Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному значению отражает выполняемые государством функции, в соответствии с которыми государственные расходы могут быть подразделены на четыре основные группы:
народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, государственное управление.
Средства республиканского бюджета в Беларуси направляются в основном на: капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с республиканскими программами, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения, расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью, учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения, расходы по закладке и хранению государственных резервов, содержание органов государственной власти и управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел, финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы, погашение ранее полученных кредитов, государственного долга и уплаты процентов по ним, образование резервных фондов, другие мероприятия и программы, имеющие республиканское значение.
Для Республики Беларусь характерны следующие основные направления использования расходной части бюджета - социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. За последние годы явно выраженной стала тенденция к сокращению расходов на финансирование народного хозяйства, что связано с преобразованиями, происходящими с хозяйствующими субъектами. Растущие расходы на социально-культурные мероприятия подтверждают стремление государства выполнять свою социальную функцию и, таким образом, помочь населению пережить трудности процесса реформирования экономики. Рост административно-управленческих расходов, прежде всего, отразил процессы становления политического и экономического суверенитета республики. В соответствии с законом о бюджете на 2002 г. установлен перечень защищенных расходов по отдельным статьям республиканского бюджета: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные средства; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в распоряжении государства стоимости.
Основным инструментом мобилизации доходов бюджета являются налоги. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. С организационно-правовой стороны налогпредставляет собой обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.
Принципы, реализуемые в налоговой системе: разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть имущественное положение налогоплательщиков и получаемые ими доходы; универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования и одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики, однократность обложения (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период); научный доход к определению величины ставки налога (обоснование доли изъятия, которая не скажется на нормальном развитии субъекта); дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов;
стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течение длительного периода, и простота исчисления платежа; использование системы налоговых льгот, стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность; четкое распределение налогов по уровням государственного управления (республиканские и местные).
Налоговая система строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в бюджет; при косвенном - субъектом налога становиться продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуг).
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации. Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны: в их составе выделяются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины.
Для обеспечения функций государства в республике ежегодно разрабатывается государственный бюджет, который утверждается парламентом страны в виде закона о бюджете на очередной год.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» доходы республиканского бюджета на 2002 год формируются за счет: налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); акцизов на товары (за исключением акцизов на отдельные товары, отчисления по которым передаются в бюджеты областей и г. Минска, и акцизов, полностью зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска); налогов на доходы и прибыль юридических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - чрезвычайный налог); доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
доходов свободных экономических зон; других обязательных платежей и иных поступлений.
В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов: р еспубликанского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
государственного фонда содействия занятости; республиканского дорожного фонда; республиканского фонда охраны природы;
республиканского фонда "Энергосбережение". В доходы бюджетов свободных экономических зон включаются уплачиваемые резидентами свободных экономических зон налоги на доходы и прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы. Остальные налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые резидентами свободных экономических зон, зачисляются в республиканский и местные бюджеты в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Бюджеты областей и г. Минска в 2002 г. формируются (в процентах) от: акцизов по спирту из пищевого сырья, водке, ликеро-водочным изделиям и спиртосодержащим растворам; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, налогов на доходы и прибыль юридических лиц в бюджеты.