Тема урока. Форма рондо
- Ребята, добрый день! Начинаем урок музыки. Посмотрите, пожалуйста, что вы видите на картинках?
- Да, это плоские геометрические фигуры. Скажите, все фигуры на слайде имеют одинаковую форму?
- Перечислите, какие вы знаете формы предметов.
- Я предлагаю вам провести небольшую работу: попробовать построить из любых предложенных фигур здания. Получится у вас?
- Итак, ребята, подведем итоги. Подумайте, одинаковые ли здания получились у каждого из вас?
- Я думаю, что нет. У всех здания разнообразные. Здания есть одноэтажные, есть двухэтажные, с разными формами крыш. Значит, форма у зданий одинаковая или разная?
- Да, вы правы, форма зданий разная. А как называют людей, придумывающих, проектирующих различные здания?
- Конечно, архитектор. Можно ли сравнить композитора с архитектором?
- Что между ними общего?
- Правильно, и архитектор, и композитор создают формы. Но архитектор создаёт форму здания, а композитор – форму музыки. Архитектор планирует дома, строит их, так и композитор придаёт своим произведениям различные формы.
- Ребята, а от чего зависит форма музыкального произведения?
- Музыкальная форма зависит от образов, которые живут в музыке, от их характера, настроения. Какие музыкальные формы вы уже знаете?
- Мы с вами выучили куплетную, одночастную, двухчастную и трёхчастную формы. Пришло время вам узнать, что такое ФОРМА РОНДО. Это тема нашего урока.
- Я предлагаю вам сделать новое открытие: узнать ещё одну музыкальную форму. Для этого необходимо расшифровать схему: А-В-А-С-А и подобрать к ней знакомые попевки «Мы - третьеклассники», «Мы - мальчики», «Мы -девочки» и расположить их по кругу.
Перейдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=QL32zqL9U-E
- Кто может сделать вывод: подходят ли к этой схеме 1-,2- или 3-х частная формы?
- Мы с вами не зря расположили на нашей схеме знакомые попевки в форме круга, потому что ещё одна форма - «рондо» -в переводе с французского означает «круг, кружок», то есть хоровод. Главная мелодия в рондо называется РЕФРЕНОМ, она повторяется через промежутки времени не менее трёх раз. Эти промежутки называются ЭПИЗОДАМИ.
Я предлагаю вам сейчас спеть попевки согласно новой схеме.
- Хочу предложить вам посмотреть видеоматериал «Бег по кругу», перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=nl5pB3uhG0g
- Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными произведениями великого русского композитора Д. Б. Кабалевского.
- Послушайте «Рондо-марш» Дмитрия Кабалевского, перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RMf27cvEGYI
- Вы услышали круговое исполнение произведения?
- Молодцы! А сейчас прослушайте музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского «Рондо-танец» и «Рондо-песня», перейдя по ссылкам:
https://www.youtube.com/watch?v=eO6rD4J2yjo и
https://www.youtube.com/watch?v=RMf27cvEGYI
- Кто поможет мне подвести итог нашего урока?
- Что мы сегодня с вами делали на уроке, что узнали?
- Мы сегодня с вами плодотворно поработали, и я предлагаю в конце урока послушать произведение Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша», перейдя по ссылке: https://ok.ru/video/2020214120
А теперь потанцуем с маленькими утятами:
https://yandex.ua/video/preview?filmId=10842173251119711777&text=песня+маленьких+утят
Спасибо за урок!