Формы безналичных расчетов




Тема 7. Организация безналичных расчетов

Принципы организации безналичных расчетов

Принципы организации безналичных расчетов – это основополагающие начала их проведения. Соблюдение этих принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетом трем требованиям: своевременности, надежности и эффективности.

1 принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей. К главным нормативным источникам регулирования расчетов следует отнести:

– Гражданский Кодекс РФ, Гражданско-процессуальный Кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный Кодекс РФ;

– ФЗ «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011; ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009;

– положения и инструкции Банка России, регулирующие систему межбанковских расчетов;

– положение ЦБ РФ № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 22.06.2012. Положение ЦБ РФ № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» 2002 года – утратило силу.

2 принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Безналичные расчеты осуществляются путем записей соответствующих сумм по счетам предприятий в кредитных организациях.

Возможны следующие варианты расчетов и виды счетов:

1. Если предприятия обслуживаются в одном банке, записи осуществляются по внутрибанковским счетам в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета для кредитных организаций.

2. Если предприятия обслуживаются различными банками:

– коммерческие банки открывают друг у друга корреспондентские счета и расчеты проводятся по счетам ЛОРО и НОСТРО;

– в обязательном порядке все кредитные организации открывают расчетные счета в РКЦ ЦБ РФ и используют для расчетов платежную систему Банка России.

Счет ЛОРО открывается банком-корреспондентом в банке-респонденте, т.е. когда другой коммерческий банк в данном банке открывает свой счет. Счет НОСТРО открывается банком-респондентом в банке-корреспонденте, т.е. данный банк открывает свой счет в другом банке.

3 принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Все плательщики должны планировать поступления и списания средств по счетам, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения своих платежных обязательств.

4 принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем:

– использования соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельцев на списание средств;

– использования специального акцепта документов, выписанных получателем средств (платежных требований, переводных векселей).

Возможны случаи безакцептного (бесспорного) списания средств, например, недоимки по налогам и сборам, оплата исполнительных листов и т.д.

5 принцип – срочность платежа. Данный принцип предполагает своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Это относится не только по времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения коммерческими банками услуг по проведению расчетных операций клиентов. Банки обязаны проводить расчеты не позднее следующего операционного дня при наличии средств на расчетном счете плательщика.

6 принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

7 принцип – имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий. Нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (пени, штрафы) и иных мер ответственности.

Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. Выбор формы безналичных расчетов определяется следующими факторами:

– характеристиками хозяйственных связей между контрагентами;

– особенностями поставленной продукции и условиями ее приемки;

– местонахождением сторон сделки;

– способом транспортировки грузов;

– финансовым положением юридических лиц.

В соответствии с положением ЦБ РФ № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 22.06.2012 основными формами безналичных расчетов являются:

– расчеты платежными поручениями;

– расчеты по аккредитиву;

– расчеты инкассовыми поручениями;

– расчеты чеками;

– расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

– расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

Плательщиками и получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся частной практикой, физические лица, банки.

Рассмотрим основные формы безналичных расчетов подробнее.

1. Расчеты платежными поручениями. Данная форма безналичных расчетов является самой распространенной в России.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться:

– перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

– перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

– перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

– перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежное поручение действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления и принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

1 – поставка товара или оказание услуги;

2 – передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя;

3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;

4 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

 

Рис. 8. Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товаров и услуг

 

1 – заключение договора о поставке товара, оказании услуг с предварительной оплатой;

2 – передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя;

3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;

4 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет;

5 – поставка товара или оказание услуги.

 

Рис. 9. Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товаров и услуг

 

В случае если между поставщиками и покупателями осуществляются равномерные и постоянные поставки, расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей (на основании договоров) с использованием платежных поручений. По договору поставщик берет на себя обязательство отгружать покупателю продукцию в установленных размерах и в определенные сроки по согласованному графику поставок, а покупатель обязуется в сроки, определенные договором, производить плановые платежи (ежедневно или периодически). Эта форма расчетов минимизирует разрыв во времени между отгрузкой товаров и совершением платежа, а также ускоряет оборачиваемость денежных средств.

2. Аккредитивная форма безналичных расчетов. Согласно данной форме расчетов плательщик поручает обслуживающему банку произвести (за счет предварительно депонированных средств или по гарантию банка) оплату товаров или услуг по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Различают следующие виды аккредитивов:

– покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

– отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При использовании покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При использовании непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. При этом списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву (порядок списания) определяется по соглашению между банками.

1 – заключение договора о расчетах с использованием депонированного аккредитива;

2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива (по установленной форме);

3 – списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк для платежей по аккредитиву;

4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива;

5 – поставка товара или оказание услуг;

6 – направление в банк поставщика расчетных документов, подтверждающих отгрузку товара (оказание услуг), контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет поставщика;

7 – направление в банк-эмитент сообщения об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

8 – сообщение об использовании аккредитива покупателю, передача документов, свидетельствующих об отгрузке товара.

Рис. 10. Схема расчетов депонированным аккредитивом

 

1 – заключение договора о расчетах с использованием гарантированного аккредитива;

2 – предоставление в банк заявление на открытие аккредитива (в установленной форме);

3 – сообщение об открытии гарантированного аккредитива;

4 – отражение открытия аккредитива в исполняющем банке и сообщение поставщику об открытии в его пользу аккредитива;

5 – отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

6 – предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;

7 – контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта, списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента и зачисление средств на счет продавца; сообщение банку-эмитенту об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

8 – списание денежных средств со счета покупателя и сообщение покупателю о списании денежных средств вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке

 

Рис. 11. Схема расчетов гарантированным аккредитивом

 

Отзывным считается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Если к моменту завершения платежа исполняющим банком не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива, то платеж должен быть осуществлен. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не указано иное. Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, в пользу которого он был открыт.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов по сравнению с другими формами является оплата продукции после ее отгрузки и гарантия платежа. Вместе с тем средства покупателя отвлекаются из хозяйственного оборота на срок действия аккредитива, замедляется товарооборот. Возможно, это послужило одной из причин слабого развития данной формы расчетов в России.

3. Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств.

Возможность осуществления расчетов по инкассо должна быть предусмотрена в договоре с банком на расчетно-кассовое обслуживание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступившие платежные документы.

Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и его банком условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении плательщиком сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения. Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов.

При расчетах с взыскателями средств оплата инкассовых поручений производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Оно может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя. Такое поручение действительно в течение 10 календарных дней со дня его составления.

1 – заключение договора о купле-продаже товаров, в котором предусматриваются расчеты инкассовыми поручениями;

2 – поставщик производит отгрузку товара в сроки, установленные договором;

3 – отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк;

4 – банк поставщика пересылает полученные документы в исполняющий банк (банк покупателя);

5-6 – банк покупателя проверяет, есть ли распоряжение клиента принимать поручения от данного контрагента, совершает оплату инкассового поручения и сообщает клиенту об оплате;

7 – денежные средства по инкассовому поручению переводятся в банк поставщика;

8 – банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика и сообщает об этом поставщику.

 

Рис. 12. Схема расчетов инкассовыми поручениями

 

4. Расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю.

В хозяйственной практике выделяют два вида чеков:

– денежные чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств;

– расчетные чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами.

Расчетные чеки могут быть депонированными и гарантированными. В России получили распространением расчетные депонированные чеки, предполагающие, что при оформлении чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки.

При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Порядок использования расчетных чеков регулируется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование «чек», включенное в текст документа;

– поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

– наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

– указание валюты платежа, даты и места составления чека;

– подпись лица, выписавшего чек (чекодателя).

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов приводит к признанию чека недействительным.

Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке – индоссамента (за исключением именного чека). Кроме того, по ГК РФ платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредством аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика. На лицевой стороне чека либо на дополнительном листе авалист проставляет надпись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов.

1 – заключение договора о поставке товара и расчетах с использованием расчетных чеков

2 – заявление покупателя в банк о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств;

3 – депонирование средств на специальном счете и выдача чековой книжки;

4 – отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

5 – выписка чека и передача его поставщику;

6 – предоставление в обслуживающий банк чеков вместе с реестром чеков;

7 – предъявление реестра чеков в банк покупателя для оплаты;

8 – перечисление соответствующих сумм с лицевого счета чековой книжки.

 

Рис 13. Схема расчетов чеками

 

Чек используется, когда:

– плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передавать товар до получения гарантий платежа;

– продавец товара заранее не известен.

5. Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование). Согласно данной форме безналичных расчетов по требованию получателя средств оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта) по распоряжению (требованию) получателя средств. При этом используется платежный документ – платежное требование.

1 – заключение договора об использование в расчетах платежных требований;

2 – отгрузка товара покупателю, выполнение работ, оказание услуг; передача покупателю установленных договором документов;

3 – поставщик отсылает в свой банк платежное требование;

4 – платежное требование направляется в исполняющий банк;

5 – банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании средств;

6 – в случае отказа плательщика от отплаты платежного требования оформляется заявление об отказе от акцепта;

7 – банк плательщика перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика в его банке;

8 – банк поставщика сообщает клиенту о поступлении на его расчетный счет оплаты.

 

Рис. 14. Схема расчетов платежными требованиями

 

Право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком.

Акцепт плательщика может быть дан:

– до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика);

– после его поступления обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств.

Кроме того, акцепт плательщика устанавливается либо в договоре между плательщиком и обслуживающим его банком, либо в виде отдельного документа или сообщения. Акцепт может быть установлен в отношении одного или нескольких получателей средств, одного или нескольких требований получателя средств.

В случае отсутствия заранее данного акцепта плательщика банк передает поступившее требование получателя средств для акцепта плательщику не позднее дня, следующего за днем поступления требования получателя средств. Акцепт плательщика должен быть дан в течение пяти рабочих дней, если более короткий срок не предусмотрен договором между оператором по переводу денежных средств и плательщиком.

При акцепте плательщика требование получателя средств исполняется в сумме акцепта плательщика. Допускается частичный акцепт плательщика. При отказе плательщика от акцепта или неполучении акцепта в установленный срок требование получателя средств подлежит возврату получателю средств с указанием причины возврата.

Оператор по переводу денежных средств обязан направить плательщику уведомление об исполнении требования получателя средств не позднее дня, следующего за днем исполнения.

6. Расчеты в форме перевода электронных денежных средств. Данная форма безналичных расчетов осуществляется на основе договора между клиентом и оператором электронных денежных средств. В качестве клиента могут выступать:

– физическое лицо (расчеты происходят как с использованием банковского счета, так и без него);

– юридическое лицо и индивидуальный предприниматель (расчеты только с использованием банковского счета).

Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств, а также на основании договора межу плательщиком и получателем средств на основании требований получателей средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Перевод осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента.

Договором также может быть предусмотрен автономный режим использования электронного средства платежа, т.е. когда списание и зачисление средств происходит не одновременно. В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств является безотзывным и окончательным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: