Влияние продолжительности сна на качество жизни и успеваемость подростков




 

 

Выполнила:

обучающаяся 11-1 класса

Тарасова Дарья

Руководитель:

Корнева Екатерина Сергеевна,

учитель биологии

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

Введение  
Глава 1. Теоретическая часть  
Глава 2. Описание продукта  
Глава 3. Реализация продукта и рефлексия  
Список литературы и источников  
Приложение  

 


 

Введение

Актуальность темы индивидуального проекта.

Здоровый сон – необходимость для человеческого организма, он является одним из важнейших факторов, влияющих на физическое и душевное здоровье, особенно важную роль он занимает при формировании растущего организма. Недостаточное количество сна и его переизбыток делают человека вялым и ленивым, что в первую очередь сказывается на нашем психическом равновесии и производительности. Люди разного возраста нуждаются в разном количестве сна, необходимого для восстановления работоспособности. Сон является очень важной составляющей жизни, и потому возникла необходимость выявить влияние сна на системы организма, на общее состояние здоровья и на активность в течение дня у подрастающего поколения.

В своей проектной работе я бы хотела уделить особое внимание влиянию сна на состояние подростков и на их успеваемость в школе. В ходе работы я ознакомилась с различными источниками и провела собственный опрос о продолжительности сна подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Мной было установлено, что не все опрашиваемые соблюдают ежедневную норму сна, установленную для их возраста. Я выявила закономерность и пришла к выводу о том, что это пагубно сказывается на их самочувствии и успеваемости. Тогда я разработала брошюру с рекомендациями по улучшению качества сна. Мой продукт будет полезен подросткам данной возрастной категории, поскольку поможет им скорректировать норму сна, улучшить состояние физического и душевного здоровья, повысить успеваемость и работоспособность. Проверить эффективность своего продукта я собираюсь благодаря опросу среди тех подростков, которые в течении недели следовали рекомендациям брошюры.

Степень разработанности темы

Вопрос влияния сна на детей и подростков рассматривается в статьях:

В статьях Дмитрия Маркова и Марины Голдман дано определение, описание состояния сна и его функций [4].

В труде Юматова Е.А., Глазачева О.С., Быковой Е.В., Потаповой О.В., Дудник Е.Н., Перцова С.С. описано влияние стресса на качество сна и как следствие на качество жизни и работоспособности [6].

В своих статьях Сморчкова В. П. и Курганов С.А. рассматривают возможную связь успеваемости обучения и продолжительности сна, проводят исследование, а также приводят данные статистического опроса [1], [3].

С помощью материалов статьи Прожериной Юлии [7] и статьи Ференс Ю.С. [2] мне удалось установить какие факторы приводят к нарушениям сна, а также разработать рекомендации.

Цель проекта

Целью проекта «Влияние продолжительности сна на качество жизни и успеваемость подростков» является создание брошюры с теоретической информацией и рекомендациями по улучшению качества сна. Данный продукт позволит ознакомить подростков с природой сна и рекомендациями, а в перспективе, при их соблюдении, повысить качество сна, столь сильно влияющего на успеваемость.

Задачи проекта:

1.Изучить литературные материалы о значении сна и его влиянии на работоспособность подростков.

2.Проанализировать длительность сна у учеников разных возрастов нашей школы и выявить зависимость успеваемости от длительности сна.

3.Сформулировать рекомендации для учеников по улучшению их качества сна и успеваемости.

4. Создать брошюру с рекомендациями.

5. Провести опрос среди подростков, использовавших брошюру, и таким образом установить эффективность продукта.

Методы:

1. Метод сбора и обобщения информации (изучение научно-популярной литературы) по теме исследования;

2. Анализ научно-популярной литературы и интернет-источников;

3. Опрос подростков в возрасте 14-17 лет об их успеваемости и продолжительности сна;

4. Анализ полученных данных.

Практическая значимость продукта.

Мой продукт (брошюра) может быть использован подростками для повышения качества сна и успеваемости. А статистические данные из опросов и теоретическая информация могут быть использованы людям любых возрастных категорий для расширения знаний по теме проектной работы. Также материалы проекта могут быть использованы на уроках биологии, классных часах, родительских собраниях, во внеклассной работе.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Привлечение внимания людей к теме важности сна в жизни подростка.

Распространение научных знаний о роли сна в жизни подрастающего поколения.

Повышение качества сна и производительности в учебе среди опрашиваемых

Риски реализации проекта:

Помешать в реализации данного проекта может обильное количество

информации и невозможность уместить всю

необходимую теоретическую часть в рамки брошюры, а также невозможность получить абсолютно достоверные и объективные сведенья о соблюдении рекомендаций и о их эффективности среди опрошенных подростков.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2020 г. – апрель 2022 г.

Оборудование и ресурсы для реализации проекта:

Персональный компьютер с выходом в интернет.


 

Глава 1. Теоретическая часть

Сон — периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, присущее млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым и головоногим моллюскам. Циклическое чередование сна и бодрствования необходимо для функционирования всех высших животных, в том числе человека[4, с. 841].

Сон характеризуется пониженной реакцией на окружающий мир, временным выключением сознания, отсутствием активной целенаправленной деятельности и общим снижением метаболизма[5, с. 317]. Несмотря на это, психическая деятельность мозга сохраняется, это выражается в виде сновидений, ярких эмоциональных состояний и переживаний. Здоровый сон физиологический необходим человеку, он является важным условием физического и душевного здоровья, определяет психическое состояние человека, его настроение, самочувствие, память и работоспособность[5, с. 317].

В современных условиях большая часть людей подвержена эмоциональному напряжению. Это связано с комплексом социально-экономических, экологических проблем, проблем с нерациональной организации отдыха, напряженным характером трудовой деятельности, социально бытовой неустроенностью, переживанием экологических и техногенных катастроф, большой учебной нагрузкой учащихся, экзаменационными сессиями у студентов. Депривация сна, нарушения сна на фоне пагубного действия стресса, как и избыточное количество сна приводит к развитию психических, психоневротических расстройств, депрессивных состояний, повышению эмоциональной раздражительности, появлению галлюцинации и параноидальных идей, а также потере учебной и рабочей активности[6, с. 5].

Люди разного возраста нуждаются в разном количестве сна, необходимого для восстановления нормального, здорового психоэмоционального, физического состояния и работоспособности. Ученые из Национального общества изучения сна (США) проанализировали порядка 300 работ, посвященных влиянию длительности сна на здоровье. И вывели несколько возрастных групп и соотношение длительности сна в них (данные представлены в таблице ниже)

Сон является очень важной составляющей жизни любого живого организма, а изучение сна – важная задача физиологов. Таким образом, возникла необходимость выявить влияние сна на системы организма, установить норму сна для людей различных возрастов, а также понять влияет ли время проведенное во сне на успеваемость детей школьного возраста.

Норма сна

Возраст Рекомендуемая продолжительность
0-3 месяца 17-19 часов
4-11 месяцев 15-18 часов
1-2 лет 14-16 часов
3-5 лет 12-13 часов
6-13 лет 9-11 часов
14-17 лет 8-10 часов
18-25 лет 7-9 часов
26-64 лет 7-9 часов
65 лет + 7-8 часов

 

17-19 часов
15-18 часов
14-16 часов
12-13 часов
9-11 часов
8-10 часов
7-9 часов
7-9 часов
7-8 часов

 

 

Я провела опрос среди 500 подростков с разной успеваемостью.

(Смотреть диаграммы в приложении)

Согласно общему опросу среди 500 подростков большая часть из них спит по 6 часов (23% опрошенных) – 7 часов (43%опрошенных), что уже меньше нормы на несколько часов. Лишь 15% подростков придерживаются возрастной нормы (8-10 часов). Остальные 19% спят по 4-5 часов.

Если взглянуть на опрос среди учеников с высокой успеваемостью (оценка 5), то мы увидим, что 60% из них спит хотя бы 7 часов в сутки и ещё 14,4% спят более 7 часов. На 4-6 часов приходится лишь 25,6%.

У учеников с низкой успеваемости (оценка 3) ситуация сильно меняется. Большая часть подростков спит по 6 часов (36%), по 7 часов (33,6%), а вот суточная норма соблюдается всего 8% опрошенных. По 4-5 часов в данной категории спит 22,4% подростков.

Среди учеников с низкой успеваемостью (оценка 2) соблюдают режим лишь 4% опрошенных. 32% спят по 7 часов. Остальные 64% спят даже менее 7 часов в день.

В ходе анализа результатов опроса можно прийти к выводу, что не все опрашиваемые подростки соблюдают норму сна, представленную в таблице выше. И как правило, чем больше времени подросток проводит во сне и чем ближе его показатели сна к возрастной норме, тем выше его успеваемость.

Опираясь на данные, полученные путем изучения литературы и статей по теме проекта, а также на результаты собственного опроса, я разработала рекомендации по улучшению качества сна, а также рассмотрела возможные причины нарушений в режиме сна.

Причины нарушений сна

1. Эмоциональное перенапряжение и психические расстройства [7, с. 30]

Эмоциональное перенапряжение занимает первое место среди причин, нарушающих сон. Сюда относятся состояние стресса, тревоги, беспокойства, напряженная умственная деятельность во второй половине дня, переутомление, в том числе как от чрезмерно позитивных, так и негативных эмоций. Всё вместе, или по отдельности, это может нанести вред качеству ночного отдыха. Депрессия, неврозы, шизофрения, навязчивые состояния приводят к тому, что перенапряженная психика просто не успевает расслабиться, что усугубляет состояние и замыкает порочный круг.

2. Плохие условия для сна[7, с. 30]

Плохие условия для сна: раздражающие звуки, шум, стук, свет, мерцание, некомфортная температура в помещении, беспокойная обстановка, неудобная постель. Внешние раздражители могут серьезно подорвать способность к засыпанию.

 

3. Нарушение циркадных ритмов[7, с. 30]

Ночные смены, перелёты, переезды, смена часовых поясов. Единичные сбои не несут вреда в долгосрочной перспективе, однако, приобретая постоянную основу, они могут нанести серьёзный вред качеству сна.

4. Злоупотребление фармацевтическими препаратами[7, с. 30]

Употребление снотворных препаратов, транквилизаторов и психоактивных веществ: алкоголя, кофеина, никотина, психостимуляторов, наркотиков очень часто провоцируют хроническую бессонницу.

5. Соматические заболевания и поражения органов и систем[7, с. 30]

Болезни нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, дыхательной и других систем, а также болезни, сопровождающиеся болевым синдромом могут быть причиной ухудшения качества сна. Как правило, эти органические нарушения идут в связке с подавленным эмоциональным состоянием, поэтому требуют комплексного подхода к решению.

 

Рекомендации

1.Оптимальное время для отхода ко сну — 21.00-00.00, это связано с физиологическими пиками гормональной секреции.

2. Ложитесь спать примерно в одно и то же время каждый день во избежание нарушения циркадных ритмов.

3. Не рекомендуется читать или просто так лежать в постели — это формирует неправильные ассоциации засыпания. Использовать кровать следует строго для сна. То есть на уровне рефлекса: постель — значит сон.

4. Для полноценного ночного сна лучше избегать сна дневного или спать не более 40 минут в промежутке с 12.00 до 13.00.

5.Физическая активность является обязательным условием для крепкого и сбалансированного сна. Однако следует избегать тренировок и излишний физических нагрузок во второй половине дня и перед сном.

6. Не рекомендуется включать яркий свет и пользоваться гаджетами. В темном помещении информация от зрительного анализатора поступает в мозг и активируется выброс мелатонина, главного гормона эпифиза, отвечающего за циркадные ритмы, при свете данный процесс затруднен.

7. Не наедайтесь перед сном. Лучше, если промежуток от ужина до сна составит 1-1,5 часа. Если желудок переполнен, то сон становится более поверхностным и беспокойным. Вместо того чтобы сконцентрироваться на восстановлении, организм будет вынужден заниматься активным перевариванием поступившей пищи, подскочит уровень сахара в крови, что приведет к повышенной нагрузке на сердце и поджелудочную железу.

8. Воздержитесь от употребления напитков, содержащих танин и кофеин (кофе, чай), — все эти продукты оказывают тонизирующее действие на нервную систему. Также здоровому сну помешает алкоголь и курение.

9. Ложитесь спать в заранее проветренном помещении. Благодаря данной процедуре вы обогатите воздух кислородом, понизите влажность и температуру в помещении, сократите количество болезнетворных бактерий.

10. Выбирайте удобные спальные принадлежности, соответствующие индивидуальным анатомическим особенностям вашего организма и условиям окружающей среды.


 

Глава 2. Описание брошюры

Брошюра представляет из себя небольшую книжечку (4 листа) формата А5 темно, напечатанную на глянцевой бумаге синего цвета.

В брошюре представлен теоретический материал (с. 1), позволяющий читателю ознакомиться с таким понятием как «сон»; обозначены основные функции сна в организме (с. 2-3), что дает читателю возможность оценить важность сна для человека; нарушения сна и их причины (с. 4-5), рекомендации, благодаря которым читатель может попытаться улучшить свой сон и повысить свою производительность (с. 6); QR-коды, для обратной связи и ознакомления с текстом информационного проекта.

Для создания брошюры использовались: сервис графического дизайна Canva (визуальное оформление), сайт qrcode-monkey.com (создание QR-кодов), поисковая система GOOGLE, сайт cyberleninka.ru (поиск научных статей и работ).


 

Глава 3. Реализация и рефлексия

Брошюра в печатном и электронном формате была передана подросткам, попадающим в целевую аудиторию. Им было предложено ознакомиться с текстом брошюры и последовать рекомендациям из нее, а после осуществить обратную связь через опрос в гугл-формах (QR-код находится на обратной стороне брошюры).

Как показали результаты опроса для установления обратной связи в гугл формах 58% опрошенных была интересна данная тема, для 40% людей информация описанная в продукте и проекте показалась новой, 92% респондентов сочли продукт удобным в использовании, лишь 28 из 100 подростков в возрасте от 12 до 16 лет, которым была выдана брошюра, придерживались рекомендаций. Всего 12 из них соблюдали рекомендации более недели. Из этих 12 людей 7 отметили, что их производительность, настроение, чувство бодрости повысились, остальные не заметили явных изменений. 14 подростков которые следовали рекомендациям менее недели также не отметили изменений.

Главной проблемой, возникшей на пути реализации, стал низкий процент среди опрошенных, которые согласились последовать рекомендациям. Также большая часть из согласившихся следовала рекомендациям менее недели. В таких условиях сложно реально оценить, повлияли ли рекомендации на их успеваемость.

Результаты можно считать успешными поскольку приблизительно 58% людей, испытавших продукт на себе в течение длительного времени отметили видимые изменения.

 


 

Список литературы и источников:

1. Сморчкова В. П. и Курганов С. А. Влияние сна на учебную деятельность и регуляцию поведения обучающихся младшего и среднего подросткового возраста// Международный электронный научный журнал. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sna-na-uchebnuyu-deyatelnost-i-regulyatsiyu-povedeniya-obuchayuschihsya-mladshego-i-starshego-podrostkovogo-vozrasta/viewer (дата обращения 13.03.2022)

2. Ференс Ю. С. Нарушение сна у детей в возрасте от 14 до 17// Современные иновации. 2016. № 10 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-sna-u-detey-v-vozraste-ot-14-do-17-let (дата обращения 13.03.2022)

3. Сморчкова В. П. и Курганов С. А. Влияние продолжительности сна и сновидений на качество обучения//Казанский педагогический журнал. 2016. № не указан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-prodolzhitelnosti-sna-i-snovideniy-na-kachestvo-obucheniya/viewer (дата обращения 13.03.2022)

4. Дмитрий Марков, Марина Голдман. Normal sleep and circadian rhythms: neurobiologic mechanisms underlying sleep and wakefulness // The Psychiatric Clinics of North America. 2006. № 4.URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0193953X06000852?via%3Dihub (дата обращения 13.03.2022)

5. Ковальзон Владимир Матвеевич, Долгих В.В. Регуляция цикла бодрствование-сон//Неврологический журнал. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatsiya-tsikla-bodrstvovanie-son (дата обращения 13.03.2022)

6. Юматов Е.А., Глазачев О.С., Быкова Е.В., Потапова О.В., Дудник Е.Н., Перцов С.С. Взаимосвязь эмоционального стресса и сна//Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2016. № не указан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-stressa-i-sna/viewer (дата обращения 13.03.2022)

7. Прожерина Юлия Возвращая здоровый сон//Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2019. № не указан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschaya-zdorovyy-son (дата обращения 13.03.2022)

 


 

Приложение

 

Общий опрос среди 500 подростков

Опрос среди учеников с высокой успеваемостью (оценка – 5, 125 человек)

 

 

Опрос среди учеников с высокой успеваемостью (оценка – 4, 125 человек)

Опрос среди учеников с низкой успеваемостью (оценка – 3, 125 человек)

 

 

Опрос среди учеников с низкой успеваемостью (оценка – 2, 125 человек)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: