УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. М. Донецк – 2017 г.




УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

для студентов очной и заочной форм обучения ДЮА

 

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(уровень подготовки «бакалавр»)

 

Составитель: преподаватель

уголовного права и криминологии,

к.ю.н. Ю.В. Степанов

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры уголовного права и криминологии протокол № от 2017 г.

 

Заведующий кафедрой

уголовного права и криминологии, к.ю.н. В.И. Козюберда

 

 

М. Донецк – 2017 г.

 

Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «Уголовно исполнительное право». Грамотная организация самостоятельной работы помогает усвоить учебный материал, закрепить полученные знания и успешно пройти промежуточную и итоговую аттестацию.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
  • развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
  • осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
  • получение, обработка и сохранение источников информации;
  • преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в ДНР и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
  • формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам гражданского права.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим вопросам уголовного права.

Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и научной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных работ.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение научных конференций с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в рамках которых и формируются вопросы для промежуточного и итогового контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы.

Подготовка рефератов и докладов

Реферат – это письменная работа или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Темы рефератов предлагаются преподавателем, ведущим занятия, однако инициатива может исходить и от студента, и должны быть посвящены актуальным в теоретическом и практическом отношениях вопросам. Как правило, тема реферата должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

 

Доклад – это один из видов монологической речи, публичное, развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Цель доклада – передача информации от студента аудитории. Отличительной чертой доклада является использование документальных источников, которые ложатся в основу устного или письменного сообщения. Тема доклада должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

Методика подготовки рефератов

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т.п. С помощью рефератов студент еще глубже постигает наиболее сложные проблемы курса теории государства и права, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, излагать результаты своего труда.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Освоение курса Общей части уголовного права предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому обучающийся не должен ограничиваться только изучением учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой.

Порядок проведения самостоятельной подготовки включает ознакомление с поставленными вопросами, изучение литературы, рекомендованной к теме занятий, конспектов прослушанных лекций, законодательства. Предусмотренные задачи должны быть выполнены письменно, аргументированы ссылками на уголовный закон, постановления Пленумов Верховных Судов ДНР, Украины и Российской Федерации и теоретические положения курса уголовно исполнительного права.

 

 

Тема 1. Общие положения уголовно-исполнительного права

 

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1. Понятие и предмет науки уголовно-исполнительного права. Предмет и метод правового регулирования.

2. Понятие уголовно-исполнительной политики и определяющие её факторы.

3.Уголовно-исполнительное законодательство: понятие, содержание, цели и задачи. Разграничение компетенции в области УИЗ и её субъектами.

4. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права.

5. Уголовно-исполнительные правоотношения.

Темы докладов и рефератов

1. Пенитенциарное законодательство и право России в Х – начале ХХ вв.

2. Исправительно-трудовое законодательство и право России в советский период.

3. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.

4. Принципы уголовно-исполнительной политики, законодательства и права.

5. Основные тенденции в развитии уголовно-исполнительной политики (её демократизация и гуманизаця).

 

Задачи

1. Осужденный иностранный гражданин Сэмюэль Рич, отбывающий наказание в виде ограничения свободы в ИК общего режима обратился к начальнику отряда с просьбой о предоставлении ему свидания с адвокатом. На что стажёр на должность начальника отряда ответил отказом, аргументировав свой ответ тем, что Сэмюэль Рич является иностранным гражданином и не может воспользоваться этим правом, так как нет возможности предоставить ему адвоката иностранца.

Какой принцип уголовно-исполнительного законодательства был нарушен? Как необходимо решить вопрос о предоставлении свидания осуждённому?

2. Осуждённый Петров, отбывающий наказание в виде лишения свободы в ИК строгого режима направил жалобу на действия представителей администрации в вышестоящий орган управления – ГУИН МЮ РФ по РБ. Письмо с жалобой было подвергнуто цензуре и изъято начальником цензорского отдела. Стажёр на должность начальника отряда пояснил осуждённому о невозможности отправления такого рода жалоб. Какой принцип уголовно-исполнительного законодательства был нарушен? Как осуществляется право обращения осуждённых с предложениями, заявлениями и жалобами?

3. Осуждённый Ривсов отбывая наказание в ИК общего режима, порядок и условия отбывания наказания не нарушал, обучался в ШРМ №1 функционирующей на территории ИК, трудился на производстве, делал отчисления по исполнительному листу, но ни разу не был представлен к какой либо мере поощрения. На вопрос почему его не выделяют из основной массы осуждённых, стажёр на должность начальника отряда ответил, что соблюдать порядок исполнения наказания, хорошо трудиться и учиться является обязанностью всех осуждённых, а деньги, которые отчисляются осуждённым отчисляются его же (Ривсова) детям.

Какой принцип уголовно-исполнительного законодательства был нарушен? Есть ли необходимость в поощрении осуждённого?

4. Во время отбывания наказания осуждённым Гапоновым (в ИК общего режима) вступил в действие новый УК, который не определял деяние за которое был осуждён Гапонов как преступное.

Будет ли отбывать дальнейшее наказание Гапонов? Аргументируйте свой ответ.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие уголовно-исполнительной политики, сформулируйте ее цели и задачи.

2. Дайте определение уголовно-исполнительного права и покажите его основные признаки как самостоятельной отрасли права.

3. Определите принципы уголовно-исполнительного права, дайте их краткую характеристику.

4. Что является предметом и каковы методы уголовно-исполнительного права?

5. Определите предмет, метод и задачи науки уголовно-исполнительного права.

6. Что является источником уголовно-исполнительного законодательства?

7. Какие правоотношения регулирует уголовно-исполнительное законодательство? Когда они возникают и прекращаются?

8. Каковы условия действия уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве?

 

Методические рекомендации

Уголовно-исполнительная политика - является составной частью политики в области борьбы с преступностью, определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения, наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики - Президент Украины.

Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия.

Наука уголовно-исполнительного права - представляет собой систему взглядов и знаний о закономерностях развития уголовно-исполнительной политики государства, уголовно-исполнительном законодательстве, практике его применения, а также правовом регулировании порядка и условий исполнения уголовных наказаний, осуществления исправительного воздействия на осужденных.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное законодательство - (в теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысли), в узком смысле под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия; под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле необходимо понимать систему правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

 

Тема 2. Исполнение наказания и применение основных средств исправления осужденных

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1. Понятие исполнения и отбывания наказания, его признаки и содержание. Правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания.

2. Средства исправления: понятие, система и содержание.

3.Правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Объем применяемых средств исправления.

4. Особенности содержания режима при исполнении различных видов наказания.

Темы докладов и рефератов

1. Использование и правовое регулирование труда осужденных.

2. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях.

3. Получение общего образования, профессиональная подготовка осуждённых в исправительных учреждениях.

 

Задачи

1. Все ли, на Ваш взгляд, средства исправления осужденных представлены в приведенной схеме?

Основные средства исправления осужденных
Воспитательная работа
Общеобразовательное обучение
Общественно полезный труд
Общественное воздействие

2. Осуждённый к исправительным работам Яковкин несмотря на ограничения определённые УИИ (не покидать пределы города, не посещать увеселительных заведений), посетил ночную дискотеку в одном из клубов города, поясняя свои действия тем, что он отдыхает в свободное от работы время. А правила УИИ на свободное время не распространяются.

Какие правоограничения осуждённому Яковкину могут быть установлены? Обозначьте пределы действия правил режима отбывания того или иного вида наказания.

3. На празднование Международного женского дня 8 марта в воспитательную колонию советом родственников осуждённых по согласованию с руководством колонии были приглашены матери несовершеннолетних осуждённых добросовестно относящихся к труду и учёбе. После праздничного концерта было организовано чаепитие осуждённых и их мам. Большинство из осуждённых чьи матери не были приглашены, подготовили письменное обещание начальнику колонии, в котором обязались пересмотреть своё отношение к трудовой и учебной деятельности.

Какое из средств исправления было использовано в приведённом случае администрацией ВК? Достигло ли эффекта избранное средство исправления? Возможно ли достичь целей исправления в местах лишения свободы, аргументируйте свой ответ.

 

Контрольные вопросы

1. Укажите основные признаки и содержание исполнения (отбывания) наказания.

2. Раскройте систему средств исправления, укажите ее содержание.

3. Обозначьте основные элементы и требования режима.

4. Что такое дифференциация исполнения наказания?

5. Что такое индивидуализация исполнения наказания?

 

Методические рекомендации

Наказание – мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда, состоящая в лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного.

Цель наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Средства исправления осужденных – комплекс мер, осуществляемых администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, направленных на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения (основные средства исправления осужденных: 1)установленный порядок исполнения и отбывания наказания, т.е. режим; 2)воспитательная работа; 3)общественно-полезный труд;4)получение общего образования;5)профессиональная подготовка;6)общественное воздействие).

Надзор – система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала.

Дифференциация - дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия предполагают, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем карательного воздействия, правоограничений, а воспитательная работа с ними должна строиться с учетом типологических особенностей их личности, возраста, пола и др.

Индивидуализация - индивидуализация исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия – логическое продолжение дифференциации, средства исправления осужденных должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

 

 

Тема 3. Характеристика лиц, отбывающих наказания. Правовое положение осуждённых

 

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1. Социально-демографическая характеристика личности осужденного (пол, возраст, семейное положение, трудоспособность).

2. Уголовно-правовая характеристика осужденных и ее значение для исправления отбывающих наказание.

3. Содержание правового положения лиц отбывающих наказание в законодательстве. Особенности определения правового положения осуждённых иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Основные права и обязанности лиц, отбывающих уголовные наказания, их понятие и социально-правовая характеристика.

5. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения.

 

Темы докладов и рефератов

1. Уголовно-исполнительная характеристика лиц отбывающих наказание.

2. Особенности определения правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Право осуждённых на личную безопасность.

 

Задачи

1. Осуждённый Ривсов отбывая наказание в ИК общего режима, порядок и условия отбывания наказания не нарушал, обучался в ШРМ №1 функционирующей на территории ИК, трудился на производстве, делал отчисления по исполнительному листу, неоднократно представлялся к мерам поощрения. Но в жизни коллектива осуждённых не участвовал, был замкнутым, ни с кем из осуждённых товарищеских отношений не поддерживал.

Дайте оценку степени исправления осуждённого Ривсова. Какие критерии, данные каких характеристик, были использованы для оценки?

2. По приведённым данным социально-демографической характеристики, определите черты личности и возможное поведение в период отбывания наказания: … Осуждённый Денисов Валерий Анатольевич, 1989 года рождения, вырос в неполной семье (воспитывал отец Денисов Анатолий Семёнович, мать Денисова Елена Викторовна была лишена родительских прав, в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы), заболеваниями не страдает, трудоспособен, образование незаконченное среднее (10 классов), до осуждения ни где не работа и не учился и не имл постоянного источника дохода.

3. Осуждённые отбывающие наказание в виде лишения свободы в ИК поселении, устроили забастовку, которая выразилась в массовом невыходе осуждённых на работу и отказе от приёма пищи. Требования осуждённых заключались в восстановлении попранного избирательного права (осуждённые не участвовали в прошедших выборах).

Правомерно ли проведение таких забастовок в ИУ? Как осуществляется право осуждённых на обращения? Обоснованны ли требования осуждённых? Аргументируйте свой ответ.

4. Осуждённый Галкин обратился к стажёру на должность воспитателя отряда Власову с заявлением о том, что его жизни угрожает опасность. Власов посоветовал осуждённому вернуться на производство, а после окончания работы написать письменное заявление, в котором подробно изложить суть вопроса. После чего Власов обещал разобраться в этом деле. Осуждённый вернулся на место работы, где ему были нанесены тяжкие телесные повреждения группой осуждённых.

Какой принцип уголовно-исполнительного законодательства был нарушен? Были ли нарушены права осуждённого? Как необходимо решить вопрос об обеспечении личной безопасности осуждённого?

Контрольные вопросы

1. Назовите черты личности осужденного, определите классификацию.

2. Дайте определение понятия правового положения осуждённых.

3. Верно ли утверждение, что правовой статус осуждённых представляет собой межотраслевой правовой институт?

4. Тождественны ли законные интересы осуждённых субъективным правам осуждённых? Аргументируйте ответ.

5. Охарактеризуйте основные права лиц отбывающих наказание.

6. Охарактеризуйте основные обязанности лиц отбывающих наказание.

 

Методические рекомендации

Правовое положение (правовой статус) осужденных – это совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания. В общем виде содержание правового статуса складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами его принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства.

 

Тема 4. Система учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонал

 

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1. Задачи учреждений и органов исполняющих наказания. Виды учреждений.

2. Уголовно-исполнительная система Минюста России: задачи, структура и основы деятельности.

3. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказание уголовно-исполнительной системы с судом и иными государственными органами, ведущими борьбу с преступностью.

4. Основные права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Требования к персоналу.

5.Социально-правовое назначение и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

 

Темы докладов и рефератов

1. Социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Развитие системы учреждений и органов, исполняющих наказания и совершенствование их деятельности.

4. Социально-правовое назначение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

 

Контрольные вопросы

1. Какие учреждения образуют уголовно-исполнительную систему ДНР?

2. Какие органы исполняют уголовные наказания?

3. Каков порядок применения к осужденным принудительных мер медицинского характера?

4. Каков порядок применения обязательного лечения осужденных?

5. Какие виды контроля предусматривает уголовно-исполнительный кодекс Украины за деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания?

6. В каких формах осуществляется контроль?

 

Методические рекомендации

Уголовно-исполнительная система – это совокупность специализированных, государственных учреждений, исполняющих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, смертной казни.

Исправительные учреждения (ИУ) – учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы (исправительные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, воспитательные колонии.

Принудительные меры медицинского характера – это система различных лечебно-реабилитационных мер, предусмотренных уголовным законом и применяемых судом к лицам, совершившим общественно-опасные деяния (или преступления) и страдающим психическими расстройствами.

Контроль – необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия, а также комплексное выяснение подлинного состояния УИС и ее элементов, позволяющий определить дальнейшее совершенствование ее деятельности.

Прокурорский надзор – предполагает слежение за выполнением правовых норм, регулирующих режим содержание, охрану, организацию труда осужденных, порядок проводимой с ними воспитательной работы, их общеобразовательного и профессионального обучения.

Персонал (от лат. persona – личность) – коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора (контракта). Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания – все лица, работающие в учреждениях данной системы (работники ИУ, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей, уголовно-исполнительных инспекций, судебные приставы - исполнители).

 

Тема 5. Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

 

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1. Общая характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества.

2. Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с обязательной трудовой деятельностью осуждённого (исполнение наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, порядок и условия исполнения дополнительных наказаний).

3.Сущность и назначение наказания в виде обязательных работ.

4.Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

 

Темы докладов и рефератов

1. Особенности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества.

2. Права судебного исполнителя.

3. Порядок и условия исполнения дополнительных наказаний.

4. Правовые последствия лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина или государственных наград.

 

Задачи

1. Гр. Привалов был осуждён к уголовному наказанию в виде штрафа. После вступления приговора в законную силу, истечения тридцати дневного срока, Привалов не внёс сумму штрафа в государственный банк. Судом был передан службе судебных приставов исполнительный лист на взыскание суммы штрафа для принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель Валиков принял следующие меры: обратил взыскание на имущество осуждённого (жилой дом, находящийся на праве частной собственности Привалова) путём наложения ареста и продажи имущества.

Какими нормативными источниками регулируются вопросы обращения взыскания на имущество, наложения ареста и продажи имущества? Правомерны ли действия судебного пристава-исполнителя? Как необходимо в данном случае взыскать сумму штрафа с осуждённого? Может ли быть штраф, в данном случае, заменён другим более суровым видом наказания?

2. Зайков совершил автотранспортное преступление. Ему было назначено 2 года лишения свободы условно, с лишением права управления транспортным средством на три года.

Должен ли Зайков исполнять дополнительное наказание? С какого момента начнет течь его срок?

3. Пазухин, осужден к 1 году исправительных работ с удержанием 20% заработка. После вступления приговора в законную силу осужденный обратился к начальнику уголовно-исполнительной инспекции с просьбой разрешить внести ему сумму удержаний (3200 руб.) сразу и не посылать приговор для исполнения, так как он не хочет, чтобы на работе знали о его осуждении.

Подлежит ли просьба осуждённого удовлетворению? Аргументируйте ответ.

4. Даниленко, врач по специальности, осужден к 3 годам лишения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью на три года.

С какого момента будет исчисляться срок дополнительного наказания? Может ли Даниленко в колонии работать врачом?

5. Теплякова, осужденная к двум годам исправительных работ, отбыв половину срока забеременела. От лица начальника уголовно-исполнительной инспекции разъясните порядок дальнейшего отбывания наказания.

6. Новиков, осужденный к исправительным работам, обратился в уголовно-исполнительную инспекцию с просьбой дать согласие на его увольнение по собственному желанию. Начальник инспекции дал согласие на это при условии, что Новиков поступит на работу с такой же или большей зарплатой.

Правомерно ли требование начальника инспекции?

7. Бородкин, осужденный к исправительным работам, обратился к начальнику уголовно-исполнительной инспекции с просьбой разрешить ему переехать в другой город к больной матери, которой требуется уход.

Какое решение должен принять начальник инспекции?

 

Контрольные вопросы

1. Каков порядок исполнения наказания в виде штрафа?

2. Чем отсрочка штрафа отличается от рассрочки?

3. Какой порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью определяют УИК?

4. Как исчисляется срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью?

5. Каков порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград?

6. Каков порядок исполнения наказания в виде обязательных работ?

 

Методические рекомендации

Штраф – вид уголовного наказания, представляющий собой денежное взыскание (наказание имущественного характера).

Отсрочка уплаты - отсрочка уплаты штрафа предполагает возможность начать выплату штрафа не с момента вступления приговора в законную силу, а в более поздний срок, но не позднее года, т.е. перенесение конкретного момента уплаты всей суммы штрафа.

Рассрочка уплаты – это разрешение выплаты штрафа по частям. Эти части не обязательно должны быть равными.

Дополнительные наказания – это наказания, которые не могут применяться к осужденным в качестве самостоятельных, а только присоединяются к основным, к таковым относит лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Уголовно-исполнительные инспекции – административно-служебные подразделения, создаваемые на разных уровнях управленческих структур ОВД.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – это запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Обязательные работы – новый вид наказания состоящий в выполнении осужденным в свободное от основной работы (учебы) время, бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Исправительные работы – это принудительное привлечение осужденного к труду, по основному месту его работы на определенный приговором суда срок, с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка.

 

Тема 6. Порядок и условия исполнения наказаний в виде ограничения свободы и ареста. Исполнение наказания в отношении осужденных военнослужащих

 

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1. Ограничение свободы как вид уголовного наказания. Сущность ограничения свободы и его социально-правовое назначение.

2. Режим исполнения (отбывания) наказания в виде ограничения свободы. УИК как нормативная основа режима ограничения свободы.

3. Основные признаки ареста как вида уголовного наказания. Отличие ареста (вида уголовного наказания) от административного ареста, меры уголовно-процессуального принуждения. Порядок и условия исполнения (отбывания) этого вида наказания.

4. Наказания, применяемые к осуждённым военнослужащим, их характеристика.

5. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе; ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

 

Темы докладов и рефератов

1. Сущность ограничения свободы, его социально-правовое назначение.

2. Меры ответственности и правовые последствия злостного уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

3. Меры поощрения и взыскания применяемые к осужденным военнослужащим при отбытии наказания в виде ареста и содержания в дисциплинарной воинской части.

4. Правовое положение осуждённых военнослужащих.

5. Изменение условий отбывания наказаний осуждённых военнослужащих.

 

Контрольные вопросы

1. Где отбывается ограничение свободы?

2. каков порядок направления осужденных к месту отбывания наказания?

3. Как исчисляется срок ограничения свободы?

4. Кто проводит воспитательную работу с осужденными к ограничению свободы?

5. Где отбывается арест?

6. Какие меры поощрения и взыскания применяются к осужденным к аресту?

7. Перечислите виды наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих.

8. Как осуществляется военная подготовка осужденных военнослужащих?

 

Методические рекомендации

Ограничение свободы – является основным наказанием, заключается в содержании осужденного в специальном учреждении, без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Арест - арест есть кратковременное лишение личной свободы и заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества.

Арестный дом – специальное учреждение закрытого типа, создается исключительно для содержания осужденных к аресту и не имеет иного целевого назначения.

Военнослужащие – лица, проходящего военную службу по призыву или по контракту в ВС и др. войсках (пограничных, внутренних и др.), также приравниваются лица создаваемых для выполнения отдельных задач по обороне страны инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, а также сотрудники службы внешней разведки органов государственной охраны.

Правила внутреннего распорядка - нормативно-правовой акт федеральных органов исполнительной власти регистрируемый в Министерстве Юстиции РФ, закрепляющий наиболее значимые черты режима и обозначающий тот предельно допустимый уровень ограничений, которому могут подвергаться осужденные в процессе исполнения наказания.

 

 

Тема 7. Исполнение наказания в виде лишения свободы. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в исправительных учреждениях разных видов

 

Основные вопросы, подлежащие обсуждению

1. Порядок приема и распределения осужденных в исправительных учреждениях.

2. Понятие и основные функции режима в исправительных учреждениях.

3. Правовое регулирование, условия и лица, отбывающие наказания в

- исправительных колониях общего режима;

- исправительных колониях строгого режима;

- исправительных колониях особого режима.

 

Темы докладов и рефератов

1. Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах

2. Порядок и условия исполнения наказания в воспитательных колониях.

3. Исполнение наказания в колониях-поселениях.

4. Исполнение пожизненного лишения свободы.

 

Задачи

1. Багров осужден впервые за умышленное убийство, совершенное неоднократно к пожизненному лишению свободы. Суд назначил ему отбывание наказания в колонии строгого режима, первые пять лет - в тюрьме.

Правильно ли назначен вид исправительного учреждения? В колонии какого вида он будет отбывать наказание?

2. Пелевин в несовершеннолетнем возрасте участвовал в групповом изнасиловании. На момент рассмотрения дела в суде ему исполнилось 18 лет, и он осужден к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. В колонии он характеризовался положительно, находился на облегченных условиях содержания и по отбытии им четырех лет начальник отряда решил возбудить ходатайство о предоставлении его к условно-досрочному освобождению. Однако, обсуждая этот вопрос на ком



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: