совета КФ СПбГАУ 22.09.2015 – Протокол №__7_.
Составитель _____________________ к.б. н., А.Б. Дельмухаметов
08.09.2015г.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Генофонд сельскохозяйственных животных» имеет цель ввести студентов, обучающихся по специальности "Зоотехния", в круг вопросов зоотехнической науки и практики, связанных с изучением вопросов сохранения и использования редких и исчезающих видов животных, использования ресурсов генофонда лучших в мире пород животных для повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных России. Изучение курса позволит студенту понять роль селекции в эффективности совершенствования генофонда стад и пород сельскохозяйственных животных.
Задачей данных методических указаний является помощь студентам – очникам и заочникам, в самостоятельном изучении дисциплин «Генофонд сельскохозяйственных животных».
Методические указания включают четыре раздела. В первом разделе изложены общие методические рекомендации по изучению дисциплины. Во втором разделе содержатся методические советы по изучению тем, посвященных дисциплине «Генофонд сельскохозяйственных животных», с вопросами для самопроверки. В третьем раздели, приведены задания для выполнения контрольной работы, а так же методические указания по выполнению контрольной работы. В четвертом разделе указаны вопросы к зачету. В конце приведен список литературы, рекомендуемый при изучении дисциплины, закрепления полученного материала и написания контрольных работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания по изучению дисциплин. | ||
Методические советы по изучению дисциплины «Генофонд сельскохозяйственных животных». | ||
Задания для выполнения контрольной работы и методические указания по ее выполнению. | ||
Вопросы для зачета. | ||
Список рекомендуемой литературы. | ||
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН
Учебный план и программа курса предусматривают изучение теоретической части дисциплины, выполнение контрольной работы, лабораторных работ и сдачу экзамена.
Самостоятельное изучение курса рекомендуется проводить в следующем порядке. Прежде всего, необходимо ознакомиться с программой курса и методическими указаниями по изучению дисциплины, затем составить календарный план изучения теоретической части курса и выполнения контрольной работы. Контрольную работу следует выполнять после изучения теоретической части курса.
При изучении каждой темы необходимо внимательно разбирать помещенные в учебниках иллюстрации. Для лучшего усвоения материала рекомендуется составить конспект. Заканчивая рассмотрение темы, следует ответить на вопросы для самопроверки.
Выполненная контрольная работа предоставляется на кафедру не позднее, чем за месяц до начала сессии. Проверенная работа с отметкой, рецензента «зачтено» или «не зачтено» возвращается студенту. В случае если работа не зачтена, студент с учетом сделанных рецензентом замечаний вносит в работу необходимые исправления и направляет ее в институт для повторного рецензирования. Если контрольная работа зачтена, но в ней есть замечания рецензента, то студент должен сделать соответствующие исправления. Зачтенную контрольную работу с рецензией необходимо представить при сдаче экзамена.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование необходимых компетенций в производственно-технологической деятельности, которые должен знать выпускник по направлению подготовки «Зоотехния» с квалификацией бакалавр – зоотехник.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕНОФОНД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ»
Тема 1. Происхождение, эволюция и формирование генофонда домашних животных.
Необходимо изучить основные центры одомашнивания животных. Происхождение: крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, собаки, птица. Доместикационные изменения в процессе одомашнивания.
Вопросы для самопроверки:
1. Изменения у животных в результате одомашнивания.
2. Предки свиней, КРС, овец, лошадей.
3. Какие изменения произошли у крупного рогатого скота в процессе доместикации.
4. Сколько основных центров одомашнивания животных.
Тема 2. Приручение и одомашнивание разных видов животных, доместикационные изменения.
Время одомашнивания: крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, собаки, птица. Приручение и одомашнивание, понятие и различия. Средства воздействия в процессе одомашнивания. Изменения хозяйственно-полезных признаков в процессе одомашнивания. Признаки или морфологические маркеры доместикации.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда были одомашнены: козы, свинья, крупный рогатый скот.
2. Какие средства воздействия в процессе одомашнивания.
3. Как изменились хозяйственно-полезные признаки крупного рогатого скота в процессе одомашнивания.
4. Назовите основные признаки доместикации.
Тема 3. Породообразование.
Порода. Факторы породообразования. Классификация и структура пород.
Вопросы для самопроверки:
1. Порода – понятие.
2. Главные направление в породообразовании.
3. Чем отличается линия от семейства.
Тема 4. Генофонд и состояние, значение и сохранение генетических ресурсов основных видов животных.
Генофонд как наука, предмет, цели и задачи. Генетические ресурсы животных – понятие и современное состояние. Интерлакенская декларация (ИД) о генетических ресурсах животных. FAO|ФАО (международная продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций) ее цель и задачи. Сохранение генетических ресурсов для научных целей. Сохранение пород в культурных и исторических целях. Общие организационные мероприятия по сохранению генофонда сельскохозяйственных животных.
Вопросы для самопроверки:
1. Основная деятельность FAO|ФАО.
2. Возможность восстановления генофонда исчезнувших пород.
3. Экономический эффект от сохранения редких пород животных.
4. Какие мероприятия применяют для сохранения генофонда животных.
Тема 6. Система оценки, изменений и прогноза состояния