Сант-Аполлинаре-ин-Классе




Класс

Дата: 13.03.2021 г.

Тема: «Мозаики Равенны»

Мозаика – совершенно уникальное искусство. Изображения, набранные кусочками цветного стекла и камня во множество раз прочнее живописных, они не подвержены выцветанию и способны сохранять первоначальный вид в течение столетий (а то и тысячелетий). Ярким примером данного искусства является комплекс мозаик города Равенны.

У Равенны долгая и богатая история, о чем подробнее можно прочитать в статье о её главных достопримечательностях. Мозаики, украшающие ее культовые сооружения, создавались на протяжении V-VI веков. Это было не самое спокойное время в жизни города.

· С 402 до 476 года нашей эры Равенна была столицей Западной Римской империи, а после – Королевства остготов во главе с императором Теодорихом.

· С 540 года она находилась под властью Византии и императора Юстиниана.

Мировоззрение и политика двух разных государств сказались на формировании городской культуры, каждое влияло по-своему. Кроме того, в христианском искусстве тогда еще не сформировался канон, согласно которому нужно было изображать события Священной истории. Поэтому многие мозаики Равенны с первого взгляда могут показаться не очень понятными. Попробуем же разобраться, как смотреть на данные произведения.

Базилики

В городе находится три храма, украшенные мозаикой. Два из них посвящены святому Аполлинарию, первому епископу Равенны, а третий – святому Виталию.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика-Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) была построена в VI веке над местом захоронения святого Аполлинария. Приставка «ин Классе» – остаток словосочетания «Civitas Classis», что переводится как «город флота». Изначально Равенна стояла на самом берегу Адриатического моря и являлась главным портом Восточного Средиземноморья. Но со временем река По, в дельте которой находится город, нанесла огромное количество ила и песка, отодвинув тем самым береговую линию на несколько километров.

Особый интерес представляет мозаичное полотно, находящееся в конхе алтарной апсиды базилики. Мы видим сияющий крест в синем круге, усыпанном звёздами. Прямо над ним – рука. Ниже, по обеим сторонам от синей сферы, чуть возвышаясь над ней – двое святых, будто выплывающих из золотого сияния. И прямо под ними, также по сторонам от синего круга с крестом, – три агнца.

Перед нами не что иное, как сцена Преображения, только показанная несколько иначе. Крест, в центре которого помещён небольшой лик Христа, собственно, отождествляет собой Господа, агнцы – учеников, апостолов Петра, Иоанна и Иакова, а двое святых – это ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Рука, находящаяся над сферой – символ Бога Отца. Это как раз про отсутствие канона в изображении новозаветных событий. Показ евангельских сюжетов через символы и аллегории в то время даже стал своеобразной традицией. Остальные мозаики более понятны. Под сценой Преображения помещен образ святого Аполлинария, к которому тянутся двенадцать агнцев. По одной версии – это апостолы. По другой – белые овцы олицетворяют собой всех верующих. Еще ниже представлены сцены из истории равеннской церкви, образы епископов, ветхозаветные события, архангелы и евангелисты. Отличается лишь мозаика во фронтоне храма, перед полукругом алтарной апсиды.

Ее относят к более позднему времени, к VIII-IX векам, когда иносказание в отношении образов святых стало отходить на второй план. Поэтому здесь Христос уже изображен в человеческом облике и в окружении четырех евангелистов.

У них своя особая иконография. В первые века христианства символами евангелистов служили четыре райские реки. Согласно ветхозаветной истории, из сада Эдем для орошения рая выходила одна река, разделяющаяся позже на четыре источника. Во второй главе книги Бытия можно найти их названия: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Евангелисты несут благую весть о жизни и учении Иисуса Христа так же, как реки несут живительную влагу; отсюда такое сравнение. Вообще, в христианском искусстве очень много примеров, подобных этому, когда новозаветные события трактуются через ветхозаветные.

 

 


Так откуда взялись животные? Снова из Ветхого Завета, из видения пророка Иезекииля. Тетраморф – загадочные существа с лицами льва, тельца, человека и орла присутствуют, правда, и в новозаветной истории, в книге Откровения Иоанна Богослова. Со временем эти образы закрепились как раз за евангелистами: за Матфеем – ангел, за Марком – лев, за Иоанном – орел и за Лукой – телец. Почему так? Это связывают с основной мыслью евангельских текстов. В Евангелии от Матфея (ангел) упор сделан на человеческой сущности Христа. Марк говорит об Иисусе как о Царе (а лев – царственное животное). Повествование апостола Луки сконцентрировано на жертвенном служении Спасителя (поэтому символ евангелиста – телец). Евангелие от Иоанна одно из самых сложных по написанию, без толкования в нем трудно разобраться. Но главная идея – победа жизни над смертью и вознесения Христа на небеса (потому символом апостола стал орел).

 

Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo), в свою очередь, начали строить на полстолетия раньше базилики ин Классе. Её возводили по заказу императора Теодориха.

Вот здесь нужно сделать небольшую ремарку. В V-VI веках еще не произошло разделения христианства на западное и восточное. Но различные ответвления, впоследствии признанные еретическими, имели место быть. Теодорих исповедовал арианство, одно из таких ответвлений. Суть в том, что ариане не признают Святую Троицу. Для них не существует равенства между Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом. Сант Аполлинаре Нуово изначально была арианской церковью, переосвящённая во времена правления императора Юстиниана. Противоборство арианства и истинного христианства отразилось в мозаичном убранстве Сант-Аполлинаре-Нуово. Дополнение «Nuovo» появилось в IX веке, когда в храм перенесли мощи святого Аполлинария. Оно переводится как «новый», церковь стали так называть ради отличия от базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

 

 

Все мозаичные полотна располагаются на стенах в три яруса. Верхние ряды северной и южной стен представляют собой сцены новозаветной истории: это чудеса, совершаемые Христом, исцеления расслабленных и бесноватых, Тайная вечеря, события Страстного цикла. Ниже помещены образы пророков и святых. И уже под ними можно увидеть вереницы мучениц (северная стена) и мучеников (южная стена), каждая из которых завершается у изображения Богородицы и Спасителя соответственно. Здесь начинается самое интересное.

Процессию мучениц возглавляют три волхва, Бальтазар, Мельхиор и Гаспар (те, кто преподнесли Христу на Рождество дары: золото, ладан и смирну). Их шествие начинается у стен равеннского порта. Во главе же вереницы мучеников стоит святой Мартин Турский, а отходит она от архитектурного сооружения, на фасаде которого видна надпись «Palatium». Со временем выяснилось, что волхвы и Мартин Турский – поздние переложения. Скорее всего, во главе процессий были изображены сам император Теодорих и его супруга. Но в дальнейшем, с целью искоренения арианской ереси, император Юстиниан приказал заложить их образы. Исправили не только эти фрагменты. В здании «Palatium», которое, видимо, представляет собой личные покои Теодориха, между колоннами мы сегодня видим шторы. Ранее на их месте были помещены изображения слуг остготского императора.

 

Об этом свидетельствуют фрагменты людских ручек, оставшиеся на некоторых колоннах.

 

Сан-Витале

 

Мозаики базилики Сан-Витале (Basilica di San Vitale) довольно просты для понимания, в сравнении с полотнами двух предыдущих храмов. Как и сама базилика, они были созданы в VI веке.

 

Изображения, набранные кусочками цветного стекла, занимают совсем небольшую часть церкви; но и этого достаточно для того, чтобы прийти в восторг. В конхе алтарной апсиды мы видим Христа, покоящегося на синей сфере. Причём Господь показан безбородым, что также свидетельствует об отсутствии строгого канона в изображении Спасителя и святых.

Слева святой Виталий, представляемый ангелом, принимает из рук Христа мученический венец. Справа святитель Экклесий Равеннский, начавший возведение базилики, протягивает Господу модель храма. Из-под синей сферы, выступающей здесь символом мироздания, проистекают четыре райские реки. Те самые, раннехристианские, обозначения евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Под этой сценой помещены портретные изображения императора Юстиниана (слева) и его супруги Феодоры (справа), совершающие подношение даров самому храму. Вокруг на стенах – ветхозаветные сюжеты, а в арке, отделяющей мозаичную апсиду от остального пространства храма, – образы Христа и апостолов в круглых медальонах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: