Качества невежды, совершающего дело неверия.




Оправдание невежества.

Невежество является одним из препятствий вынесения такфира (обвинение в неверии) определенному человеку, так как вера связана со знаниями и их наличие является одним из множества ее условий, но, тем не менее, оправдание невежества временно и оно зависит от определенных причин и условий. Пока есть причины и условия, оправдывающие его, мы не имеем права выносить такфир, а когда они отпадают, то начинается разговор про куфр (неверие).

Дело в том, что оправдание невежества не дает абсолютно никаких оснований говорить нам, что такой человек не будет нести ответственности перед Аллахом, а также сказать, что он всегда является ответственным(1) [1].

Для того чтобы понять этот вопрос необходимо выяснить следующие детали:

Дело невежды.

А) Вопросы, в которых есть оправдание человеку.

К примеру, колдовство. Ученые ислама говорят, что человек, занимающийся колдовством, является неверующим, и этого мнения придерживался имам Абу Ханифа, Малик, Ахмад ибн Ханбал. Для человека желающего стать колдуном необходимо выполнить некоторые условия. Минимум что он должен сделать для достижения этой цели – оскорбить Коран. Все ученые говорят, что оскорбление Корана – неверие. Имам аш-Шафии говорил: «Мы можем убить колдуна, когда у нас есть доказательства, что колдовство, которым занимается этот человек, может убить людей». Колдовство делится на множество видов, среди которых есть такой вид как «ас-сарфу уа аль-´атф». Через такое колдовство человек начинает любить того кого ранее он не любил. Тот, кто обращается к колдуну, не имеет цели выйти из религии, скорее всего он не знает, что это дело неверия и такой человек имеет оправдание, как и тот, который не может разобраться сам в вопросах религии, без помощи ученых, знающих шариат, а также в тех вопросах, которые невозможно понять своим разумом, как, к примеру, имена и качества Аллаха. Сказал имам аш-Шафии: «У Аллаха есть имена и качества, которые никто не может отвергнуть, а тот, кто так поступает после того, как ему были даны доказательства, является неверующим, но до этого он не будет таковым, так как этот вопрос он не способен понять своим разумом»(2) [2]. Оправдания достоин и тот человек, который вынес решение на основе ложного хадиса, а также муджтахид, решивший вопрос в религии, на который нет доказательства и допустивший в этом ошибку.

Б) Вопросы, в которых нет оправдания человеку.

В религии существуют вопросы, понятные для большинства мусульман и для каждого верующего человека является обязанностью знать их, к примеру, это условия ислама и имана, которые Аллах объяснил в Его книге и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в достоверной сунне. В таких вопросах не приемлемо оправдание невежества, после того как до человека дошли доказательства.

Имам аш-Шафии сказал: «Не приемлемо в шариате, чтобы человек после достижения зрелости, а также разумный не знал об обязательности пяти ежедневных молитв, о посте в месяц рамадан, о хадже к дому Аллаха, когда есть возможность на это, о закяте и о том, что Аллах запретил совершать прелюбодеяние и убийство людей, воровство, алкоголь и все то, что имеет смысл этого»(3) [3].

Если определенный человек произнесет слова неверия, то мы не можем сделать вывод о том, что он стал неверующим, так как это тонкий вопрос, довод которого не понятен. Он станет неверующим только после того, как ему будут предоставлены доводы о том, что дело, совершенное им является неверием.

Качества невежды, совершающего дело неверия.

Люди воспринимают информацию по-разному: некоторые сразу понимают, а некоторым необходимо пояснить и нельзя ставить людей в один ряд. Прежде чем обвинить человека в неверии нужно выяснить понимает ли он, что совершает или нет, а также это относится к людям, недавно пришедшим в религию или к тем, которые родились и выросли в далекой местности (пустыне, горах).

Ибн Теймия сказал: «Ученые не принимают решения о неверии человека, который позволяет себе то, что запретил Аллах в случаях, если он недавно принял ислам или родился и жил в далекой пустыне, так как решение о неверии будет принято лишь в том случае, когда человек познает ислам. Многие из людей не знают о книге Аллаха и сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), либо знают, но не понимают, что совершаемые ими деяния запрещены Кораном и сунной»(4) [4].

Однако следует различать невежд. Есть такие, которые способны учиться, понимать и познавать истину, но небрежно относятся к этому, особенно, если они живут в исламской стране, где легко получить знания. Таким людям нет никакого оправдания из-за их халатности, так как Аллах приказал людям брать знания и спрашивать их у ученых.

Сказал Аллах Всевышний: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас вспоминающие?»(5) [5].

Также Аллах сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания»(6) [6].

Джабир ибну Абдиллях сказал: «Однажды, когда мы были в поездке, один мужчина из нашего числа ударился головой об камень и разбил себе голову. Во сне у него произошла поллюция, и он спросил у своих спутников: «Могу ли я очиститься песком?» Они сказали: «Мы думаем, что ты не должен очищаться песком, если можешь искупаться водой». Он искупался и умер. Когда они вернулись, то рассказали об этом пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и он сказал: «Они убили его! Да погубит их Аллах! Почему же они не спросили о том, чего не знали?! Поистине, лекарство от невежества – это вопрос. Ему было достаточно очиститься песком, и, обтереть (повязку)»(7) [7].

Люди невежественные и не способные искать знания и понимать их делятся на две части:

1. Невежда, который не в состоянии искать знания и понимать их. Он хочет идти по правильному пути, но не способен на это, так как не имеет возможности. Такому человеку по шариату прощается его невежество(8) [8].

2. Невежда, который не в состоянии знать и понимать, но также и не имеющий на это желания. Он доволен такой ситуацией. В этом случае не имеет значения, есть у него возможность получать знания или нет, так как слабость этого человека в том, что он уклоняется от этого. Такой человек несет ответственность за свое невежество(9) [9].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: