Психофизиология мотиваций




Нейрофизиологические механизмы ориентировочного поведения

Элементарной единицей ориентировочного поведения является ориентировочный рефлекс (ОР). ОР – это сложная, многокомпонентная безусловно-рефлекторная, неспецифическая реакция на новизну стимула. Адаптивный смысл этого рефлекса – анализ нового раздражителя и выделение его биологического смысла.

Особенности ОР:

1. ОР – это безусловный рефлекс, осуществляется по жесткой генетической программе.

2. ОР обладает способностью «угасать» при постоянно действующем раздражителе, когда последний теряет новизну. После перерыва ОР вновь восстанавливается.

3. ОР – неспецифический рефлекс и в отличие от других, он возникает на раздражители любого качества при условии новизны стимула.

Структура ОР:

  1. вегетативный компонент (изменение гормональной активности, зрачковая реакция, сердечно-сосудистая реакция и др.);
  2. двигательный компонент;

3. сенсорный компонент (активация сенсорных систем, настройка анализаторов)
4. мозговой компонент.

ОР бывают тонического и фазического типа.Ориентировочный рефлекс тонического типа характеризуется тем, что он длительно поддерживает определенный уровень активности
широко иррадиирован. Ориентировочный рефлекс фазического типа характеризуется тем, что он локален, ограничен местом возникновения, срочно активирует анализаторы при изменении обстановки.

В 1969 году Соколов Е.Н. и Виноградова О.С. обнаружили в гиппокампе и хвостатом теле нейроны, которые реагируют на новизну стимула. По характеру изменений выделили А-нейроны, которые в привычной фоновой обстановке молчат, а при появлении стимула активируются и Т-нейроны, которые в условиях неизменной фоновой обстановки обладают ритмической активностью, а на новый раздражитель тормозятся.

В состоянии покоя Т-нейроны «новизны» активируют стволовые пейсмейкеры, которые навязывают коре медленный альфа-ритм, который всегда сопровождает снижение функциональной активности коры больших полушарий, происходит снижение тонуса мышц, возникает дремотное состояние.

При появлении в среде нового раздражителя А-нейроны «новизны» активизируют ретикулярную формацию, а та навязывает активирующий бета-ритм коре, активизируются эффекторные системы и запускается ориентировочный рефлекс
Функциональные системы (ФС)

Термин ввел П.К.Анохин. ФС – это временное динамическое объединение рецепторов, центральных и исполнительных структур для достижения полезного приспособительного результата. ФС лежат в основе любого поведенческого акта. П.К.Анохин считал, что любой поведенческий акт состоит из пяти последовательно сменяющихся стадий6

1. Стадия афферентного синтеза

Содержание этой стадии зависит от мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации. В стадии афферентного синтеза анализируется и интегрируется информация от сенсорных систем, эмоциональных структур, энграмм памяти и т.д.
2. Стадия принятия решения =формирования аппарата акцептора результата действия. До осуществления поведенческого акта у человека и животного уже имеется своеобразная модель или образ ожидаемого результата и запрограммирован весь путь его достиженич., т.е. в акцепторе действия запрограммированы цель и способы поведения. Акцептор результата действия - это модель нейронного аппарата, в состав которого входят нейроны лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий.Акцептор результата действия формируется по жесткой генетической программе и может осуществлять запуск инстинктов.

3. Стадия эфферентного синтеза.

4. Стадия выполнения программы поведения.

5. Стадия оценки достигнутого результата.

Психофизиология мотиваций

К внутреннему компоненту поведения относится мотив (потребность) достижения цели поведенческой реакции.К биологическим потребностям относят: сохранение целостности организма; избегание вредных воздействий; сохранение гомеостаза, половая потребность, потребность в притоке новой информации. Социальные потребности проявляются лишь при удовлетворении биологических. Одна из важнейших социальных потребностей – уважать самого себя.

Мотив пищевого поведения – потребность в еде. Существует три гипотезы чувства голода.
Ощущение голода вызывается активацией рецепторов в случае повышения уровня продуктов жирового распада, понижения содержания глюкозы в крови, снижения температуры среды.
Узловым пунктом пищевого поведения является гипоталамус. С его повреждением связан процесс истощения (афагия) и процесс ожирения (гиперфагия). Центр голода и жажды располагается в латеральном гипоталамусе, а центр насыщения - в вентральном гипоталамусе.

Наличие потребности является тем узловым пунктом, который запускает все эфферентные системы. Именно мотивации формируют эфферентный интеграл поведения, т.е. само движение и его направленность.

Психофизиология эмоций

1937 году Папец предложил наличие «анатомического» эмоционального кольца. В него входили гиппокамп-свод-мамиллярные тела-переднее ядро таламуса-поясная извилина-гиппокамп. В 1952 г Мак Лиин ввел понятие лимбическая сисиема (ЛС). Круг Папеца лег в её основу. К ЛС, кроме кольца Папеца, принято относить некоторые ядра гипоталамуса, миндалену, обонятельную луковицу, тракт и бугорок и ретикулярную формацию. Все эти структуры образуют единую гипоталмо-лимбико-ретикулярную систему. Центральной частью ЛС является гиппокамп.Передняя лобная область является неокортикальным продолжением ЛС. Лобная кора тормозит деятельность эмоционального аппарата.
Чем ниже порог эмоций, тем выше уровень адаптацииорганизма к меняющимся условиям среды.

Эмоции проявляются в виде:

1. Внешнего компонента

А) двигательного (мимика, жесты, изменение позы, пиломоторные реакции - рефлекторный спазм мышц, поднимающих волосы и др.);
Б) вегетативного.

2. Внутреннего компонента (субъективные переживания)
Психофизиология памяти

Важную роль в процессах запоминания играет гиппокамп.

С точки зрения организации процесса запоминания выделяют непроизвольную и произвольную память.

С точки зрения модальности память делят на зрительную, слуховую, тактильную и т.д.

Информация из весьма нестойкой сенсорной памяти в более длительную память переходит путем несловесной обработки, механизм, который неизвестен и путем словесного кодирования. А переход информации из кратковременной в долговременную память облегчается путем целенаправленного повторения.
Закон интерференции: объекты, смещенные к центру, запоминаются хуже, чем краевые.

Процесс проактивного ингибирования имеет большое значение в забывании. Это означает, что мы забываем потому, что слишком много знаем.
Проактивная интерференция - забывание на уровне вторичной памяти связанно с влиянием на запоминание уже имеющейся информации.

Ретроактивная интерференция - забывание на уровне вторичной памяти происходит из-за влияния вновь поступающей информации.

Такие энграммы памяти как принадлежность к полу, собственное имя, способность писать и читать никогда из нее не исчезают.

Психофизиология речи

Центры речи у правшей в основном расположены в левом полушарии.

Центр речи Брока расположен в нижней (3) лобной извилине. Центр речи Вернике расположен в верхней височной извилине.
Основные функции центра Вернике:

1.Собирает всю информацию из различных сенсорных проекций.

2. Сопоставляет полученную информацию с памятными следами.
3. Распознает звуковой строй и определяет функциональную нагрузку звукосочетаний.
Речевой цент Брока осуществляет следующие функции:

1. Передает информацию на двигательные поля коры больших полушарий
2. Синтезирует нейронные ансамбли речедвигательной программы
Базовая речевая деятельность – это называние предмета. Интериоризация – это освоение речевой функции как аппарата мышления, погружение речи. Фонема – это звуковая единица, несущая смысловую нагрузку, характерный звуковой строй.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: