МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

Методические указания по изучению дисциплины, выполнению практических работ и организации самостоятельной работы

 

 

КАЗАНЬ 2015

 

УДК 631.452: 502.65

ББК 40.3

Г 47

 

Рекультивация нарушенных земель: Методические указания по изучению дисциплины, выполнению практических занятий и организации самостоятельной работы / М.Ю. Гилязов. - Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2015. - 40 с.

 

Издание содержит цель и задачи дисциплины; компетенции, формируемые дисциплиной; содержание модулей; детализацию самостоятельной работы; методические указания по выполнению практических работ; вопросы контрольных работ и зачета; список рекомендуемой литературы и приложения.

Предназначено для магистрантов агрономического факультета, обучающихся по направлению 120700.68 - землеустройство и кадастры.

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией агрономического факультета (протокол № 4 от 8 декабря 2014 г.).

 

 

Рецензенты:

зам. директора ГНУ «Татарский НИИ агрохимии и почвоведения РАСХН» д.с.-х.н., профессор Ш.А. Алиев;

и. о. зав. кафедрой растениеводства и плодоовощеводства Казанского ГАУ д.с.-х.н., профессор Ф.Ш. Шайхутдинов.

 

© Гилязов М.Ю., 2015

© ФГБОУ ВПО Казанский ГАУ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 4

1.ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………… 6

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………… 10

2.1. Практические работы …………………………………………. 10

2.1.1.Основные положения о рекультивации земель,

снятии, сохранении и рациональном использовании

плодородного слоя почвы ……………………………………….. 10

2.1.2.Расчет затрат на технический этап рекультивации нарушенных земель ……………………………………………….. 12

2.1.3.Оценка вскрышных и вмещающих пород для

биологической рекультивации земель …………………………… 17

2.1.4.Обследование и выявление загрязненных земель ……….... 17

2.1.5.Прогноз темпов естественного самоочищения нефтезагрязненных почв в условиях средней полосы РФ ……… 20

2.2.Вопросы для текущего контроля знаний студентов …………. 23

2.2.1.Вопросы письменной контрольной работы на тему

«Общая характеристика и классификация нарушенных территорий» ………………………………………………………… 23

2.2.2.Вопросы письменной контрольной работы на тему «Основные направления и этапы рекультивационных работ» …. 23

2.2.3.Вопросы письменной контрольной работы на тему «Технологии рекультивации различных типов нарушенных земель» ……………………………………………………………… 24

2.2.4.Вопросы тестов на тему «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» ………………………. 25

2.2.5.Вопросы тестов на тему «Обследование и выявление загрязненных земель» ……………………………………………… 28

2.2.6.Темы реферативных докладов по разделу «Технологии рекультивации и обустройства нарушенных земель» …………… 31

ВОПРОСЫИ ТЕСТЫДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТА) ………………………………………………. 33

3.1.Вопросы письменно-устного зачета …………………………... 33

3.2.Образцы тестов для промежуточной аттестации (зачета) ….. 35

РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА …. 38

ВВЕДЕНИЕ

Рекультивация нарушенных земель - наука о нарушенных землях и приемах восстановления их плодородия. Дисциплина включает следующие основные разделы: общая характеристика и классификация нарушенных территорий; основные направления и этапы рекультивационных работ; технологии рекультивации различных типов нарушенных земель.

Цель дисциплины – формирование системного мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам и методам восстановления плодородия нарушенных земель.

Задачами дисциплины является изучение:

- причин и источников нарушения земель;

- классификации нарушенных земель;

- основных направлений и способов рекультивации нарушенных земель.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:

- способностью разрабатывать и осуществлять технико-экономическое обоснование планов, проектов и схем использования земельных ресурсов и недвижимого имущества (ПК-4);

- готовностью представлять результаты исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-21).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

– особенности возникновения и свойства нарушенных земель (ПК-4);

– основные направления рекультивации нарушенных земель (ПК-4);

– методы принятия решений по территориальному планированию и организации рационального

использования земельных ресурсов, обеспечения безопасности жизнедеятельности на

территориях, неблагоприятных в экологическом отношении (ПК-4);

Уметь

- проводить обследование нарушенных территорий (ПК-4);

- определять направление рекультивации и устанавливать требования к этапам рекультивации (ПК-4);

- выбирать схемы и составлять мероприятия по рекультивации нарушенных зе­мель (ПК-4);

- представлять результаты исследования в форме рефератов и публичных обсуждений (ПК-21);

Владеть

- терминами и понятиями, используемыми при обследовании и восстановлении нарушенных

земель (ПК-4);

- методами аналитической работы по определению показателей для оценки степени загрязнения и

нарушения антропогенно-измененных, антропогенных и техногенных почв (ПК-4).

 

 

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц или 72 часов, в том числе 4 часа лекции и 18 часов практических занятий. Остальные 50 часов дисциплины студенты должны освоить самостоятельно. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Дисциплина состоит из трех модулей (разделов). Наименование и содержание разделов дано в таблице 1.

Таблица 1

Содержание разделов дисциплины

 

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Общая характеристика и классификация нарушенных территорий Тема 1. Общая характеристика и классификация нарушенных земель. Основные понятия и термины. Общие представления о факторах и процессах почвообразования с участием человека. Агрогенное, техногенное и урбогенное воздействие человека на почвенный покров. Принципы классификации антропогенно-измененных и антропогенных и техногенных почв. Распространенность нарушенных земель в мире, стране и регионе. Общие требования к рекультивации земель. История рекультивационных работ в стране и в мире.
Основные направления и этапы рекультива- ционных работ Тема 1. Основные направления и этапы рекультивационных работ. Основные направления рекультивации нарушенных земель: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, водохозяйственное (создание водоемов различного назначения), жилищное и капитальное строительство на рекультивированных землях. Критерии выбора рациональных направлений рекультивации. Зависимость методов и технологии рекультивационных работ от характера нарушенных земель и выбранного направления рекультивации. Ос­новные признаки пригодности вскрышных пород для рекультива­ции.Подготовительный, технический (горнотехнический) и биологический этапы рекультивации. Выбор технологии технического этапа рекультивации. Этапы технической рекультивации. Типичные технологические схемы технического и биологического этапов рекультивации. Проекты рекультивации нарушенных земель.
Технологии рекультивации различных типов нарушенных земель Тема 1. Технологии рекультивации земель, нарушенных открытыми горными разработками. Рекультивация и обустройство карьеров при сухой выемке грунта при сельскохозяйственном и лесохозяйственном направлениях использования. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей. Рекультивация выработанных площадей торфяных месторождений: способы добычи и характерные особенности нарушенных земель при торфоразработках; основные положения технической рекультивации выработанных месторождений торфа; биологическая рекультивация выработанных месторождений торфа. Тема 2. Агроэкологическая характеристика земель, нарушенных при подземной добыче полезных ископаемых, и приемы их рекультивации. Восстановление отрицательных форм рельефа (провалы, прогибы, воронки), образующихся при подземной добыче полезных ископаемых.Агроэкологическая характеристика земель, нарушенных при добыче нефти и газа. Причины, источники и типы нарушенных земель в районах нефтедобычи. Распространенность и масштабы нарушения земель в районах нефтедобычи и газоносных территориях. Агроэкологическая характеристика почв, загрязненных нефтью, нефтепродуктами. Агроэкологическая характеристика почв, загрязненных нефтепромысловыми сточными водами. Агроэкологическая характеристика перерытых почв нефтедобывающих районов. Самоочищение и мониторинг загрязненных земель нефтедобывающих регионов. Технологии рекультивации нарушенных земель нефтедобывающих районов. Опыт реабилитации нарушенных земель нефтедобывающих районов Республики Татарстан.

 

Тематика практических занятий и самостоятельных работ представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Тематика практических занятий

Виды и тематика практических работ Трудоемкость, час
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы  
Расчет затрат на технический этап рекультивации нарушенных земель  
Оценка вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель  
Обследование и выявление загрязненных земель  
Прогноз темпов естественного самоочищения нефтезагрязненных почв в условиях средней полосы РФ  
Мини-конференция: презентация реферативного доклада по технологиям рекультивации различных типов нарушенных земель  
ИТОГО  

 

Таблица 3

Самостоятельная работа

 

Виды и тематика самостоятельной работы (трудоемкость, час) Форма контроля
Изучение рекомендуемой литературы и конспектов лекций на тему: письменные контрольные работы
Общая характеристика и классификация нарушенных территорий (3)
Основные направления и этапы рекультивационных работ (3)
Технологии рекультивации различных типов нарушенных земель (5)
Подготовка к занятиям и сдача практических работ устный опрос, проверка правильности расчетов, решение индивидуальных задач
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (4)
Расчет затрат на технический этап рекультивации нарушенных земель (4)
Оценка вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель (2)
Обследование и выявление загрязненных земель (4)
Прогноз темпов естественного самоочищения нефтезагрязненных почв в условиях средней полосы РФ (2)
Подготовка и презентация реферативного доклада по технологиям рекультивации различных типов нарушенных земель (5) защита реферата
Проработка специальной литературы и подготовка к промежуточной аттестации (зачету) (18) компьютерное тестирование
ИТОГО – 50 часов -

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2.1.ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2.1.1. Практическая работа « ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, СНЯТИИ, СОХРАНЕНИИ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ»

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Поясните термины «нарушенные земли», «рекультивация земель», «направление рекультивации».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Пользуясь «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (утв. Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67), опишите порядок рекультивации нарушенных земель:

1.Основные причины возникновения нарушенных земель.

2.Возможные направления (цели) использования рекультивированных земель.

3.Опишите порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова в следующей последовательности:

3.1.На добычу каких полезных ископаемых выдают разрешение органы исполнительной власти субъектов РФ?

3.2.Какие документы необходимо представлять органам исполнительной власти субъектов РФ для получения разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова?

3.3.Укажите причины, которые являются основаниями для отказа выдачи разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

3.4.Ознакомьтесь формой и содержанием документа, разрешающего проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, которого выдают органы исполнительной власти субъектов РФ.

4.Учреждения (властные органы), определяющие порядок рекультивации нарушенных земель.

5.Назовите документ, на основе которого должна проводиться рекультивация нарушенных земель, и на основе каких нормативных документов он разрабатывается?

6.Поясните термин «нормы снятия плодородного слоя почвы» и укажите главного фактора, определяющего нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород.

7.Ознакомтесь с требованиями ГОСТ 17.5.3.06-85 по нормам снятия плодородного слоя почвы и укажите глубину снятия плодородного слоя для основных типов и подтипов почв Республики Татарстан.

8.Перечислите затраты, включаемые в стоимость рекультивационных работ.

9.Раскройте суть двух этапов рекультивации нарушенных земель.

10.Ознакомьтесь и запомните порядок приемки и передачи рекультивированных земель прежним землевладельцам в следующей последовательности:

10.1.Какая комиссия должна организовать приемку и передачу рекультивированных земель прежним землевладельцам (собственникам земли)? Как формируется состав этой комиссии?

10.2.Какая организация и какие документы должна представить в Постоянную комиссию для приемка-передача рекультивированных земель?

10.3.В какие сроки и какая организация проводит приемку-передачу рекультивированных земель?

10.4.Какие материалы и показатели должна проверять рабочая комиссия при приемке рекультивированных земель?

10.5.Укажите возможные варианты принимаемых решений Постоянной комиссии после проверки состояния рекультивированных земель?

10.6.Ознакомьтесь с актом приемки-сдачи рекультивированных земель (приложение №4), укажите, кем он подписывается и какие факты в нем зафиксируются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Укажите, какие санкции могут быть приняты в отношении лиц, невыполняющих или некачественно выполняющих обязательства по рекультивации нарушенных земель?

Рекомендуемая литература:

1.Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67);

2.ГОСТ 17.5.3.06-85. Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.

2.1.2. Практическая работа « РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Поясните термины «нарушенные земли», «технический этап рекультивации земель», «биологический этап рекультивации земель».

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Ознакомьтесь нижеприведенным текстом (по В.И. Сметанину, 2003) о техническом этапе рекультивации и ответьте на вопросы:

-какую главную цель преследует технический этап рекультивации?

-на какие стадии подразделяется технический этап рекультивации?

-от каких факторов зависит выбор технологии технического этапа рекультивации?

 

Этап технической рекультивации имеет несколько стадий и вклю­чает необходимые работы по формированию рельефа местности.

Первая стадия — селективная выемка и складирование гумусированного слоя почвы и нетоксичных пород для последующего их использования при рекультивации.

Вторая стадия формирование и планирование поверхности отвалов. Под отвалы в первую очередь необходимо использовать выработанное пространство карьеров, овраги и балки.

При размещении отвалов в оврагах и балках необходимо учиты­вать химический и минералогический состав складируемых пород. Не рекомендуют заполнять их токсичными породами, так как пос­ледние через общую гидрологическую сеть могут загрязнять водо­емы и ухудшать качество воды, вызывать угнетение или отравление фауны и флоры водоемов. Отвалы располагают в местах, которые в последующем не будут использованы для горных работ, на площад­ках, непригодных для хозяйственного использования, или с низким плодородием. Места для формирования отвалов выбирают с учетом перспективы природного и хозяйственного развития всего бассей­на, области как единого целого. При формировании отвалов необ­ходимо стремиться к созданию такого рельефа местности, который в последующем был бы безупречным в санитарном отношении, экономически эффективным и эстетически приемлемым.

Третья стадия — формирование потенциально плодородного корнеобитаемого слоя для последующего этапа биологической ме­лиорации.

Порядок формирования потенциально плодородного корнеоби­таемого слоя при рекультивации поверхностей выработанных карь­еров и отсыпанных отвалов зависит от токсичности слагающих их пород. Если породы фитотоксичные и содержат более 20 % токсич­ных грунтов, то на них нельзя непосредственно наносить слой по­чвы. Так, при покрытии гумусированным слоем почвы сульфидсо­держащих пород в почвенном слое увеличивается содержание под­вижных форм железа и особенно алюминия, обменного водорода и понижается содержание обменных катионов. Поступающие с ка­пиллярной влагой растворы серной кислоты вызывают разрушение минеральной части почвы, что способствует появлению дополни­тельных количеств подвижных форм алюминия и кремнекислоты, резкому понижению pH. Захоронение сульфидсодержащих пород даже на глубину 1 м не спасает растения от их неблагоприятного воздействия и значительно понижает урожай по сравнению с зо­нальными почвами. Токсичность сульфидсодержащих пород может быть уменьшена при проведении химической мелиорации, прежде всего известкованием с внесением высоких доз извести (не менее 7...10 кг/м2 при глубине мелиорируемого слоя 0,5...0,7 м). После проведения химической мелиорации породы покрывают нетоксич­ной почвообразующей породой, а поверх нее наносят почвенный слой. При содержании токсичных грунтов менее 20 % химическую мелиорацию не проводят.

Этап технической рекультивации включает также и такие рабо­ты, как строительство подъездных путей, дренажно-осушительных и водозаградительных сооружений для защиты рекультивируемых площадей от ливневых и паводковых вод, от водной и ветровой эро­зии.

Технической этап рекультивации должен проходить в процессе эксплуатации карьера. Выполнение этого условия, во-первых, эко­номит затраты на разравнивание отвалов, так как работы ведут с рыхлыми свежеуложенными породами, которые требуют меньше усилий на резание и перемещение грунта; во-вторых, сокращает пе­риод освоения рекультивируемых площадей, так как первое разрав­нивание проводят в период формирования отвалов, а второе - пос­ле частичного самоуплотнения в период рекультивации.

Выбор технологии технической рекультивации зависит:

- от вида последующего использования рекультивируемых пло­щадей;

- мощности, объема и расстояния транспортировки плодородного слоя почвы и вскрышных пород с хорошими почвообразующими свойствами, раздельно вынимаемых и укладываемых на поверх­ность восстанавливаемых отвалов;

- принятых способов разработки карьеров и формирования отва­лов;

- типа и характеристики основного оборудования, очереди разра­ботки и скорости перемещения фронта работ;

- равномерной загрузки оборудования в течение всего срока эксп­луатации карьера;

- свойств плодородного слоя почвы и вскрышных пород, исполь­зуемых для рекультивации;

- рельефа, климата, гидрологических и гидрогеологических усло­вий рекультивируемой территории, господствующих геохимичес­ких процессов в данном районе до и после разработок.

2.Ознакомьтесь со схемой выполнения работ технического этапа рекультивации выработанного пространства карьера после прекращения эксплуатации (рис. по В.И. Сметанину, 2003).

Рис. Схема выполнения работ при техническом этапе рекультивации выработанного пространства карьера после прекращения эксплуатации:   а - разрез карьера в период эксплуатации; б - геологический разрез; в - разрез карьера в пери­од проведения рекультивации; 1 - плодородный слой почвы; 2 - потенциально плодородный слой; 3 - непригодные породы; 4 - полезное ископаемое; 5 - подстилающие горные породы; 6 - потребитель; 7 - внешний временный отвал плодородного грунта; 8 - внешний временный отвал потенциально плодородного грунта; 9 - выработанное пространство карьера; 10-внут­ренний отвал непригодного вскрышного грунта; 11 - дно карьера; 12 - выровненный внутрен­ний отвал непригодного грунта; 13 - насыпка нетоксичного (потенциально плодородного) слоя; 14 - отсыпка слоя почвы.

 

3.Рассчитайте локальную смету технического этапа рекультивации при следующих видах земляных работ:

-площадь карьера ______ м2 (___ х __ м);

-глубина карьера __ м;

-снятие (разработка) плодородного слоя почвы (h=__ см, d= ___ г/см3) бульдозером мощностью __ л.с. с перемещением во внешний временный отвал на расстояние до __ м;

-снятие (разработка) потенциально плодородного слоя почвы (h= __ см, d=___ г/см3) бульдозером мощностью __ л.с. с перемещением во внешний временный отвал на расстояние до ___ м;

-перемещение потенциального плодородного слоя на поверхность непригодного грунта экскаватором «драглайн» вместимостью ___ м3;

-планировка потенциального плодородного слоя бульдозером мощностью ___ л.с.;

-перемещение плодородного слоя на поверхность потенциального плодородного слоя экскаватором «драглайн» вместимостью __ м3;

-планировка плодородного слоя бульдозером мощностью __ л.с.

Примерная форма локальной сметы дана в таблице 1. Для определения сметной стоимости на текущий год, к нормативной базе 2001 г. в соответствии с Письмом Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве в текущем году «Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округами регионам Российской Федерации на март 201_ г.» следует применять коэффициент индексации (К) к общей стоимости СМР (без НДС) для Республики Татарстан.

Плодородный и потенциально плодородный слои следует принимать как грунты соответственно 1-ой и 2-ой группы.

В расчетах рекомендуется использовать Федеральные единичные расценки на строительные работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ознакомьтесь ГОСТ 17.5.3.06-85 «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ». Дайте пояснение терминам «норма снятия плодородного слоя почвы», «смесь плодородного слоя почвы». Укажите показатели состава и свойств почв, предъявляемые к плодородному и потенциально плодородному слоям почв. От чего зависит глубина снятия плодородного слоя почвы в первую очередь?

Таблица 1

Примерная форма локальной сметы

 

Рекомендуемая литература:

ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения».

ГОСТ 17.5.3.06-85 «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ».

ГОСТ 17.5.3.06-86 «Охрана природы, Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».

Федеральные единичные расценки на строительные работы.

Сметанин, В.И. Рекультивация и обустройство нарушенных земель / В.И. Сметанин. - М.: КолосС, 2003. – 93 с.

2.1.3. Практическая работа « ОЦЕНКА ВСКРЫШНЫХ И ВМЕЩАЮЩИХ ПОРОД ДЛЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Поясните термины «вскрышные породы», «вмещающие породы» и «биологическая рекультивация земель».

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Дайте классификацию вскрышных и вмещающих пород по пригодности для биологической рекультивации согласно ГОСТ 17.5.1.03-86.

2.К каким вскрышным и вмещающим породам не применима классификация, регламентируемая ГОСТ 17.5.1.03-86?

3.Пользуясь материалами ГОСТ 17.5.1.03-86 и указаниями преподавателя решите индивидуальные задачи по оценке вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Укажите возможные направления использования оцененных вами вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации.

Рекомендуемая литература:

ГОСТ 17.5.1.03-86. Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель.

ГОСТ 17.5.1.01-83. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения.

 

2.1.4. Практическая работа « ОБСЛЕДОВАНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Поясните термины «химическое загрязнение земель», «приоритетное загрязняющее вещество», «фоновое содержание химических соединений и элементов в почвах», «картограмма химического загрязнения земель», «ключевая площадка (ключ)» и укажите официальный документ, на основе которого выявляются деградированные и загрязненные земли.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Пользуясь Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Роскомземом (28.12.1994), Минсельхозпродом России (26.01.1995), Минприроды России (15.02.1995), опишите порядок обследования и выявления загрязненных земель:

1.Цель проведения работ по выявлению загрязненных земель.

2.В каких случаях и с какой периодичностью проводятся работы по выявлению загрязненных земель?

3.Источники финансирования работ по выявлению загрязненных земель.

4.Укажите организаций и лиц, которые могут выполнить работы по выявлению загрязненных земель.

5.Какие периоды и этапы работ можно выделить при выявлении загрязненных земель?

6.Ознакомьтесь работами подготовительного периода выявления загрязненных земель в следующей последовательности:

6.1.Охарактеризуйте материалы и документы, которые должны быть изучены, анализированы и обобщены в предварительный период:

6.1.1. Материалы и документы, в которых отражены экономико-географические и физико-географические характеристики района обследования;

6.1.2. Материалы и документы, в которых отражена информация о возможных источниках загрязнения окружающей среды;

6.1.3. Материалы и документы, характеризующие систему ведения и специализацию хозяйства, которые позволяют оценить возможное воздействие сельскохозяйственного производства на почвенный покров и земельные ресурсы территорий обследования;

6.2.Сформулируйте задачи, которые должны быть решены по итогам изучения всех имеющихся материалов и документов по обследуемой территории в подготовительный период.

7.Укажите этапы основного периода выявления загрязненных земель для их картографирования.

8.Ознакомьтесь с работами первого (рекогносцировочного) этапа обследования загрязненных земель в следующей последовательности:

8.1.Сформулируйте задачи первого этапа обследования загрязненных земель;

8.2.Опишите последовательность работ первого этапа обследования загрязненных земель;

8.3.Охарактеризуйте сущность и задачи маршрутного обследования территории;

8.4.Ознакомьтесь и запомните особенности отбора проб на рекогносцировочном этапе обследования загрязненных почв:

-если источник загрязнения точечный и путь поступления загрязняющих химических веществ воздушный;

-если источник загрязнения линейный, путь поступления загрязняющих химических веществ воздушный;

-если приоритетным загрязняющим химическим веществом является жидкость (нефть и нефтепродукты);

-если на обследуемой территории нет ярко выраженных точечных источников загрязнения (или имеется много источников, влияние которых перекрывается), а также при площадном источнике загрязнения (свалки, полигоны и т. п.). Как при этом составляются смешанные образцы почв?

8.5.Укажите, где и по каким методикам проводятся лабораторные анализы отобранных почвенных проб.

8.6.Сформулируйте задачи, которые должны быть решены по итогам рекогносцировочного обследования загрязненных земель.

9.Ознакомьтесь с работами второго (детального) этапа обследования загрязненных земель в следующей последовательности:

9.1.Сформулируйте задачи второго этапа обследования загрязненных земель;

9.2.Опишите последовательность работ второго этапа обследования загрязненных земель;

9.3.Укажите масштабы картографической основы, рекомендуемые для детального картографирования загрязненных почв;

9.4.Опишите особенности отбора почвенных проб при детальном обследовании загрязненных участков. Укажите глубину отбора индивидуальных и смешанных проб в зависимости от типа загрязнения и хозяйственного использования территории;

9.5.В какие документы заносятся результаты лабораторных анализов почвенных проб с загрязненных участков?

9.6.Какие методы интерполяции аналитических данных могут быть использованы при составлении картограмм загрязнения земель?

9.7.Назовите и раскройте суть документов, составляемых по результатам обследования загрязненных земель.

9.8.Для решения каких задач должна использоваться итоговая документация обследования загрязненных земель?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Пользуясь Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель [утвержденных Роскомземом (28.12.1994), Минсельхозпродом России (26.01.1995), Минприроды России (15.02.1995)], и указаниями преподавателя решите индивидуальные задачи по определению приоритетного загрязняющего вещества и оценке уровня загрязнения им обследованной территории.

Рекомендуемая литература:

Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Роскомземом (28.12.1994), Минсельхозпродом России (26.01.1995), Минприроды России (15.02.1995).

 

2.1.5. Практическая работа « ПРОГНОЗ ТЕМПОВ ЕСТЕСТВЕННОГО САМООЧИЩЕНИЯ ЕФТЕЗАГРЯЗНЕННЫХ ПОЧВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫРФ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Дайте письменный ответ на вопросы:

-что такое самоочищение почвы от нефти и нефтепродуктов?

-какие абиотические и биотические факторы оказывают влияние на характер и темпы самоочищения почв от нефти и нефтепродуктов?

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.По материалам исследования кафедры агрохимии и почвоведения Казанского ГАУ укажите показатели, рекомендованные для оценки степени загрязнения почв нефтью. Поясните, на какие типы загрязнения подразделяются загрязненные почвы по глубине проникновения нефти в почву, и какие 6 групп выделятся среди загрязненных почв по содержанию нефти в каждом горизонте почвы?

2.Перепишите таблицу 1 «Оценка степени загрязнения пахотных почв в зависимости от глубины проникновения и содержания нефти».

3.Ознакомтесь материалами таблиц 1 и 2, решите индивидуальные задачи по прогнозу остаточного количества нефти в пахотном слое черноземных почв в зависимости от исходного уровня загрязнения.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: