При выполнении задания можно использовать файл «Платон. Аристотель. Антология»




Семинарское занятие 17.10.2018.

Античная философия классического периода

Основные понятия: Гносеология, диалектика, идеализм, космоцентризм, материализм, логос, теоцентризм, натурфилософия, первоначало, апейрон, архэ, софист, эйдос, полис, эллинизм, философская школа, единство и многообразие мира, осевое время, мир идей, мир вещей, материя форма, движение, категория, телеология,

 

Общие вопросы:

Экспресс-опрос: основные направления философии, основные разделы философии, периодизация западной философии, периодизация античной философии, основные школы античной философии.

1. Досократовская натурфилософия: проблема начала всех вещей у ранних древнегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор). Открытие бытия и рождение субъективной диалектики в философии школы элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон). Атомистическая школа Левкиппа и Демокрита. Софисты (Горгий, Протагор и др.) и их роль в становлении философии.

2. Особенности древнегреческой философии классического периода.

3. Философия Сократа.

4. Философия Платона: «Мир идей» и «Мир вещей»; учение о душе и познании, теория анамнезиса; модель идеального государства.

5. По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение? (Обоснуйте свой ответ).

6. Философия Аристотеля: учение о материи и форме, логика и гносеология, этика и политика.

2. В чем суть расхождений Платона и Аристотеля?

 

При подготовке и в процессе ответа использовать логоидеограммы В.Я. Кисиля (см. Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы).

Работа с первоисточниками:

В помощь – Лосев А.Ф. «Комментарии к диалогам Платона».

 

Читать и анализировать: Платон Диалог «Апология Сократа».

1. Какие два рода обвинителей выделяет Сократ и какие критические замечания он высказывает в адрес каждого из них?

2. Какую характеристику Сократ дает самому себе? Почему он не считает возможным для себя занятие общественной деятельностью?

3. Какое наказание Сократ предлагает для себя и как он это обосновывает?

4. Почему смерть для Сократа не зло?

5. Какова, на ваш взгляд, основная идея «Апологии Сократа».

 

Читать и анализировать: Платон. Диалог «Менон».

1. Почему Сократа не устраивают определения добродетели, которые ему предлагает Менон?

2. Как Сократ разрешает затруднение, на которое указывает Менон: «… каким же образом ты будешь искать вещь, не зная даже, что это такое?... Или если ты в лучшем случае даже натолкнешься на нее, откуда ты узнаешь, что она именно то, чего ты не знал?»

3. Какие доводы Сократ приводит в пользу того, что добродетели нельзя научиться? Согласны ли вы с этим рассуждением?

4. Как вы понимаете различие между «правильным мнением» и знанием»?

5. Удалось ли в итоге Сократу и Менону найти определение добродетели?

6. Каким образом, согласно рассуждениям Сократа, добродетель дается человеку?

7. Какова роль разума в реализации стремлений души (щедрости, мужества, рассудительности, понятливости)? Какова польза разума?

8. В чем суть теории анамнезиса? Как она обосновывается автором?

 

Письменное задание (всем, на оценку, сдается преподавателю 24.10.2018).

При выполнении задания можно использовать файл «Платон. Аристотель. Антология»

Составить сравнительную характеристику учений Платона и Аристотеля о человеке и обществе по следующей схеме:

− Сущность природы человека, его познавательная активность.

− Государство и его формы.

− Граждане государства и их социальные функции. Категории населения.

− Система управления государством.

− Система воспитания и образования.

 

Сообщения:

Софисты и софистика.

А.Ф. Лосев о философии Платона.

Работы Аристотеля как начало современной западной системы знаний.

Система категорий у Аристотеля.

 

Литература:

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976, 2001.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. с. 46-55.

Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы).

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Аристотель. Никомахова этика. Поэтика. //Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984. с.63-68,191-197, 645-660.

Аристотель. О душе. – //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1.М.: Мысль,1976. с. 371-375,394-399.

Платон. Государство. //Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3. М.: Мысль,1971. с.224-242.

Платон. Менон //Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль,1970.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд., испр. – М.: Издательство "Мысль", 1986.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луциллию.

Рассел Б. История западной философии (Любое издание)

Сократ. Платон. Аристотель (Серия ЖЗЛ)

Чанышев А. Н. Аристотель. — 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1987.

Ямвлих Халкидский. Фрагменты из комментариев на Диалоги Платона.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Том 2. СПб.: Петрополис,1994г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: