ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КНИЖКА
________________________________________________
(Фамилия Имя Отчество в родит. падеже)
студента ____ курса __группы
направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
профиль «Дошкольное образование»
ПРАКТИКА В ГУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Срок практики: с «___»________20___ г. по «___»________20____г.
Бирск – 20__ г.
Цель практики: сформировать у студентов представлений о значимости раннего возраста для последующего развития ребенка, обеспечить основными практическими умениями работы с маленькими детьми в условиях ДОО.
Задачи практики:
1. Познакомить студентов с организацией жизни и деятельности детей 3-го года жизни и своеобразием образовательного процесса в группах раннего возраста ДОО;
2. Научить их наблюдать за организацией педагогического процесса и видеть его своеобразие, оценивать его соответствие установленным педагогическим правилам, выявлять воспитательно-образовательную эффективность.
3. Познакомить студентов с организационно-методической работой в группах раннего возраста.
4. Формировать умение осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с детьми в процессе проведения оздоровительной, воспитательной и образовательной работы, системно, целостно, перспективно планируя и организуя разные виды деятельности детей.
5. Формировать готовность к рефлексии собственной педагогической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.
Весь период прохождения практики делится на два этапа:
1 этап - Ознакомительный:
Первая неделя практики отводится на:
- общее ознакомление с дошкольной образовательной организацией, расположением групповых комнат, с заведующим ДОО, его заместителем по основной деятельности и воспитателями групп;
- наблюдают за организацией образовательного процесса и взаимодействием воспитателя с детьми, оценивают его соответствие установленным педагогическим правилам и определяют эффективность;
- знакомятся с планами воспитательно-образовательной работы в своей группе, документацией воспитателя ранних групп, детьми группы по журналу «Сведения о детях и родителях»;
- наблюдают, анализируют и оценивают организацию оздоровительной работы и взаимодействие воспитателя с детьми во время проведения режимных процессов (в 1-ую и во 2-ую половину дня: утреннего приема, утренней гимнастики, умывания, кормления, туалета, сна и бодрствования, одевания детей на прогулку и раздевания после нее, закаливающих процедур и физкультурных занятий и т.п.).
2 этап - самостоятельной работы студентов с детьми раннего возраста:
Самостоятельная педагогическая работа студента проводится по плану воспитателя группы, по самостоятельно разработанным и заверенным конспектам.
Студент, работая в 1-ую или во 2-ую половину дня, выполняет все обязанности воспитателя группы:
- организует прием, предметную и самостоятельную деятельность детей;
- проводит утреннюю гимнастику,
- игры, занятия,
- развлечения,
- все режимные процессы,
- готовит наглядный материал и дидактические пособия.
В последний день практики проводится совещание педагогического коллектива, студентов-практикантов и группового руководителя, на котором обсуждается деятельность каждого студента, дается характеристика и предварительно оценивается результат практической деятельности.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРАКТИКЕ
№ п/п | Наименование работ | Сроки выполнения | Оценка | Воспитатель группы |
1. | Знакомство с ДОО, изучение возрастного состава группы, особенностей режима жизни 2-3 летних детей | |||
2. | Анализ развивающей психолого-педагогической среды группы ДОО | |||
3. | Наблюдение за ребенком для определения особенностей развития. | |||
4. | Самостоятельная разработка и проведение утренней гимнастики. | |||
5. | Занятие по сенсорному развитию. | |||
6. | Развлечение для детей раннего возраста. |
Студент / /
Руководитель практики
от базы практики, должность / /
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Задание 1.
Познакомьтесь с условиями работы детского сада. В беседе с заведующим, старшим воспитателем выясните специфику условий работы ДОУ, его вид, основное направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.
Эффективность воспитательно-оздоровительной работы в группах детей раннего возраста во многом зависит от развивающих условий, функциональное назначение которых должно соответствовать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Проводится осмотр групповых помещений. Записи следует вести в такой последовательности: комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нор. мам и эстетическим требованиям; предметы мебели, их расстановка, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям; площадка и ее оборудование.
По результатам осмотра составляется описание материальных условий группы в дневнике практики.
Задание 2.
Изучите особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Установите ее соответствие принципам построения развивающей среды. Ознакомьтесь с интерьером группы, определите насколько он соответствует эстетическим требованиям, а предметно-пространственная среда - интересам ребенка и его психологическому здоровью.Проанализируйте характеристики психолого-педагогической среды, окружающей ребенка, специфику труда воспитателя. Настройтесь на личностно-ориентированное общение с детьми, вырабатывайте культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида). Обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития. Запись можно вести по следующей схеме:
Вид деятельности | Игрушки и пособия | Количество | Психолого- педагогический анализ |
Задаиие 3.
Изучите режим дня в группах детей раннего возраста с физиолого-гигиенических позиций, степень воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.:
Оценка соответствия режима возрастным особенностям детей должна включать анализ следующих обязательных элементов:
- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
- продолжительность и место обязательных занятий;
- продолжительность основных занятий с детьми;
- время и кратность пребывания на воздухе;
- продолжительность и кратность сна;
- возможность обеспечения двигательной активности;
- ребенка по собственному выбору;
- обеспечение возможности игровой деятельности.
Дайте гигиеническую оценку основных режимных процессов: встрече детей, организации дневного сна, приему пищи, проведению прогулок, занятий, закаливающих мероприятий. Для этого проведите наблюдение за существующим распорядком дня в группе детей раннего возраста и определите его соответствие их возрастным особенностям.
Проведите поминутный хронометраж режимных процессов, наблюдая за 1 ребенком. Результаты наблюдений занесите в протокол, одновременно отражая поминутное поведение детей.
Сделайте вывод об организации режимных процессов, соответствии нагрузок возрастным физиологическим особенностям, выявите детей с отклонениями в поведении, дайте рекомендации по совершенствованию организации режима на основании поминутного хронометража и наблюдений за детьми.
Наблюдение рекомендуется вести по следующей форме:
Время, ч | Имя Ф., возраст ребенка | Формы активности | Деятельность | |
воспитатель | помощник воспитателя | |||
По данным наблюдений студенты должны представить анализ выполнения режима с точным указанием времени смещений (если они были) режимных процессов.
Задание 4.
Проведите наблюдение за ребенком для определения особенностей развития. Распределите детей для наблюдения за их поведением и составления характеристик (одного ребенка).
План характеристики (фамилия, имя, дата рождения ребенка)
1. Краткие анамнестические данные:
- вес, рост при рождении;
- перенесенные заболевания;
- как развивался ребенок до поступления в детское учреждение и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.
2. Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:
- внешний вид;
- физическое развитие (вес, рост в сравнении с нормой);
- нервно-психическое развитие - речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;
- особенности поведения и настроение (бодрое, неустойчивое, грустное);
- взаимоотношения со взрослыми и детьми (инициативные, ответные).
3. Педагогические рекомендации по дальнейшему воспитанию ребенка.
Задание 5.
Проведите образовательную деятельность по сенсорному развитию детей 2-3 лет. Разработайте по плану воспитателя группы конспект занятия по сенсорному развитию. Приготовьте наглядный материал. Проведите занятие и проанализируйте его.
Задание 6.
Развлечение для детей раннего возраста. Разработайте сценарий, подготовьте оборудование и проведите развлечение. Проанализируйте проведенного мероприятие.
4. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ:
1. Индивидуальная книжка практиканта.
2. Отчет по практике.
3. Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды и рекомендации.
4. Анализ режима дня в группах детей раннего возраста.
5. Характеристика одного ребенка по определению особенностей его развития.
6. Комплекс упражнений для утренней зарядки (с анализом и самоанализом).
7. Конспект занятия по сенсорному развитию детей (с анализом и самоанализом).
8. Конспект развлечения (с анализом и самоанализом).
9. Материал, приготовленный студентом-практикантом (игрушки, наглядные пособия, таблицы, раздаточный материал, раскладушки и др.).