Глава 2: Методика определения особенностей темперамента




 

Проблема исследования.

Учет различных темпераментов в коллективе или малой группе очень важен. Прежде всего это отражается на эффективности групповой деятельности и на состоянии психологическом климате коллектива.

Задачи данного исследования:

1. Подобрать методики, позволяющие наиболее надежно и валидно изучить особенности темперамента.

2. Исследовать особенности темпераментов у испытуемых и провести их сравнение.

3. Дать рекомендации по коррекционной работе.

 

Процедура исследования

 

 

Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость - эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы.

Перед тем, как проводить психологическое исследование, необходимо объяснить испытуемому, что ему нужно будет ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Испытуемый должен дать тот ответ, который первый приходит в голову. Отвечать на все вопросы подряд ничего не пропуская. Чем искреннее испытуемый делает это, тем точнее и правильнее можно будет изучить темперамент.

.

Содержание вопроса Да Нет
1. Вы любите часто бывать в компании?    
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивые?    
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?    
4. Во время беседы вы очень быстро говорите?    
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей    
6. Бывает ли, что вы передаете слухи?    
7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?    
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?    
9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить?    
10. У вас очень быстрый почерк?    
11. Ищете ли вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы отдыхать?    
12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?    
13. У вас много очень хороших друзей?    
14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое?    
15. Часто ли вас терзает чувство вины?    
16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?    
17. В школе вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их?    
18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже чем обычно?    
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?    
20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе?    
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?    
22. Во время беседы обычно вы жестикулируете?    
23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?    
24. Бывают ли у вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие?    
25. Вы любите подшучивать над другими?    
26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо?    
27. Часто ли вам снятся кошмары?    
28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал    
29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?    
30. Бывало ли, что разозлившись вы выходите из себя?    
31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?    
32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение?    
33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?    
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?    
35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?    
36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно чувство раздражения к вашим родителям?    
37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?    
38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?    
39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других    
40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?    
41. В течение дня вы можете долго и продолжительно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?    
42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?    
43. Все принимают вас за человека беззаботного    
44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?    
45. Вас можно быстро рассердить?    
46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?    
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?    
48. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?    

 

Ключ к методике «Психологическая характеристика темперамента»

Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.

Код опросника

Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл
1. Экстраверсия 1, 7, 23, 19, 25, 31, 37, 4, 43          
2. Ригидность 8, 26,32 2, 14, 20, 38, 44   19, 46  
3. Эмоциональная возбудимость 15, 21, 33, 39, 45 3, 9      
4. Темп реакций 4, 16, 28 10, 22, 34, 40, 46 17, 29, 37      
5. Активность 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47      
6. Искренность 30, 36, 42, 48 6, 12 18, 25, 24          

 

Завершение работы.

Установить искренность ответов на вопросы можно по шкале: высокая — 13-20 б., средняя — 8-12 б., низкая — 0-7 б. (ответы не надежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки», необходимо определить степень выраженности каждого свойства. Испытуемые могут зафиксировать результаты письменно, например:

«Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 б.), средней пластичностью (7 б), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5б.), быстрым темпом реакций (14 б), низкой активностью (9 б)».

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

 

Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакций Активность
22-26 очень высокая 16-23 очень высокая 18-20 очень высокая 20-22 очень быстрый 24-26 очень высокая
17-21 высокая 12-15 высокая 14-17 высокая 14-16 быстрый 21-23 высокая
12-16 средняя 7-11 средняя 8-12 средняя 9-13 средний 14-20 средняя
7-11 высокая 3-6 высокая 4-7 высокая 5-8 медленный 9-13 низкая
0-6 очень высокая 0-2 очень высокая 0-3 очень высокая 0-4 очень медленный 0-8 очень низкая
Интроверсия Пластичность Эмоциональная уравновешенность    

 

Общая характеристика испытуемых

Опросник темперамента, представленный в данной работе, позволяет психологу практически сразу выделить круг испытуемых, нуждающихся в уточнении результатов группового обследования.

В эксперименте участвовали 12 человек - члены одного сложившегося профессионального коллектива в возрасте от 21 до 42 лет.

 

§ 3. Обработка результатов

 

В ходе проведенных исследований были получены следующие результаты.

У большинства испытуемых уровень экстраверсии колеблется от 22 до 26 балов, ригидность от 8 до 12 балов, эмоциональная возбудимость от 7 до 12 балов, темп реакций от 8 до 13 балов, активность от 19 до 23 балов».

На таблице 2 показаны результате проведения эксперимента с двумя испытуемыми.

 

 


Таблица 2.

1 испытуемый 2 испытуемый

Содержание вопроса Да Нет Да Нет
1. Вы любите часто бывать в компании? +     +
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивые?   + +  
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения? +     +
4. Во время беседы вы очень быстро говорите? +     +
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей   + +  
6. Бывает ли, что вы передаете слухи? +     +
7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? +     +
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? + +  
9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить? +   +  
10. У вас очень быстрый почерк? +   +  
11. Ищете ли вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы отдыхать? +   +  
12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний? +     +
13. У вас много очень хороших друзей? +     +
14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? +   +  
15. Часто ли вас терзает чувство вины? +     +
16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? +   +  
17. В школе вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их?   + +  
18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже чем обычно? +     +
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? +   +  
20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе? +   +  
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами? +   +  
22. Во время беседы обычно вы жестикулируете? +     +
23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?   + +  
24. Бывают ли у вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие? +   +  
25. Вы любите подшучивать над другими? +     +
26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо?   + +  
27. Часто ли вам снятся кошмары?   +   +
28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал   + +  
29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? +     +
30. Бывало ли, что разозлившись вы выходите из себя? +     +
31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? +     +
32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение? +   +  
33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу? +     +
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?   +   +
35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?   +   +
36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно чувство раздражения к вашим родителям? +   +  
37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком? +     +
38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?   +   +
39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других +     +
40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? +     +
41. В течение дня вы можете долго и продолжительно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? +     +
42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? +     +
43. Все принимают вас за человека беззаботного +     +
44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?   +   +
45. Вас можно быстро рассердить? +     +
46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?   +   +
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? +   +  
48. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? +     +

Заключение

В настоящее время выделение и осознание типичных особенностей психического склада различных людей имеет большое значение.

Каждый темперамент, которым наделен человек имеет положительные и отрицательные стороны. И поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправления, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. С помощью типологий можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Для решения этих задач используется практическая психодиагностика, с помощью которой у человека устанавливается наличие определенного свойства или особенности поведения, определяется степень развития данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

Для этого используются различные методы психодиагностики, которые позволяют выявить определенные психические качества человека и затем провести определенную корректирующую работу.

Но психодиагностические методики должны отвечать определенным требованиям.

Таким образом, изучение проявлений темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности определяют дальнейшее обучение и воспитание человека, связанные с его индивидуальной деятельностью.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Это необходимо учитывать в процессе воспитания, а также при подходе к профессиональным требованиям.

 


Список литературы

 

1. Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. М.: Вершина, 2005.

2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента - к характеру и типологии личности. М.: Владов, 2000.

3. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Сборник трудов. — М.: 1975.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969.

5. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. — М.: ВЛАДОС. 1998.

6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2, 3. — М.: ВЛАДОС, 1997.

7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.

8. Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб., 2003.

9. Педагогическая психология — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

10. Першина Л.А. Общая психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2004.

11. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.

12. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А Крылова. СПб Петербургский университет.

13. Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абулькановой и др. — М.: Совершенство, 1998.

 

 


 


[1] Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и методика их определения. М., 1964. С.8.

 

 

[2] Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. С. 86.

[3] Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989. С. 196.

 

2 Немов Р.С. Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, С. 400.

[4] Там же. С. 401.

[5] Общая психология / Сост. Е.И Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. С. 378.

1 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. С. 49.

2 Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абульхаповой и др. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. С. 124.

3 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. — М.: ВЛАДОС, 1997, С. 478.

1 Петровский А.В. Введение в психологию. — Москва: Издательский центр «Академия», 1995. С. 109.

2 Психологическая диагностика: проблемы и перспективы / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: 1981. С. 487.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: