Декада «Я не учитель, я только учусь»




урок «Музыкальная литература» по теме «Инструменты симфонического оркестра». Музыкальный ринг.

Учителя:

Учитель 1: Приветствуем вас, уважаемые гости, на музыкальном ринге «Инструменты симфонического оркестра». Надеемся, он будет интересным и познавательным.

Учитель 2: Цель урока - обобщение знаний и их применение в процессе выполнения практических заданий по теме «Инструменты симфонического оркестра».

Учитель 3: Группа разделена на 4 команды – деревянные духовые, медные духовые, ударные, струнные. Каждая команда имеет капитана, название, девиз. Давайте познакомимся с командами.

Учитель 4: Наша команда – (все) «Дерево». Наш девиз – «Деликатные, естественные, разноголосые, единые, вдохновенные, организованные».

Учитель 1: Наша команда – (все) «Медь». Наш девиз – «Монументальные, единокровные, дерзновенные».

Учитель 2: Наша команда – (все) «Удар». Наш девиз – «Устойчивые, дерзкие, адекватные, раскатистые».

Учитель 3: Наша команда – (все) «Струна». Наш девиз – «Смелые, терпеливые, работоспособные, умные, надежные, артистичные».

Учитель 4: Знакомство состоялось. Представляем состав команды и ее особенности.

Трудно предположить логичное и убедительное определение для той категории инструментов, которые мы знаем как деревянные духовые. По качеству применяемых в их конструкции материалов, некоторые могут быть отнесены и к медной, и к деревянной группам. Объединяет нас принцип игры – посыл направленной струи воздуха в специальное отверстие, и, для регулировки звучания, закрывания отверстий клапанами.

Прошу команду назвать представителей группы. (Выходят, показывают на экране)

Участник: В нашей группе 4 семейства:

1. Флейты, флейта пикколо, (альтовая флейта).

Участник: 2. Гобои, английский рожок, (гобой д,амур, геккельфон – баритоновый гобой с грушевидным раструбом, звучит октавой ниже гобоя).

Участник: 3. Кларнеты, бас – кларнет (контрабасовый кларнет, бассетгорн – имеющий узкий ствол и диапазон до фа большой октавы).

Участник: 4. Фаготы, контрфагот – звучит на октаву ниже фагота.

Учитель 1: Все медные духовые инструменты это изогнутые различным образом цилиндрические трубы, заканчивающиеся расширенным воронкообразным раструбом. Во всех медных важнейшим элементом является металлический мундштук, в который исполнитель, особым образом складывая губы (амбушюр) вдувает воздух, заставляя звучать воздушный столб в канале инструмента.

Участник: В нашей группе 4 семейства:

1. Валторны.

Участник: 2. Трубы (малые, басовая труба). Корнет – потомок почтового рожка, по виду родственный валторне, по звучанию – трубе.

Участник: 3. Тромбон (контрабас-тромбон).

Участник: 4. Туба, сузафон (самый большой и низкий инструмент).

Учитель 2: Несмотря на различие в конструкции, качестве и объеме звучания, - все ударные объединяет одно: общий принцип звукоизвлечения – звук возникает в результате удара.

Участник: В нашей команде 4 группы.

1. Основная группа – литавры, малый и большой барабаны, тарелки, треугольник, бубен, колокольчики, тамтам.

Участник: 2. Клавишные ударные инструменты – фортепиано, клавесин, челеста.

Участник: 3. Добавочная группа - кастаньеты, ксилофон, деревянная коробочка, цилиндрический барабан, провансальский барабан, колокола, античные тарелочки, вибрафон.

Участник: Приспособления для звуковых эффектов – погремушка, хлопушка, бубенцы, «наждачная бумага», ветряная машина, наковальня, сирена, колокольцы и др.

Учитель 2: Экзотическую группу инструментов представлю я сам (маракасы, клавес, гуиро, бонги, тимбалес, том-том, темпл-блоки).

Учитель 3: Самым ранним предком струнных инструментов был лук. От него все они унаследовали главное – принцип действия, который заключается в следующем: струна (тетива) укреплена в 2-х точках. В результате зацепления она начинает вибрировать (издавать звук). Поэтому, все струнные принадлежат хордофонам (хорда – струна, фон –звук) – группа музыкальных инструментов, в которых источником звука служит натянутая струна.

Участник: В нашей группе 4 семейства:

1. Скрипки (1,2)

Участник: 2. Альты.

Участник: 3. Виолончели.

Участник: 4. Контрабасы.

Участник: Представляем струнные инструменты, не составляющей постоянной группы: арфа, цимбалы.

Учитель 4: Итак, приступаем к состязанию.

 

Задание 1 (1 балл), на скорость реакции. Мы даем определение, а вы – название (быстро поднимаем руку).

Учитель 3:

1. Место дирижёра – (подиум).

Учитель 1: Переложение оркестровой музыки для исполнения на фортепиано - (клавир).

2. Учитель 4: Полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов – (партитура).

Учитель 2: Коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах при совместном исполнении музыкального произведения – (оркестр).

3.

Учитель 3: Музыкальная пауза. (1 балл)

По звучащему фрагменту определить, какой инструмент симфонического оркестра солирует (К. Дебюсси. Лунный свет. Арфа.).

 

Учитель 1: Задание 2 (2 балла), на скорость реакции.

1. Восстановить целостность оркестровой группы. Мы называем инструменты одной из оркестровых групп, а вы называете недостающий.

1. Учитель 4:

2.Учитель 1: 4. Учитель 3:

деревянные духовые: медные духовые: струнные:

флейты валторны скрипки

гобои ………… …………

…………………. тромбоны виолончели

фаготы туба контрабасы

 

3. Учитель 2:

Ударные:

литавры

большой и малый барабаны

…………………………..

тарелки

1. Учитель 4: 2.Учитель 1: 4. Учитель 3:

деревянные духовые: медные духовые: струнные:

флейты …………… скрипки

………. трубы альты

кларнеты тромбоны виолончели

фаготы туба ……………

3. Учитель 2:

Ударные:

………………

большой и малый барабаны

треугольник

тарелки

 

Учитель 4:

Задание 3. (1 балл)

Назовите группы оркестра соответственно их расположению на сцене.

1) Учитель 3: Располагаются ближе всех к подиуму……(струнные)……………………………

2) Учитель 4:

3) Располагаются за струнными, напротив дирижёра……(деревянные духовые)…………………

4) Учитель 1: Располагаются за струнными, правее деревянных

духовых……(медные духовые)…………………

Учитель 2:

4) Располагаются за деревянными духовыми, слева от

них…………(ударные)……………………………………

Учитель 3: Музыкальная пауза. По звучащему фрагменту определить, какой инструмент симфонического оркестра солирует. (А. Вивальди. Времена года. Зима. 3 часть. Скрипка).

Учитель 1: Задание 4. (4 балла).

Ответить на вопросы

Учитель 4:

Назовите инструмент, о котором написана сложена легенда:

«Лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован ее красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Пан стал преследовать ее. Добежав до реки, нимфа стала просить помощи у речного бога. Он внял мольбам и превратил ее в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел вместо нее в руках тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовется «сирингой» или …………….

Учитель 1: Назовите приспособление для изменения тембра, которые имеют некоторые медные инструменты.

Конус из дерева, картона, любого легкого металла, чаще - втулка грушевидной формы с пробковыми клапанами, защищающие раструб инструмента от царапин. ………………………..

Правильно, сурдина (от латинского sudus – глухой, глухо звучащий).

Учитель 2: Найдите смысловые пары, соедините стрелками (у доски):

ударные инструменты, челеста, фортепиано

не имеющие точной

высоты звучания

(их партии записы-

ваются на «нитке»)

 

 

шумовые инструменты, большой и малый

имеющие,точную барабаны

высоту звучания треугольник,

тарелки, тамтам

 

 

шумовые инструменты, маракасы,

не имеющие точной кастаньеты,

высоты звучания трещётки, бруски, бич

 

клавишные ударные литавры

инструменты

Учитель 3: Вам розданы листки нотной бумаги и партитуры «Адажио» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Задание: назвать ключ, в котором записана партия виолончели и написать 4 первые такта этой партии в скрипичном ключе.

 

Учитель 2: Музыкальная пауза. По звучащему фрагменту определить, какой инструмент симфонического оркестра солирует (Й. Гайдн, Симфония № 103, тремоло литавр)…………………………………….

Молоцы. Кто заметил, каким приемом играли литавры?

Тремоло – самый характерный прием игры на этих инструментах. Он позволяет постепенно нагнетать мощность звучания и постепенно ее заглушать.

 

Учитель 1: Задание 5 (5 баллов), на скорость реакции.

1. По видеофрагментам определить:

1) последовательность инструментов и назвать их;

2) какой из этих инструментов звучит.

Всего будет демонстрироваться 3 фрагмента с 3-мя инструментами в каждом. После каждого фрагмента – ответы.

1. Литавры, туба, контрабас. (играют литавры)

2. Арфа, гобой, челеста. (играет челеста)

3. Валторна, тамтам, скрипка (играет тамтам).

 

Учитель 4:

Задание 6 (6 баллов)

Пользуясь порядком расположения групп оркестра, восполните недостающие группы инструментов.

1.Команда «Дерево» получает схему симфонического оркестра с отсутствующей медной группой.

2. Команда «Медь» - с отсутствующей струнной.

3. Команда «Удар» - с отсутствующей деревянной группой.

4. Команда «Струна» - с отсутствующей группой ударных.

 

Учитель 3: По фрагменту партитуры Г. Свиридова «Время вперёд» перечислить состав оркестра.

Учитель 1: Послушайте произведение Г. Свиридова «Время вперёд». Вопрос: что изменилось в звучании труб во втором проведении темы, по сравнению с первым. (Ответ: с сурдиной - без сурдины).

Учитель 2: Подведем итоги.

Спасибо всем участникам урока за работу, а гостям – за поддержку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: