Командированный и командировочный.




Ничейный и ничей.

Слово ничейный в литературном языке значит «никем не выигранный». В общую речь оно пришло из спортивной терминологии: ничейны счет, ничейный результат и т.п.

Во время ВОВ 1941-1945 г. Распространилось употребление слова ничейный в значении местоимения ничей, то есть «никому не принадлежащий». Сначала такое употребление было связано с фронтовой, специальной военной терминологией: «ничейная полоса», «ничейная зона», «ничейная территория» и т.п. В послевоенные годы употребление ничейный вместо ничей стало широко проникать в литературную, разговорную речь. Появились словосочетания «ничейный дом», «ничейное хозяйство», «ничейные дети» и т.п. Несмотря на довольно частое употребление слова ничейный вместо ничей в современной устной и письменной речи, его нельзя еще считать литературной нормой.

 

Роспись и подпись.

Очевидно, многим не раз приходилось слышать подобные фразы: «Прошу поставить вашу роспись», «В ведомости не хватает двух росписей», «Я не могу разобрать роспись под документом». Во всех этих фразах слово роспись употребляется в значении «собственноручно написанная фамилия», то есть вместо литературного подпись. В литературном языке существительное роспись имеет три значения: «инвентарь, письменный перечень чего-нибудь», например, роспись материального имущества, роспись расходов и доходов; «действие по глаголу расписать» (т.е. запись в разные места или разрисовка красками); «стенная живопись», например, роспись стен и потолка, старинная роспись и т.п. Каким же образом в просторечии появляется роспись вместо подпись? По-видимому, это происходит не без влияния существительного расписка- «документ с подписью, подтверждающий получение чего-нибудь», а может быть, из соотношения «подписаться»: «поставить подпись»= «расписаться»: «поставить»…что? По ложной аналогии получается нелитературная роспись! Просторечная роспись вместо подпись в правильной речи недопустима.

Одеть и надеть.

Эти два глагола, близкие по звучанию и морфологическому составу, имеют в литературном языке разные значения. Одеть- значит «покрыть одеждой» или «снабдить одеждой кого-нибудь» (девочка одевает куклу, мать одевает ребенка, одеть и обуть всю семью). Надеть - значит «покрыть себя или часть своего тела какой-нибудь одеждой» (надеть шляпу, надеть ботинки), а также «нанизать, укрепить что-то на чем-нибудь» (надеть трубу на самовар, надеть перстень, надеть очки и т.п.). Глаголы одеть и надеть четко различаются по употреблению: одеть сочетается обычно с одушевленными существительными (одеть кого-нибудь), а надеть сочетается только с неодушевленными существительными (надеть что-нибудь. В шутливом стихотворении Новеллы Матвеевой говорится: «Одеть», «надеть»…два эти слова мы путаем так бестолково! «Одеть», «надеть». Давай глядеть: кого одеть и что надеть.

Кроме этого, глаголам одеть и надеть соответствуют слова, обозначающие противоположные действия, - АНТОНИМЫ. Глаголу одеть соответствует антоним раздеть, а глаголу надеть - снять. (Например, одеть ребенка-раздеть ребенка, надеть костюм-снять костюм и т.п.). По эти антонимичным парам легко запомнить правильное употребление глаголов одеть и надеть.

Сходить и выходить.

Нередко в бытовой речи возникает вопрос, как правильно сказать «Вы сходите на этой остановке?» или «Вы выходите на этой остановке?» Многозначные глаголы сходить и выходить в своих основных значениях четко различаются. Выходить - значит «двигаться изнутри наружу» (сравните выход), а сходить - «спускаться вниз, слезать» (сравните сходни-трап, спуск). Но глагол сходить - значит не только «спускаться» или «покидать свое место» (обычно где-либо наверху, например, сойти с лестницы, сойти с кафедры, трибуны), но и «выходить», «высаживаться» (из вагона, с судна и т.п.). Глагол сходить- сойти получает еще и особый оттенок смысла «прекратить движение, достигнув определенного пункта или конечной цели пути», которого нет в глаголе выходить-выйти.

Сравните две фразы: «Я решил выйти на первой большой станции, чтобы купить папирос» и «Я должен был сойти на одном из полустанков за Рязанью». Если в первой фразе предполагается продолжение движения, то во второй совершенно отчетливо выражено прекращение дальнейшего следования: «достигнув цели пути, оставить то или иное транспортное средство».

Употребление глаголов выходить и сходить объясняется и некоторыми собственно грамматическими правилами. В конструкции с предлогом из употребляется глагол выходить-выйти, а в конструкции с предлогом с- глагол сходить-сойти. Поэтому из вагона, из трамвая, из автомобиля, из электрички и т.п. выходят, а с поезда, с парохода, с корабля, с площадки (вагона) и т.п. сходят.

В тех случаях, когда говорящий не имеет специально в виду различение смыслов «оставление транспорта» (или «спуск по ступеням») и общего «движение изнутри наружу», употребляются оба глагола: выходить и сходить. Поэтому одинаково правомерны вопросы «Вы выходите?» и «Вы сходите?» по отношению к пассажирам городского транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и т.п.).

 

Командированный и командировочный.

В каких случаях употребляются эти слова?

Прилагательное командированный обозначает «лицо, получившее командировку, направленное в командировку». Например, «командированный сотрудник». А слово командировочный в современном литературном языке- это прилагательное от слова командировка с общим значением «относящийся к командировке». Например, «командировочное удостоверение», «командировочные деньги» и т.п. Прилагательное командированный соотносится только с одушевленными существительными, а командировочный, наоборот, сочетается с неодушевленными предметами.

 

А сейчас небольшое тренировочное задание для закрепления.

Подумайте, какой глагол: одеть или надеть, необходимо употребить в следующих предложениях:

На мебель были … чехлы.

Зима … снегом землю.

Что ты сегодня...?

Однако для правильного употребления, слов в речи недостаточно знать их точное значение, также необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости, то есть их способности соединяться друг с другом.

В русском языке немало таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Например, мы не скажем отара пчел или рой верблюдов, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Поэтому нас смешит неудачное сочетание слов: «Мимо пробежало стадо лисиц и зайцев», «На крыльце сидела кошка и повизгивала от удовольствия». Во всех этих случаях слова соединены неправильно, потому что нарушена лексическая сочетаемость.

Одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят друг другу по смыслу, а другие имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень близкие по смыслу определения – длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный – по-разному притягиваются к существительным: можно сказать «длительный (продолжительный) период», но не «длинный (долгий, долговременный) период», «долгий путь», «длинный путь и продолжительные сборы», «долговременный кредит», и не иначе. Таких слов множество, мы их употребляем постоянно, не задумываясь над особенностями их сочетаемости, потому что в родном языке мы обычно интуитивно чувствуем, какое слово с каким сочетается по смыслу.

Что же определяет лексическую сочетаемость?

При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь ориентируемся на их лексическое значение. Вам приходилось когда-нибудь есть фиолетовый апельсин? Вы, не задумываясь, ответите: «Нет, конечно». Действительно, такого не бывает. Здесь мы сталкиваемся с явлением семантической несочетаемости слов. «Стеклянный суп», «железные тучи», «горячая луна», «оглянуться вперед». Соединяя эти слова, мы нарушаем семантическую сочетаемость слов.

Но случается и так, что по смыслу слова как будто и подходят для выражения того или иного значения, но «не хотят» соединяться в словосочетания. Мы говорим: склонить голову и преклонить колени, но не наоборот - «преклонить голову», «склонить колени», можно одержать победу и потерпеть поражение, но никто не скажет, что он «потерпел победу».

И если вы услышите: «Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло»,- вы невольно задумаетесь: здесь какая-то ошибка…(?)

Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняются употреблением их в особых значениях. Например, слово круглый в своем основном значении-«такой, который напоминает форму круга, кольца, шара»- свободно соединяется со словами соответствующей предметно-тематической группы: круглый стол, круглая коробка (башня, луна); круглое окно (лицо) и т.д. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени)», слово круглый сочетается лишь с существительными год, сутки, а в значении «полный, совершенный»- с такими как невежда, глупец, дурак, отличник, сирота.

В некоторых случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова за устойчивыми выражениями, т.е. такими, которые в речи существуют как единое целое. Например, бархатный сезон- «осенние месяцы (сентябрь, октябрь) на юге». Это выражение имеет устойчивый характер, и мы не можем заменить слово сезон никаким другим, даже самым близким по смыслу («бархатная осень»). Говорят «язык заплетается», но нельзя сказать «заплетаются зубы», потому что это сочетание устойчивое, в нем замена исключена.

Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими.

Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными («глубокое молчание»), но «запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя же сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).

 

Мы строим предложения из слов или словосочетаний, связанных друг с другом по определенным правилам. Между словами, входящими в состав словосочетания, возникают грамматические отношения, которые называются согласование, управление и примыкание. Что это за связь слов и при помощи чего она происходит?

Возьмем к примеру два слова: яблоко и зеленое. Какими частями речи являются эти слова? Перед нами прилагательное и существительное, обе эти части речи являются значимыми, обе изменяются по падежам и числам. Давайте представим себе сочетание этих слов: зеленое яблоко. Легко ли образовалось данное словосочетание? Использовали ли мы дополнительные средства для связи данных слов, например предлог? Нет. Не использовали и слова быстро образовали словосочетание. Какое слово в словосочетании является главным, а какое зависимым? Главным будет слово яблоко, так как оно несет на себе основную смысловую нагрузку, а вот зеленое – это признак, которым характеризуется предмет речи. Давайте теперь изменим форму главного слова, то есть просклоняем существительное по падежам: яблока, яблоку, яблоком и т.д.Что происходит с зависимым словом в данный момент? Оно изменяется? Да, так же, как и главное слово: зеленого, зеленому, зеленым. Т.е. при изменении формы главного слова, зависимое слово согласуется с ним в нужной форме. Такая связь слов в словосочетании и называется согласованием.

Согласование- уподобление формы зависимого слова форме главного, при изменении господствующего слова аналогично меняется и зависимое слово.

При помощи согласования в словосочетании связываются прилагательные, полные причастия, местоимения (зависимые слова) с существительным (главное). При использовании этих словосочетаний в речи допускается мало ошибок, однако всегда необходимо помнить об изменении всех компонентов словосочетания.

 

Теперь возьмем два других слова: книга и читать.Читать - это глагол, который изменяется по лицам и числам, т.е. читаю-читаешь-читаем и т.д. Книга - это существительное, которое склоняется. Какое из этих двух слов будет главным? Главное- это действие, которое совершается, т.е. читать. Давайте свяжем эти два слова в словосочетание, и будем изменять главное слово. Что получается? Читаю книгу, читаешь книгу, читаем книгу и т.д. Видим, что главное слово изменяется, а зависимое неизменно стоит в форме родительного падежа. Такая связь слов называется управлением.

Управление - падежное подчинение существительного непосредственно или с участием предлога. При помощи управления связываются в словосочетание глаголы, наречия, существительные (главные слова) с существительным (зависимое). Это связь часто осуществляется при помощи предлогов, например: наблюдение за экспериментом, бороться с трудностями, вдалеке от дома.

Существует еще один способ связи слов в словосочетании.

Возьмем два слова: поступать и необдуманно. На первый взгляд, такая связь похожа на управление, т.к. при изменении формы главного слова (поступать) зависимое остается в одной и той же форме (необдуманно). Но какой частью речи является зависимое слово? Наречие. А наречие, как и деепричастие, несклоняемые существительные – это неизменяемые слова. То есть мы не образуем соответствующую форму слова, а уже используем имеющуюся в языке. Это и отличает примыкание от управления.

Примыкание- зависимость неизменяемых слов (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола), при которой главное слово не приспосабливает свою форму к зависимой.

«Но ведь наречия, например, могут входить и в словосочетания с управлением», - заметите вы. Да, могут (вдалеке от дома), но в этом случае наречие- это главное слово (где?), а при примыкании оно является зависимым: говорить вполголоса.

Зная способ связи слов, легче образовать форму слова, необходимую для грамотного построения словосочетания.

 

Часто для связи слов нужно верно определить род у имен существительных, так как только правильное определение рода помогает согласовать с данным словом прилагательное. Как вы знаете, в русском языке есть существительные изменяемые и неизменяемые (несклоняемые). К несклоняемым существительным чаще всего относятся иноязычные заимствования, например: шоссе, кашне, кафе и т.п. В зависимости от того, изменяется существительное или нет, род определяется по-разному.

Остановимся сначала на изменяемых существительных. Здесь род определяется характером основы (то есть конечными звуками той части слова, которая предшествует окончанию) и окончания.

К мужскому роду относятся существительные:

- с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (топор, творог, дом, торт и т.п.);

- некоторые одушевленные существительные на -а (-я) (юноша, парниша, папа);

- слова подмастерье (производное от слова мастер), путь.

К женскому роду относятся существительные:

- с окончанием –а (-я) в именительном падеже единственного числа (мама, сестра, курица, трава);

- с основой на мягкий согласный и на –ж,-ш (мышь, рожь, пустошь).

К среднему роду относятся существительные:

- с окончанием –о (-е) в именительном падеже единственного числа (море, поле, стадо);

- десять слов на –мя: имя, время, племя, знамя, бремя, семя, стремя, темя, пламя, и вымя;

- слово дитя.

Кроме этого, некоторые существительные являются словами общего рода: существительные (со значением лица) на –а (-я): брюзга, задира, егоза, невежа, недотрога, скряга, растрепа и др. Род этих существительных определяется в зависимости от конкретного употребления их в речи. Так, если слова общего рода используются для обозначения лиц мужского пола, они выступают в роли существительного мужского рода: «Он такой егоза, непоседливый этот мальчик»,-жаловалась мать.

Несколько слов, обозначающих профессию, имеют только формы женского рода: маникюрша, машинистка, балерина.

Существительные, употребляемые только во множественном числе, не имеют категории рода (ножницы, щипцы).

 

Здесь все достаточно просто, так как для определения рода необходимо лишь посмотреть на окончание или основу. По-другому обстоит дело с несклоняемыми словами.

Поможет усвоить материал схема, приведенная на этой странице.

 

 

Иноязычные несклоняемые существительные  
                     
                         
одушевленные       неодушевленные  
                         
                         
собственные   нарицательные     нарицательные   собственные  
                         
пол обозначаемого лица   млекопитающие, насекомые, птицы     сред.род родовое наимено- вание   родовое наименование
                     
муж.род жен.род   муж.род жен.род           муж.род жен.род сред.род
              муж.род   жен.род      
                         

 

 

В схеме стрелки, идущие из разных точек, имеют значение «или» (род женский или мужской, например: конферансье - мужской род, леди- женский род), стрелки, проведенные из одной точки, обозначают «и» (мужской и женский род; пунктир обозначает возможность отнесения существительного к тому и другому роду, например, шимпанзе).

Разберем схему подробнее на примере нескольких несклоняемых существительных. Возьмем слово кенгуру. Двигаемся по схеме сверху вниз. Кенгуру – одушевленное –нарицательное - мужской род.

Следующее слово- такси. По схеме: неодушевленное – нарицательное родовое понятие не обозначает – средний род.

Следующее слово- иваси. По схеме: неодушевленное – нарицательное – обозначает родовое понятие (вид сельди) – женский род.

По существующим правилам все несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, чаще всего относятся к среднему роду: коммюнике, такси, метро, кино, бра, кашне, какао и др.

К др. родам: кофе (м.р.), сирокко (м.р.), авеню (ж.р.), кольраби (ж.р.).

Несклоняемые одушевленные существительные относятся, как правило, к мужскому роду: кенгуру, шимпанзе и т.д. Однако, если слово употреблено для наименования животных женского пола, то оно выступает как существительное женского рода: «Шимпанзе кормила детеныша».

Несклоняемые существительные, обозначающие мужчин, относятся к мужскому роду: атташе, рантье, денди; обозначающие женщин - к женскому роду: леди, мадам, мисс.

Род несклоняемых существительных, являющихся иноязычными географическими названиями (названия городов, рек, озер, гор и т.д.), определяется по соотнесению его с родом того нарицательного существительного, наименованием которого является имя собственное: зеленый Батуми (город), бурная Миссисипи (река), далекий Капри (остров), современный Хельсинки (город) и т. д.

Так же определяется и род существительных, являющихся названиями газет, журналов, сборников и т.п. «Юманите» (газета) выступила с опровержением; «Вельтбюне» (журнал) опубликовал статью и т.д.

 

В русском языке есть слова, которые образованы путем соединения начальных букв или звуков, например ВУЗ, РСФСР, СССР. У таких слов род определяется по роду основного, ведущего слова такого наименования, употребляемого в форме именительного падежа: СНГ (содружество независимых государств), ЦРУ(центральное разведывательное управление) и т.п.

Попробуйте самостоятельно определить род следующих несклоняемых существительных: кюре, бикини, рефери, Баку.

А теперь образуйте форму прошедшего времени глаголов, приведенных в скобках. Для этого вам необходимо верно определить род у существительных, с которыми эти глаголы согласуются.

На аэродроме (состояться) авиашоу с участием спортсменов нашегоавиаклуба.

В гостинице портье (дать) ключ от нашего номера.

Рагу нам очень (понравиться).

Смотри, чтобы кофе не (кипеть).

Однако при образовании словосочетаний нужно не только определить род того или иного существительного, но и верно образовать его падежную форму, то есть употребить существительное с необходимым окончанием.

Во многих падежах существительные имеют вариантные окончания.

В родительном падеже мужского рода могут наблюдаться следующие варианты: много народу или много народу, налить чаю или чая?

Окончание –у (-ю) допустимо в следующих случаях:

- у существительных с вещественным значением, то есть у тех, которые обозначают вещество: гороху, чаю;

- у существительных с уменьшительным суффиксом: чайку;

- у собирательных существительных неопределенного множества: народу;

- в некоторых фразеологических оборотах: с глазу на глаз.

Однако следует запомнить: окончание –у (-ю) закрепилось за разговорным стилем. Поэтому грамотнее образовывать форму с окончанием –а (-я): крепкого чая.

 

Как вы знаете, существительные образовывают форму множественного числа, и здесь гораздо больше шансов допустить речевую ошибку.

Они чаще всего возникают при образовании множественного числа от слов, обозначающих профессии: директоры или директора, бухгалтеры или бухгалтера.

При выборе окончания –а (-я) или –ы (-и) следует обратить внимание на то, что многие слова имеют закрепленные формы:

- а (я) – бега, доктора, корма, купола, кучера, сторожа;

- ы (-и)аптекари, библиотекари, выборы, консулы, переговоры, ректоры.

Чаще всего неправильно образовывают форму множественного числа существительного бухгалтер.

Следует запомнить, что это слово в именительном падеже множественного числа имеет только форму с окончанием –ы (бухгалтеры).

Во всех остальных случаях нормы менее жесткие, поэтому здесь возможно вариативное образование формы именительного падежа множественного числа.

Другой вариант ошибки связан со склонением существительных множественного числа мужского рода.

С нулевым окончанием употребляются обычно следующие существительные:

- названия единиц измерения: ампер, киловатт, рентген, микрон;

- названия овощей, плодов: гранат, маслин;

- названия лиц по принадлежности к национальным группам: болгар, грузин, румын, осетин, цыган;

- названия лиц по принадлежности к воинским соединениям: солдат, кадет (но партия кадетов);

- названия парных предметов, предметов, состоящих из нескольких частей: ботинок, брюк, валенок, погон, манжет;

- существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

 

Окончание –ов имеют:

- названия многих народов: греков, гуцулов, монголов, курдов, эскимосов;

- названия овощей и фруктов: абрикосов, бананов, ананасов, лимонов, томатов;

- названия единиц измерений: акров, аров, ярдов;

- названия военных профессий: саперов, рекрутов;

Некоторые слова имеют вариантные формы. С нулевым окончанием употребляются в основном в устной речи (грамм, килограмм, апельсин); с окончанием –ов –в письменной речи (граммов, килограммов, апельсинов).

 

Проблемы возникают и при склонении существительных женского и среднего рода множественного числа. Здесь возможно либо нулевое окончание, либо –ей.

Нулевое окончание нормативно:

- у существительных на –ня: святыня – святынь, пустыня – пустынь, монахиня – монахинь;

- у существительных среднего рода на –ище: корневище – корневищ, хранилище – хранилищ.

Окончание –ей имеют слова с основой на две-три согласные: бредни – бредней, распря – распрей.

- у некоторых существительных сохраняются варианты: баржа – баржей и барж, грабли – граблей и грабель.

 

Давайте попробуем образовать форму множественного числа именительного и родительного падежа существительных: директор, договор.

Однако не только существительные входят в состав образуемых словосочетаний, но и другие части речи. Речевая ошибка может возникнуть при изменении формы личных местоимений. Как правильно сказать: внутри них или внутри их?

В современном русском языке звук н добавляется к форме личных местоимений, употребляемых после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, над, из, к): без неё, для него, за них, над ней, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, после, посреди, сзади): напротив неё, около него, после них.

Не прибавляйте начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, наподобие, со стороны): благодаря ей, навстречу ему, вслед их.

Теперь поговорим о предложении и о том, как оно строится.

Причиной неясности высказывания чаще всего может стать неправильный порядок слов в предложении. Вспомним члены предложения.

В предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Главные- это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: «кто?» и «что?». К подлежащему можно задать общий вопрос: «о чем (о ком) говорится в предложении?» То, о чем (о ком) говорится в предложении,- это предмет речи.

Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже.. Общий вопрос к подлежащему уточняется вопросами «кто?» и «что?»

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. К нему можно задать общий вопрос: «что говорится о предмете речи?». Сказуемое чаще всего выражается глаголами.

Второстепенные члены предложения - это дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и относится к сказуемому или другим членам предложения. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются косвенными падежами существительных и местоимений, например: Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу.

Дополнения могут выражаться также словами других частей речи в значении существительного в косвенном падеже, например: Девять делится на (на что?) на три.

В роли дополнения может выступать и неопределенная форма глагола, например:

Все просили ее (о чём?) спеть.

 

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы «какой?», «чей?».

Например: (какая?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение).

Лестница (какая?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение.

 

Обстоятельство – второстепенный член предложения, поясняющий слова со значением действия или признака. Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «как?» и т.д. Например: Она изменилась (как?) до неузнаваемости;(когда?) Вчера я приехал (куда?) в Пятигорск.

 

Все слова в предложении располагаются в определенном порядке. Порядком слов называют место в предложении по отношению друг к другу всех его членов. В ясном изложении сначала должен быть назван предмет речи (то, о чем говорится), а затем то, что о нем сообщается. Такой порядок слов называется прямым: Зима наступила.

Но в речи спонтанной, взволнованной порядок слов может нарушаться: говорящий стремится сначала сказать главное, а потом только сообщить к чему это главное относится (наступила зима). Такой порядок слов называется обратным или инверсией.

Однако нарушение порядка слов не всегда оправдано. На примерах рассмотрим варианты допускаемых ошибок.

  1. Просторные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла. В данном контексте возникает вопрос: лоджии обрамляются экранами или экраны лоджиями?
  2. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. В подобных предложениях подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, что (или кто) является субъектом действия (то есть, кто совершает данное действие).

Конечно, такие предложения можно выправить, если они употреблены в письменной речи. Но если вы услышите фразу с неправильным порядком слов, то, возможно, неверно ее и истолкуете.

Однако, ошибку можно допустить не только при неправильном расположений главных членов, но и второстепенных. Как же верно расположить другие члены предложения?

  1. При сочетании существительных с прилагательными прилагательные стоят перед существительными: холодная зима.
  2. В сочетаниях из двух существительных зависимое слово, как правило, располагается после главного: любовь матери, путь к победе.
  3. В словосочетаниях, состоящих из прилагательного и наречия на первом месте обычно стоит наречие: очень добрый, смертельно бледный.
  4. В глагольных словосочетаниях с зависимой падежной формой существительного, оно, как правило, на втором месте: люблю грозу, пишу карандашом.
  5. Если в предложении присутствует ряд однородных членов, то ближе к существительному ставятся прилагательные, называющие более существенный признак: по широкой дороге ехала высокая голубая венская коляска.

Давайте графически представим предложение, в котором все его члены занимают соответствующие им места:

Большая туча медленно приближалась к городу.

Определение + подлежащее + обстоятельство + сказуемое + обстоятельство.

В данном предложении определение характеризует подлежащее, то есть подлежащее – это одновременно и определяемое слово; первое обстоятельство характеризует сказуемое (приближалось – как? – медленно); второе обстоятельство также характеризует сказуемое и обозначает направление действия (приближалось – куда?- к городу).

Это классический вариант предложения с прямым порядком слов, в котором все его члены занимают соответствующие им позиции.

 

Попробуйте в приведенных ниже предложениях найти допущенные ошибки и перестройте их в соответствии с правилами.

Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.

Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии.

Однако не только порядок слов может стать в предложении причиной ошибок. Очень распространенными ошибками являются тавтология и плеоназмы.

Тавтология – повторение однокоренных слов.

Лодки приближались все ближе.

Наша школа впервые заняла первое место.

Сегодня у нас в гостях был гость из Волгограда.

Плеоназмы - избыточность выражения, употребление лишних слов.

Выступления артистов сопровождались долгими и продолжительными аплодисментами.

Он был патриотом и любил свою Родину.

 

Для устранения подобных ошибок большую роль играет верный подбор синонимов.

Синонимы - это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение (красный – алый – багряный).

Однако очень часто синонимы по своему значению полностью не совпадают.

Например: бродить – блуждать – шататься – шляться.

Все эти слова имеют общее значение «ходить без определенной цели», но они также имеют и дополнительные смысловые оценки: блуждать – «плутать, терять дорогу», шататься – «ходить без всякого дела», а глаголом шляться подчеркивается неповиновение, непослушание.

Эти слова отличаются и стилистической окраской, то есть употребляются в разных ситуациях общения: бродить – нейтральное слово, которое используется как в письменной, так и в устной речи, блуждать – в художественной литературе, шататься и шляться – только в устной речи.

Умение правильно подбирать синонимы – высокий уровень речевой культуры, признак богатого словарного запаса.

 

Подберите синонимы к словам: бедный, аромат, просить.

Все синонимы собраны в «Словаре синонимов», поэтому в случае затруднения вы можете обратиться к нему.

Однако повторение однокоренных слов иногда может быть оправдано. Происходит это в том случае, когда только одно слово способно передать точный смысл высказывания и подобрать синоним в этом случае невозможно. Например:

На кустах расцвели белые цветы.

Накрой ведро крышкой.

Наша речь полна «неожиданностей»… Нужно уметь не только правильно произносить слова, ставить ударение, но и верно строить предложения и словосочетания…

Но, помимо грамотной, наша речь должна быть еще и логичной. Какая связь существует между культурой речи и логикой, вы и узнаете из следующей лекции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: