ФизичеСКое Строение Глаза




ВВедение

 


Цвет, наверное, одно из самых повседневных и необходимых для человека свойств окружающего нас мира. Но как бы ни был он близок к нам, зачастую цвет очень далек для понимания. И немногие могут похвастать его знанием. Многие из нас могут сказать, как выглядит красный цвет, но лишь единицы расскажут, а самое главное поймут, откуда он берется. Конечно, восприятие цвета - сугубо субъективная характеристика, и не может в полной мере подчиняться четким законам. Но все- таки некие общие черты, которые можно связать воедино и представить в виде неких законов и правил, – существуют. Многие ученые, дизайнеры и художники веками пытались создать идеальную цветовую систему, при помощи которой можно создавать колористически верные и гармоничные сочетания и композиции. Но так или иначе, их теории были неполноценны и при выигрыше с одной стороны, теряли что-то с другой. данная книга является одной из многих систем, которая не может быть лучше, равно как и хуже. Только вам остается решать – плохая она или хорошая. Конечно, цветовая система – это не главная часть книги. Книга посвящена более насущным и необходимым колористу проблемам. Но поскольку цветовая система является основой, так или иначе нам придется заострять на ней внимание. Конечно, далее вы будете вольны в выборе цветовой системы, и если вам не понравится предложенная, вы сможете смело применять другую.


СИСТЕМА ОКРАШИВАНИЯ ВОЛОС «АКСИОМ» -

это главная тема книги и, в принципе то, ради чего вы ее открыли. Система «АКСИОМ» - это новейшая система создания техник окрашивания, аналогов которой на данный момент не существует. Она заключает в себе не только стандартную цветовую систему, но и ключи к решению большинства проблем колориста. Система «АКСИОМ» ответит вам на такие вопросы:

• Какой выбрать цвет?

• Как его достичь?

• Какую выбрать технику, чтобы максимально подчеркнуть стрижку и черты лица?

• Как удалить нежелательные нюансы?

• Какую схему окрашивания применить в данном случае?

• И на многие другие вопросы.

 

Система «АКСИОМ» состоит из набора лекал (выкроек) и средств их изменения. Так, если взять лекало «Три зоны» и изменять лишь проборы, пряди и способы нанесения, но при этом использовать одно и тоже цветовое сочетание, вы получите около 15-20 видов окрашивания. А теперь представьте, что можно менять и цветовые сочетания. Сколько вариантов вы сможете создать, используя только одно это лекало? А их шестнадцать - то есть, то число, которое у вас получилось, умножьте на шестнадцать и получите полноценный и исчерпывающий ответ.

 

С уважением, Александр Кувватов.


1. СВет → Глаз → ЦВет

 

О чем?

В параграфе представлена информация о строении глаза и проблемах, которые появляются с восприятием визуальной информации при различных заболеваниях.

 

Зачем?

данная информация необходима для более четкого восприятия информации, которая будет представлена во втором параграфе. Кроме того, знания функционирования сетчатки глаза, а также передачи полученной визуальной информации в мозг, сильно облегчит восприятие самого цвета. Больше всего это касается таких особенностей цвета, как симультанность.

 

Информация о проблемах, связанных с преобразованием и восприятием визуальной информации ответит нам на такие вопросы, как субъективность восприятия цветов различными людьми. Почему люди, смотря на один и тот же цвет, воспринимают его различным не только по нюансу, но зачастую и по цветовому тону и светлоте.

 

Для кого?

Информацию можно преподносить для любого уровня слушателей. Возрастных и профессио- нальных ограничений при рассмотрении дан- ного вопроса нет. В зависимости от степени подготовки слушателей, необходимо лишь учиты- вать время подачи информации. Если тема дается в рамках семинара, то она не должна превышать одного академического часа. В случае преподнесения информации в рамках программы института, колледжа или профессиональных курсов, где зачастую контингент слушателей в профессиональном уровне достаточно низок, информация должна быть растянута на два академических часа. При этом, им можно дать домашнее задание по теме с самостоятельным определением схемы передачи зрительной информации по вегетативным каналам в мозг.

 

Как?

Информацию важно преподносить обязательно при помощи визуализации. для нее можно использовать заранее подготовленные рисунки и по необходимости вывешивать на доску. В идеале

- использовать мультимедийный проектор. При объяснениислепогопятнанеобходимолибозаранее подготовить листы с готовыми иллюстрациями или попросить учащихся самостоятельно нарисовать их в своих рабочих тетрадях.


ФизичеСКое Строение Глаза

 

Эту главу мы начнем с сухих фактов. Конечно, можно было красочно описать строение глаза и показать его в веселых и красочных картинках. Но нашей задачей является не просто приятное чтиво, которое можно отнести к «жвачке для мозгов». Поэтому сухой и немногословный слог будет характеризовать не только эту главу, но и многие другие, где основная задача сводится к тому, чтобы донести устоявшуюся и во многом известную информацию, а под час и совершенно новую.

 

Как известно, глаз является основным источником передачи цвета, поскольку, не имея глаз, человек не сможет увидеть цвет. Основной задачей глаза является конвертирование световой информации в цветовые образы. Само по себе глазное яблоко представляет шаровидное тело, почти полностью покрытое непрозрачной твердой оболочкой – склерой. Во фронтальной части глаза оболочка переходит в выпуклую и прозрачную роговицу. Склера и роговица обуславливают форму глаза, защищают его и служат местом крепления глазодвигательных мышц. диаметр всего глазного яблока около 22-24 мм, его масса, примерно, составляет 7-8 г.

 

Горизонтальный разрез правого глаза

 

Тонкая сосудистая пластинка (радужная оболочка) является диафрагмой, ограничивающей проходя- щий пучок лучей. Через зрачок – отверстие в радужной оболочке - свет проникает в глаз. В зависимости от величины падающего светового потока, диаметр зрачка изменяется от 1 до 8 мм. Помимо сосудов, радужная оболочка содержит большое количество пигментных клеток. В зависимости от их содержания и глубины залега- ния, она имеет различный цвет. Когда в радужной оболочке нет никакого цветного вещества, то она кажется красной от крови, заключенной в пронизывающих ее кровеносных сосудах. В этом случае глаза плохо защищены от света и иногда страдают светобоязнью (альбинизмом), но в темноте превосходят по остроте зрения глаза с темной окраской. Хрусталик представляет собой


двояковыпуклую эластичную линзу, которая крепится на мышцах ресничного тела. Ресничное же тело обеспечивает изменение формы хрусталика, который разделяет внутреннюю поверхность глаза на две камеры: переднюю, заполненную водянистой влагой, и заднюю, заполненную стекловидным телом.

 

Внутренняя поверхность задней камеры покрыта сетчаткой, представляющей собой светочувстви- тельный слой. Получаемое светочувствительными элементами сетчатки раздражение передается волокнам зрительного нерва и по ним достигает зрительных центров мозга. Между сетчаткой и склерой находится тонкая сосудистая оболочка, состоящая из сети кровеносных сосудов, питающих глаз. Место входа зрительного нерва представляет собой слепое пятно. Немного выше расположено желтое пятно – участок наиболее ясного видения. Линия, проходящая через центр желтого пятна и центр хрусталика, называется зрительной осью. Она отклонена от оптической оси глаза на угол около 5°.

 

 

1.2. СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ ГЛАЗА

 

  Основнымисветочувствительнымиэлементами (рецепторами) сетчатки являются два вида клеток:   1. Палочки (высота 30 мкм, толщина 2 мкм); 2. Колбочки (высота 10 мкм, толщина 6-7 мкм).
Рассматривать подробно строение глаза и его взаимодействие с мозгом не является основной задачей данной книги, поэтому из всего много- образия интересной информации, которую можно почерпнуть в медицинских справочниках и книгах, а также при изучении оптической физики, мы остановим наш взгляд только на строении сетчатки, которая служит основным средством восприятия цвета. Сетчатка глаза – это сложное переплетение нервных клеток и нервных волокон, соединяющих нервные клетки между собой и связывающих глаз с корой головного мозга.


Палочки и колбочки различаются по своим функциям: палочки обладают большей чувстви- тельностью, но не различают цветов и являются аппаратом сумеречного зрения (зрения при слабом освещении); колбочки чувствительны к цветам, но зато менее чувствительны к свету и поэтому являются аппаратом дневного зрения. Всего в глазу располагается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек. Распределение рецепторов на сетчатке неравномерно: в области желтого пятна преобладают колбочки, а палочек очень мало; к периферии сетчатки, наоборот, число колбочек быстро уменьшается, и остаются одни только палочки.

 

На сетчатке имеется особое место, лежащее не на оптической оси, а немного в стороне от нее - ближе к височной части головы.Оно называется желтым пятном вследствие своего цвета. Эта часть сетчатки имеет в середине небольшое центральное углубление – центральную ямку. По направлению к этому углублению толщина сетчатки в желтом пятне уменьшается, исчезают почти все промежуточные ее слои и остаются практически только палочки и колбочки с их нервными окончаниями. В самой ямке отсутствуют и палочки, так что в ней все дно выстлано только колбочками. диаметр желтого пятна составляет около 1 мм, а соответствующее ему поле зрения глаза – 6-8°. диаметр же центральной ямки равен, примерно, 0.4 мм, а поле зрения составляет, где-то около 1°.

 

В желтом пятне к большинству колбочек подходят отдельныеволокназрительногонерва.Внепределов желтого пятна одно волокно зрительного нерва всегда обслуживает целые группы колбочек или палочек. По этой причине только в области ямки и желтого пятна глаз может различать тонкие детали, в остальныхместахсетчаткицелыегруппыэлементов, занимающих сравнительно большую площадь, одновременно передают свое раздражение одному нервному волокну, и воспринимаемая сознанием картина становится грубой, лишенной деталей. Всякое уклонение изображения в сторону от ямки влечет за собою уменьшение четкости изображения, а когда изображение сходит с желтого пятна, то различение мелких деталей предмета совершенно прекращается. Периферическая часть сетчатки служит в основном для ориентирования в пространстве.


 

 


Кроме родопсина и йодопсина дно глаза обладает еще одним пигментом черного цвета, роль которого состоит в предохранении светочувствительного аппарата от чересчур сильных световых раздра- жений. При отсутствии светового раздражения, зёрна этого пигмента находятся на задней поверхности сетчатки. Но при воздействии света начинается перемещение зёрен навстречу падаю- щему свету. Они проникают в слои сетчатки и, поглощая значительную часть световой энергии, заслоняют тем самым в сильной степени палочки и колбочки от светового раздражения.

 

На месте ствола зрительного нерва располагается слепое пятно. В области слепого пятна нет ни колбочек, ни палочек, и этот участок сетчатки не чувствителен к свету. диаметр слепого пятна составляет 1,88 мм, что соответствует полю зрения 6°. Это значит, что человек с расстояния 1 м может не увидеть предмета диаметром 10 см, если его изображение проектируется на слепое пятно.


Но чем же обусловлены эти различные восприя- тия цвета? С какой-то стороны, они имеют воспита- тельную среду, с другой - физиологическую. Воспи- тательную среду можно всегда изменить и подправить. Физиологическую же практически невозможно изменить, и приходится играть по правилам клиента. Условно выделяют пять основных дефектов зрения:

 

1. Миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой.

2. Гиперметропия (дальнозоркость), при кото- рой истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой.

3. Астигматизм, при котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось.

4. дальтонизм (цветовая слепота), при кото- ром человеческий глаз не различает опре- деленные группы цветов или вообще не видит их, кроме ахроматической шкалы.

5. Цветоваяагнозия, прикоторойчеловеческий глаз правильно воспринимает все цвета, но мозг ввиду тех или иных причин, не может правильно различить оттенки этих цветов.


 

 

  Убедиться, что в глазу существует слепое пятно, можно, проделав следующий опыт: поднести рисунок к глазу на расстояние 10 см, закрыть левый глаз и смотреть на крестик правым глазом. Если перемещать рисунок, то в какой-то момент изображение другой фигуры будет не видно – оно попадет на слепое пятно.
1.3.1. БЛИЗОРУКОСТь

 

 

-ад

 


 

1.3. дЕФЕКТы ЗРЕНИЯ И ИХ ОРРЕКЦИЯ

 

К сожалению, не все люди видят одинаково и это основано не только на цветовом воспитании, но и на физическом состоянии глаз. Так, мы все знаем, что существуют люди, которые плохо видят близлежащие предметы, а есть люди, которые практически не видят того, что творится далее пяти метров от них. Сколько раз вы сталкивались


 

Дальная точка

 

F’


 

коррекция


с тем, что у вас и у клиента цветоощущение немного различно, а иногда и диаметрально противоположное? Ни раз. И во многом это мешало вашей работе. Но наша задача угождать клиенту, поэтому на время работы с ним, приходится поступаться со своими мнениями, и в какой-то степени принимать цветоощущения клиента за основные. для этого лучше всего использовать палитру красителя и «на берегу» выяснить, что для него является блондом, а что черным. Что он считает рыжим, а что золотистым или пепельным. Все эти уточнения только помогут при выборе оптимального и правильного оттенка.


Причин близорукости может быть две. Первая

– удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Вторая – слишком большая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в том, и в другом случаях, изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза. На сетчатку попадает только фокус от близкорасположенных к глазу предметов, то есть дальняя точка глаза приближается от бесконечности на конечное расстояние. Чтобы скорректировать близорукость, нужно при помо- щи очков построить изображение бесконечно


удаленной точки в том месте, которое глаз может видеть без всякого напряжения, то есть в дальней точке. для исправления близорукости используются отрицательные очки, которые строят изображение бесконечно удаленной точки перед глазом.

 

Близорукость может быть врожденной, однако чаще всего, она появляется в детском и подростковом возрасте, причем по мере роста глазного яблока в длину близорукость увеличивается. Истинной близорукости, как правило, предшествует так называемая ложная близорукость – следствие спазма аккомодации. В этом случае при применении средств, расширяющих зрачок и снимающих напряжение ресничной мышцы, зрение восстанавливается до нормы.

 

 

1.3.2. дАЛьНОЗ ОСТь

 

-ад

 

Дальная точка

 

F’

 

коррекция

 

дальнозоркость вызывается слабой силой опти- ческой системы глаза для данной длины глазного яблока (либо короткий глаз при нормальной оптической силе, либо малая оптическая сила глаза при нормальной длине). Поскольку дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью, чтобы сфокусировать изображение на сетчатке, увеличивается напряжение мышц, изменяющих кривизну хрусталика, то есть глазу приходится аккомодироваться. Но даже и этого бывает недостаточно, чтобы рассмотреть пред- меты вдали. При рассматривании близко рас- положенных предметов, напряжение еще больше возрастает: чем ближе предметы к глазу, тем все дальше за сетчатку уходит их изображение.

 

Скорректировать дальнозоркость можно при помощи положительных очков, которые строят изображение бесконечно удаленной точки за глазом. У новорожденного глаз немного сдавлен в горизонтальном направлении, поэтому у глаза есть небольшая дальнозоркость, которая проходит по мере роста глазного яблока. При небольшой дальнозоркости зрение вдаль и вблизи хорошее,


но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при работе. При средней степени дальнозоркости, зрение вдаль остается хорошим, а вблизи – затруднено. При высокой дальнозоркости плохим становится зрение и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположен- ных предметов.

 

 

1.3.3. АСТИГМАТИЗМ

 

Причина астигматизма лежит либо в неправильной, несферичной форме роговицы (в разных сечениях глаза, проходящих через ось, радиусы кривизны неодинаковы), либо в нецентричном по отношению к оптической оси глаза положении хрусталика. Обе причины приводят к тому, что для различных сечений глаза фокусные расстояния оказываются неодинаковыми.

 

Приастигматизмеводномглазусочетаютсяэффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Может, например, случиться, что для вертикального сечения фокусное расстояние рав- но нормальному, а для горизонтального – больше нормального. Тогда глаз окажется в горизонтальном сечении близоруким и не сможет видеть ясно горизонтальных линий на бесконечности, а вертикальные будет четко различать. На близком расстоянии, благодаря аккомодации, глаз прекрасно различит вертикальные линии, а горизонтальные будут расплывчатыми.

 

Астигматизм, чаще всего, является врожденным, но может стать следствием операции или глазной травмы. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения и головными болями.

 

Исправление астигматизма возможно при помощи цилиндрических (собирательных или рассеивающих) линз. Астигматизм обычно сочетается с другими дефектами зрения – близорукостью или дальнозоркостью, поэтому астигматические очки содержат, чаще всего, и сферические, и цилиндрические элементы.

 

 

1.3.4. АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

 

Аномалии цветового зрения – это нарушение цветового восприятия человеческим глазом. Цветовые аномалии зрения бывают ярко выраженными, а могут быть практически незаметными и проявляться только в родственных пастельных оттенках или очень темных цветах. Существует два основных вида аномалии цветового зрения:

1. дихромазия – аномалия, при которой в


сетчатке глаза отсутствует один из трех основных пигментов, то есть красный (прота- нопия), зеленый (дейтеранопия) или синий (тританопия).

2. Трихромазия – аномалия, при которой глаз содержит все три вида пигментов, но один из них имеет пониженную чувствительность.

 

Резонным будет вопрос: а бывают ли случаи, когда человек плохо видит все три цвета? Люди с дефектом синего пигмента в колбочках встречаются крайне редко, так же как и люди, у которых полностью отсутствует цветное зрение. Полная цветовая слепота проявляется как семейное отклонение с рецессивным типом наследования и встречается у одного человека из миллиона. Но в некоторых районах мира, частота встречаемости наследственных заболеваний может быть больше. Например, на небольшом датском острове, население которого длительное время вело замкнутый образ жизни, среди 1600 жителей было зарегистрировано 23 больных с полной цветовой слепотой – что было результатом случайного размножения мутантного гена и частых родственных браков.

 

Отклонения в цветовосприятии у человека не позволяют утверждать, что человек не здоров. Можно лишь с уверенностью сказать, что этот человек имеет своё собственное цветовосприятие окружающегоегомира,отличноеотцветовосприятия других людей. Вспомним хотя бы историю. Ведь, практически все гениальные люди воспринимали окружающий их мир, природу и явления не так, как все. Именно им человечество обязано новым открытиям и изобретениям. Цветослепые на один цвет и люди с пониженным цветовым зрением воспринимают краски окружающего их мира иначе, чем обычные люди, но часто не замечают своего отличия от других. Не замечают его иногда и окружающие. Происходит это потому, что люди с аномалиями цветового зрения с детства учатся называть цвета обыденных предметов общепринятыми обозначениями. Они слышат и запоминают, что трава – зеленая, небо – синее, кровь

– красная. Кроме того, они сохраняют способность различать цвета по степени светлотности.

 

Наличие и степень выраженности аномалии цветового зрения определяются при помощи

 

 

1 Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2005.

2 Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. - М.: Знание, 187.


специальных полихроматических таблиц Рабкина. Каждая таблица состоит из множества цветных кружков и точек, одинаковых по яркости, но несколько различных по цвету. Человеку с анома- лией цветового зрения многие таблицы будут казаться однородными, а человек с нормальным цветоощущением разглядит цифру или геометри- ческую фигуру, составленные из кружков одного цвета.

 

 

1.3.5. ЦВЕТОВАЯ АГНОЗИЯ

 

Цветовая агнозия не исключает цветоощущения и правильного различия отдельных цветов. Но больные цветовой агнозией не способны решать задачи по цветовой классификации, предметной относительности цвета1. Чтобы полностью раскрыть эту проблему, приведем такой пример: больные не могут сказать какой цвет у апельсина, моркови и т.д. Но стоит им произнести их цвет, как мозг настраивается на его восприятие, и больной видит и может охарактеризовать цвета апельсина, моркови и т.д. Это все говорит о том, что цветовая агнозия имеет происхождение из центральной нервной системы.

 

Т.е. в отличие от цветовой слепоты, где основными виновниками неправильного цветоощущения являются проблемы зрительного аппарата (напри- мер, сетчатки глаза) или, в частности, 17-го поля затылочной коры головного мозга, при цветовой агнозии за неправильное цветовосприятие отвечает центральная нервная система. Поэтому чтобы не возникала цветовая агнозия ребенка, надо еще с раннего детства окружать его цветными вещами и заниматься цветовым обучением. Одна из замечательных разновидностей - художественная школа или занятия рисунком в начальной школе.

 

В свое время цветовая агнозия обильно изучалась учеными. Их опыты показали, что у детей, длительное время проживающих в условиях

«цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития2. Но при всех про- веденных опытах и изучениях этого вопроса, он остается и, по сей день, открытым и злободневным. После всего сказанного, можно подвести логичный итог. Человека необходимо развивать не только культурно, но и в цветоощущениях с самого его рождения, то есть окружать его многообразной гаммой оттенков, не останавливая выбор только на одном приятном именно для вас цвете.


Нормальное зрение
дальтонизм

 

 

 

 

Таблицы Рабкина Расшифровка теста:  
    Слева   По центру   Справа
Верхний рисунок      
Нижний рисунок      
       
  Слева По центру Справа
Верхний рисунок   Пятна Пятна
Нижний рисунок   Пятна Пятна

2. СВЕТ И ЕГО ВОЗдЕйСТВИЕ НА ЦВЕТ

 

О чем?

данный параграф посвящен световым лучам (фотонам). В нем будет рассказано о видах световых излучений, их воздействии на цвет и о его изменении под действием различных световых излучений.

 

Зачем?

Информация о свете необходима для более правильного восприятия цвета. Особенно важ- ными пунктами в данном параграфе будут – воздействие искусственного и естественного света на восприятие цвета. Это отличный помощник при выборе помещения для окрашивания волос, а так- же незаменимое знание при дизайне и создании образа.

 

Для кого?

данная информация предназначена для любого уровня слушателей. Разница будет только в подаче. для новичков в парикмахерском бизнесе необходим более подробный рассказ с множеством примеров. При этом, основную часть информации данного параграфа они полноценно воспримут лишь через несколько лет практики. для слушателей с сильной профессиональной подготовкой, данная информация подается в виде лекции, которая длится не более одного академического часа. При этом нет необходимости просить их писать под диктовку. Определите основные тезисы, которые на ваш взгляд наиболее важны, и попросите самостоятельно заполнить таблицу. Всю остальную информацию важно преподнести в устной форме с красочными иллюстрациями.

 

Как?

Информацию параграфа необходимо подавать с помощью цветных иллюстраций. Они должны быть заранее подготовлены на специальных листах формата А1 или выполнены в формате Power Point для мультимедийного проектора.


2.1. ПРИРОдА СВЕТА

 

Свет является основой цвета. Не было бы света – не было бы и цвета. Чтобы понять цвет, необходимо понять его природу и начало.

 

Согласно научному определению, свет – это электромагнитные волны, вызывающие в глазе человека зрительные ощущения. Он состоит из мельчайших сгустков энергии, которые называют фотонами. Фотонов бесконечное множество, поэтому в физике и других науках принято рассматривать их совокупность, называемой свето- вым потоком или лучом.

 

В зависимости от длины волн, световой спектр луча делится на видимую и невидимую части. Видимую часть спектра составляет тот самый белый свет, которому человек обязан цветами и формами.

 

Сам по себе белый световой луч невидим для человеческого глаза. Видимым он становится только при столкновении с вешним предметом. В зависимости от молекулярного строения и пигментации предмета лучи:

отражение

 

 

поглощение

 

преломление


 

 

оклонение


 

 


 

Свет не однороден, как его видит человек. Это определение вывел великий ученый И. Ньютон, преломив световой луч через призму. Он доказал, что свет содержит всю спектральную палитру цветов кроме пурпурных оттенков.

 

При этом порядок расположения цветов будет следующим: темно-красный, красный, красно- оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый3.

 

Спектрцветов, получаемыйприпреломлении, виден в природном явлении – радуге. Это происходит за счет преломления лучей в каплях воды, которые находятся в воздухе.

 

 

2.1.1. ПОГЛОЩЕНИЕ ОТРАжЕНИЕ

 

Но почему же тогда мы не видим весь этот спектр цветов, который должен отражаться от поверхности предмета? Ответ кроется в таких свойствах света, как поглощение и отражение. Световой луч, сталкиваясь с предметом, как нам уже известно, может поглотиться или отразиться от него. На сколько будет поглощен поверхностью или отражен от нее свет, будет зависеть от ее цвета и фактуры.


Полное поглощение цветового луча происходит только в случае попадания его на черный предмет. В данном случае весь цветовой спектр светового луча поглощается поверхностью предмета, и наш глаз, в результате, видит только черное пятно.

 

 

При попадании луча на белую поверхность предме- та, происходит кардинально противоположное действие. Весь цветовой спектр луча отражается от поверхности и, в результате, мы видим белый цвет луча.

 

Совмещение отражения и поглощения происходит при попадании светового луча на серый или на хроматический предмет. В этом случае часть цветового спектра луча поглощается предметом, а частьотражается.Витоге,нашглазвидиттотилииной оттенок. для примера рассмотрим взаимодействие луча с желтым и фиолетово-красным предметами.

 

 

3 Для того чтобы удостовериться в правильности этого определения Исаак Ньютон преломил обратно цветные световые лучи и получил снова невидимый белый свет.


Как показано на схеме, цветовой спектр равномерно попадает на поверхность предмета. Но в отличие от белого или черного, в данном случае не происходит равномерного отражения или поглощения. Часть цветового спектра поглощается поверхностью предмета, а отражается только желтый - в первом случае, и красный с фиолетовым, - во втором. В результате этой метаморфозы наш глаз видит желтую и фиолетово-красную поверхности.

 

 

Исходя из этого примера, можно сказать, что свет, попадающий на цветную поверхность, разбивается на составляющие. Часть цветового спектра поглощается, а часть, которую человеческий глаз будет воспринимать как цвет предмета, отражается. При взаимодействии луча с темными и светлыми поверхностями к хроматической особенности отражения и поглощения добавляется особенность белого и черного. То есть чем темнее цвет предмета, тем больше поглощается лучей и меньше отражается. Чем светлее и ярче цвет, следовательно, большее количество цветового спектра отражается.


 

 

Исходя из ниже приведенного примера видно, что чистый синий цвет без примесей отражается только от синей поверхности. Во всех остальных случаях от поверхности предмета отражается смешанный цветовой спектр луча. Так на темно-синей поверхности поглощаются не только все цвета спектра, но и сам синий в какой-то степени исчезает под покровом темноты. На голубой и светло-синей поверхностях, наш глаз атакует уже весь цветовой спектр светового луча. Только в более мягком виде, чем при отражении белого цвета.

 

 

2.1.1. БЛЕСТЯЩИ МАТОВый

 

Огромное значение при качестве отражения света имеет матовость и шероховатость поверхности предмета. Основной закономерностью здесь будет то, что от гладкой блестящей поверхности происходит максимально яркое и чистое отражение световых лучей, поэтому блестящая поверхность придает зрительную яркость и насыщенность цвету предмета. Это же правило можно отнести и к гладкой ровной поверхности, что особенно заметно при увеличении и уменьшении пористости волос.

 

Рассмотрим эти утверждения на приведенных ниже примерах. Световой луч, попадая на гладкую или блестящую поверхность, отражается от нее и без явных изменений попадает в наш глаз.

В случае излишней глянцевости поверхности, может произойти эффект бликов, то есть вместо цвета предмета наш глаз увидит яркий белый свет. На ниже приведенной схеме очень хорошо показано взаимодействие светового луча с глянцевой поверхностью. Часть цветового спектра


отражается в виде светового луча без изменений, а часть - в виде фиолетового луча. В результате наш глаз не может сказать точную светлоту предмета, а в некоторых случаях и его цвет. При окрашивании волос, мы стараемся придать им блеск, достигая бликования цвета путем применения препаратов по уходу и восстановлению волос. То есть максимально плотно пытаемся закрыть глянцевую поверхность кутикулы, которая будет создавать описанный выше эффект.

 

Матовость поверхности предмета придается путем создания мягкой неравномерной текстуры, поэтому при попадании светового луча на такую поверхность происходит его рассеивание, за счет чего приглушается и падает насыщенность цвета предмета.

 

 

При сильной пористости волоса, мы видим тот же эффект рассеивания светового луча, как и при попадании его на матовую поверхность. Именно отсутствие блеска у волос – первый вестник излишней пористости.


2.2. ИСТОЧНИКИ СВЕТА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: