Игротехника. Возрастная характеристика
Методика преподавания игр начинается, прежде всего, с техники безопасности, связанной с жизнью и здоровьем детей. В контексте игротеки – это соблюдение норм физических и психических процессов ребенка, в соответствии с его возрастной группой.
Следует различать три возрастные группы, характерные для системы временного детского коллектива в условиях летнего и круглогодичного отдыха:
1. Младшая возрастная группа (9-11лет). 9
2. Средняя возрастная группа (11-13 лет) 10
3. Старшая возрастная группа (13-16 лет) 12
Зная основные возрастные особенности, это поможет вам не только определить физическое и эмоциональное состояние участника, но и грамотно организовать и провести любую игру, не нанося вред здоровью ребенка, а лишь укрепляя его.
Младшая возрастная группа (9-11лет).
Физические особенности:
· сердечно- сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
· невелик запас прочности опорного аппарата, слабая мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок, последствия падений и т.д.)
Основная характеристика:
· «гипер» подвижность и активность;
· неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном («гипер» невнимательность);
· несогласованность движений;
· полное принятие им суждений и оценок взрослых.
Рекомендации по организации и проведению игр:
1. Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени, сопровождаться частыми перерывами и сменой характера движений.
2. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками и с длительным неподвижным сидением.
3. Если по правилам игры ребенок должен выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
4. Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию необходимой функции торможения в этом возрасте.
5. Все маленькие дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила». Водящий может быть выбран с помощью считалочки (честное ранжирование*) или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
6. Детей надо учить играть, приучая действовать по сигналу, например, «замри-отомри» или «где наши ручки-ножки». Такое эффективное привлечение общего внимания поможет вам всегда в соблюдении требуемой дисциплины, проблематичной в этом возрасте, а также развитию быстрой реакции при построении отряда, установлении тишины и т.п.
7. Заканчивая игру, необходимо отмечать лучших, инициативных игроков.
8. Полезны простые сюжетно–ролевые игры с исполнением ролей животных («Мгновенный театр») и, конечно, разнообразные подвижные игры.
9. Содержание игры необходимо объяснять кратко и образно, применяя, где можно театральный момент («вожатый-волшебник», «в некотором царстве…» и т.п.)
10. Больше проводить игр на развитие внимания.
И помните! Постоянно играя с «гипер» активными и невнимательными детьми этой группы, вожатые, прежде всего, учат их внимательно слушать и всегда находиться рядом с ними.
Средняя возрастная группа (11-13 лет)
Физические особенности:
· начинается процесс полового созревания, (девочки опережают мальчиков);
· учащается сердцебиение, ускоряется развитие скелета, рук, ног;
· появляется частая головная боль;
· одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Основная характеристика:
· бурное проявление эмоций;
· повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
· склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми, но легкое вступление в контакт;
· стремление к активной практической деятельности (испытать себя);
· увлечение совместной коллективной деятельностью;
· охотное выполнение поручений, но уже с оценкой к той роли, которая им выпадает, в отличие от младшего возраста;
· успех вызывает эмоциональный подъем, неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;
· девочки - спокойные и послушные, мальчики более энергичные и эмоциональные, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.
Рекомендации по организации и проведению игр:
1. Необходимо выбирать игры, не содержащие большие эмоциональные нагрузки.
2. Больше проводить игр на свежем воздухе.
3. Правила игры и саму игру надо проводить и «судить» в темпе (образность необязательна).
4. Чаще проводить командные игры, связанные с созданием смешанных «мгновенных» групп.
5. Коллективно-творческую деятельность объявлять и придумывать как игру.
6. Создавать «ситуацию успеха» для отдельного ребенка, группы.
7. Больше проводить игр-энергизаторов и игр на внимание, направленных на эмоциональную мобилизацию группы.
И помните! При необходимом оценивании в игре (поведения, исполнения, результата, готовности) подростку уже в этом возрасте требуется обоснованность вашего комментария, и этот комментарий должен быть так или иначе направлен на «ситуацию успеха». Будьте осторожны даже, на ваш взгляд, с «безобидной критикой».