О проблеме и позиции автора.




В ПОМОЩЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

Чтобы понять, каким должно быть выпускное сочинение, нужно внимательно прочитать задание, даваемое в каждом КИМе:

на­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Объём со­чи­не­ния – не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

Итак, исходя из задания, выпускное сочинение по русскому языку должно обязательно включать в себя следующие структурные элементы:

· формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!);

· комментарий к выделенной проблеме;

· формулировка позиции автора текста по проблеме;

· ваша собственная позиция;

· два аргумента, доказывающих вашу позицию;

· заключение (вывод);

Как видите, сочинение представляет собой ваш диалог с автором исходного текста. Сначала вы формулируете над чем и как рассуждает автор, к какому выводу приходит, а затем излагаете свое аргументированное мнение по этому поводу.

Разберем каждый структурным элемент поподробнее.

О проблеме и позиции автора.

Проблема – это сложный теоретический (чаще всего нравственный) вопрос, который решает автор в своем тексте. То есть текст, который приведен в КИМе – это ответ на тот вопрос, ту проблему, которая была у автора в голове, когда он его писал. Наша задача – сформулировать этот вопрос, исходя из того ответа, который нам дан.

Проблем в тексте может быть несколько. Однако ваша задача – выбрать только одну и все сочинение посвятить только ей, не отвлекаясь на другие.

Разумеется, ответ на проблему, которую поставил автор, а затем мы озвучили в своем эссе, тоже должен быть отражен в сочинении. Это позиция автора, которая является ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ ТЕКСТА.

 

Помня об этом, всегда обращайте внимание на следующие моменты:

· связаны ли выделенные вами проблема и позиция автора как вопрос и ответ.

Рассмотрим пример из конкретного сочинения.Вы задаете вопрос:

Можно ли манипулировать понятием справедливости? Этим вопросом задается автор предложенного для анализа текста.

Или формулируете повествовательным предложением: Автор предложенного для анализа текста ставит проблему манипуляции понятием справедливость.

Тогда позиция автора:

Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями, так как нельзя уровнять понятия добра и зла.

· Дает ли автор ответ на вопрос, который вы сформулировали по тексту. Часто правильно найдя ключевые слова в тексте, мы неверно формулируем вопрос, подменяем его на другой, ответа на которого в тексте нет. Если мы видим проблему, но не видим позицию на нее (автор не выражает мнения по этому вопросу, не высказывает отношения к нему), значит мы неправильно выделили проблему, формулировку нужно уточнить.

Как выделить проблему в тексте? В первую очередь, необходимо определить, что за текст перед тобой – повествование, рассуждение или описание. Разобравшись с этим, не спеши формулировать вопрос, над которым рассуждал автор. Хотя «Формулировка проблемы» - это первый пункт уже готового эссе, но работу лучше начинать с позиции автора. В тексте – это главная мысль. Сформулируй ее четко и кратко – и получишь ответ, от которого уже проще будет сформулировать вопрос.

В позиции обязательно должны быть ключевые слова из текста, они же должны присутствовать и в формулировке проблемы.

А теперь по типам текста:

· В тексте-рассуждении обрати внимание на начало и конец текста. Часто ответ на вопрос кроется именно там: либо в виде вывода, к которому приходит автор, либо в виде тезиса, который он доказывает.

· В текстах-описаниях проблема связана с тем объектом, который описывает автор. Что главное в нем, на что автор хочет обратить наше внимание? Это и будет позиция автора.

· Текст-повествование связан с каким-то событием, поступком героя. Чтобы понять, в чем заключаются проблема и позиция, нужно найти и проанализировать главное событие текста, ответить на вопрос, какие качества персонажей раскрылись в этом событии. Какое явление/нравственное качество человека это явление обнаружило? Вот об этих качествах и явлениях будет идти речь в и проблеме, и в позиции.

Выделяя проблему и позицию автора, помните:

Проблема текста всегда связана с человеком, его внутренним миром, качествами или с внешним миром в соприкосновении с человеком. То есть нельзя сформулировать просто «проблема войны », должна быть фигура человека: «проблема влияния войны на жизнь человека », «проблема человека на войне ». Именно мир человека порождает проблемы, и автор имеет свое видение решения проблемы.

Важно видеть позицию автора, вне зависимости, выражена ли она прямо в тексте или дается опосредованно через систему авторских оценок, отношений, используемых средств выразительности (например, иронии).

Позиция автора всегда качается не только героев текста, но и каждого из нас, поэтому формулировать нужно соответствующе. Например, нельзя сказать в позиции, что автор осуждает жестокость своих героев (это уместно в комментарии), но можно сказать, что автор осуждает человеческую жестокость, считает, что она приводит к нравственной деградации (а вот этот тезис, в отличие от предыдущего, можно отнести к любому человеку, не только к героям).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: