Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами и их функции. Автоматизированная система управления финансами.




Управление финансами - это осознанное воздействие органов управления на финансы страны. В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В управлении финансами выделяют следующие элементы: - финансовый анализ; - финансовое прогнозирование; - финансовое планирование;

- оперативное управление финансами; - финансовый контроль; учет финансовых ресурсов [4, с. 28]. Финансовый анализ формирует информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации, проявившихся тенденций, выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемое в перспективе состояние финансовых ресурсов и потребность в них субъектов финансовой системы, а также возможные варианты осуществления финансовой деятельности. Оно является предпосылкой финансового планирования. В ходе финансового планирования устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и направления их использования, степень соответствия поступлений и затрат, допустимый уровень дефицита финансовых ресурсов и источники его финансирования. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ и бизнес-планов. Оперативное управление осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки финансовых планов в связи с возникшими обстоятельствами и новыми задачами. Финансовый контроль обеспечивает обратную связь в цепи управления финансами и предоставляет органам управления информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов и исполнении бюджетов. Учет финансовых ресурсов выявляет их наличие на текущий момент, динамику изменения, резервы. В теории финансов различают: - стратегическое (общее) управление; - оперативное управление [1, с. 41]. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых программ и др. Его осуществляют органы государственного и хозяйственного управления - парламент, Администрация Президента, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и др. Оперативное управление финансами является главной функцией аппарата финансовой системы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовыми службами предприятий, отраслевых министерств и комитетов, работниками Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и др. [2, с. 36]. Общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство. В частности, Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент. Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства - принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат [4, с. 30]. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь. Министерство финансов выполняет следующие основные функции: - осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; - организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны; - участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса; - разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения федерального (республиканского) бюджета; - ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны, а также подготовкой проектов международных соглашений по вопросам налогообложения; - определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных бюджетом; - обеспечивает исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей; - управляет средствами, находящимися на счетах казначейства; - участвует в составлении проекта бюджета Союзного государства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение; - определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений; - осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представительств, а также контроль за соответствием изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы, законодательству и др. [4, с. 31]. Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции: - контролирует соблюдение налогового законодательства; - организует деятельность инспекций, входящих в его структуру; - разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве;

- проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций: входящих в его структуру; - обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др. Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как: - составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией; - проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях; - контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях; - контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими; - финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п. [3, с. 40]. В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии - другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия. Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычислительной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ выступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно - технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово - экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно - вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга. АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами, Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов. Управление финансами подразумевает ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет движения основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности. Наиболее популярной на российском рынке является корпоративная система управления финансами компании «Инфософт». В данную корпоративную информационную систему входят модули «бухгалтерский учет и отчетность», «технико-экономическое планирование», «анализ финансово-хозяйственной деятельности». Также большой сегмент рынка занимает компания «1C Бухгалтерия». Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсистема АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управления финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечиваются много вариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов. Электронный документооборот АСФР Министерства финансов представляет собой процессы создания, обмена, обработки, исполнения, учёта, хранения, защиты и утилизации информации, имеющей обращение в АСФР Министерства финансов в виде электронных документов в порядке, определённом законодательством Республики Беларусь. Электронный документооборот АСФР Министерства финансов имеет целью уменьшение объёмов бумажного документооборота, снижение ресурсоёмкости операций на всех этапах работы с информацией в АСФР, повышение скорости обмена информацией, уровня конфиденциальности, достоверности и доступности информации, имеющей обращение в АСФР. Электронный документооборот АСФР Министерства финансов охватывает информацию, обращающуюся в АСФР в виде электронных документов по решению Министерства финансов или его структурного подразделения, согласованному с оператором системы электронного документооборота и в порядке, определённом законодательством Республики Беларусь. АСФР обеспечивает выполнение многовариантных расчетов проекта государственного бюджета, его использование на всех уровнях. В ее подсистемах решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам и налогам, расходу бюджетных учреждений, финансам отраслей народного хозяйства. Наряду с решением задач в области планирования, АСУФ помогает исполнению государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет использования бюджета по доходам и расходам. В настоящее время актуальной задачей является автоматизация финансовых расчетов в страховых организациях, низовых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам. Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера деятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректировку и осуществляет постоянный контроль за работой системы. Таким образом, специалист по финансам, используя данные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику. АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб современной электронно-вычислительной техникой. АСУФ предлагают качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: