Поэтические источники романа М.Ю.Лермонтова. «Герой нашего времени». Жанр и композиция.




(тема занятия)

Наименование модуля /дисциплины русская литература

 

Подготовил педагог Гофман Л.Ю.

«2» ноября 2020г.

1. Общие сведения  
Курс, группа 1,1Ш - 2
Тип занятия Комбинированный
2. Цели и задачи 10.1.2 – понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному; 10.2.2. – определять тематику и проблематику произведения, выражая мнение об их актуальности, аргументируя его; 10.3.1- давать оценку произведения с точки зрения эстетического действия на читателя, объясняя собственное отношение к идее, героям в форме устных и письменных высказываний; 10.3.2. – определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев, объяснять идеи внесюжетных элементов; 10.3.4 –анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно – тематического замысла.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладел обучающийся в процессе учебного занятия Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая; выражают своё отношение к услышанному или прочитанному, определять тематику произведения; выражать мнение об их актуальности и аргументируют.
3. Оснащение занятия  
3.1 Учебно – методическое оснащение, справочная литература Русский литература,10 кл.,Ж. Салханова, А. Демченко, Мектеп:2019г., программы интернет, ноутбук, айфон, карточки, презентация.
3.2 Техническое оснащение, материалы Программa интернет (edupag), ноутбук, айфон.
4. Ход занятия   1.Начало урока. Приветствие обучающихся. Знакомство с планом работы на уроке. Стратегия «Тонкие и толстые вопросы» Поделитесь впечатлениями о романе «Герой нашего времени». Кто из героев романа вызывает у вас симпатию, а кто вызывает неприязнь? Почему? 2. Середина урока. Объяснение преподавателя. 1)Биография ЛермонтоваМихаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 гг.) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX–XX веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа XIX века. Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения. Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). В это время Лермонтов увлекался произведениями Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона. Последующие два года после учебы в университете Михаил Юрьевич провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. В 1834 году начал служить в гусарском полку в Царском Селе. Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837 г.), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василия Жуковского наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837 г.) к годовщине Бородинского сражения. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает; кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе. Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией журнала “Отечественные записки”. За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840 г.), где участвует в военных действиях. Лирика Лермонтова выражает темы отчужденности, одиночества, тяготения к вечности. Самые знаменитые произведения Лермонтова: «Парус» (1831 г.), «Маскарад»(1835 г.), “Боярин Орша”(1835–1836 гг.), «Мцыри» (1839 г.), «Бородино»(1837 г.), «Узник»(1837 г.), «Демон»(1839 г.), «Герой нашего времени» (1838–1840 гг.) – входят в перечень главных шедевров русской литературы. “Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы. Во время возвращения из второй ссылки в Пятигорске Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбленный злой шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть. Стратегия «Инсерт» Роман «Герой нашего времени» был опубликован в 1840 году, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз. Читатели отнеслись к этому произведение неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что «Герой нашего времени» - это плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает «в преувеличенном виде презренный характер» главного героя, Григория Александровича Печорина. Также критики писали, что Лермонтов изобразил самого себя в романе. Опираясь на статью из учебника, рассказать об истории создания романа «Герой нашего времени» и о поэтических источниках романа. Проанализируйте схему «Варианты заглавия романа». Как вы думаете, почему автор окончательно остановился на заглавие романа «Герой нашего времени»? Ответы записать. Сюжет и композиция романа. «Герой нашего времени» - единственный и завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с «длинной цепью повестей» Лермонтова под общим названием «Герой нашего времени» в 1839 – 1840 г, в 1839 в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Бэла» из записок офицера о Кавказе и позже «Фаталист», в 1840 г. – «Тамань», в 1840 г. «Герой нашего времени» вышел отдельной книгой. Стратегия «Кластер» Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным событиям, последовательность Композиция в литературе — это определенная структура художественного текста, а также последовательное размещение частей повествования, понятное и интересное для читателя. «Герой нашего времени» был создан автором как роман, состоящий из ряда повестей. В начале позапрошлого века подобные произведения были популярным. В этом ряду стоит обратить внимание на «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других. Жанр романа «Герой нашего времени» Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения. Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем. Жанровые особенности «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры. Повесть «Бэла» представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом. Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А.А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть «Княжна Мери» по жанру чем-то напоминает роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г.А. Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский). Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысла жизненных основ бытия человека на земле. Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». Подумайте над определениями, которые дал Лермонтов «своему веку»: «наш век смешон», «век нынешний блестящий и ничтожный» Конец урока. Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». Подумайте над определениями, которые дал Лермонтов «своему веку»: «наш век смешон», «век нынешний блестящий и ничтожный» Печорин и Лермонтов: совпадают ли автор и герой? Кому из персонажей произведения принадлежат слова: «Я сделался нравственным калекой… Моя душа испорчена светом»?
5. Рефлексия по занятию
Домашнее задание. Стр.56-60

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: