Основы Древнеегипетского музыкального искусства




Искусство слова — самое конкретное из всех сфер про­явления духовной сущности человека. Самой отвлеченной и эмоциональной является музыка.

Если литературные памятники донесли до нас велико­лепные образцы мифопоэтического и лирического жанра, то о музыке Древнего Египта можно составить лишь весь­ма приблизительное представление, опираясь на опосредо­ванные источники.

Многочисленные росписи и рельефы храмов и гробниц свидетельствуют о той огромной роли, которая отводилась ей. Целые сцены посвящались изображениям музыкантов, составлявших небольшие камерные ансамбли, которые со­провождали ритуальные процессии и танцы: хоровое «зву­чание» доносят композиции плакальщиков и плакальщиц, где пластическая выразительность жеста передает скорбные интонации плача. Жест рук играл огромную роль не толь­ко в выражении эмоционального начала, но и в управле­нии процессом исполнения, ибо он восполнял отсутствие системы нотной записи.

Этот факт наводит на мысль об импровизационной ма­нере исполнения, подчинявшейся установленной ритми­ческой канве, в пределах которой создавалась музыкаль­ная ткань. Воссоздать творческий процесс можно лишь весьма относительно, опираясь на изобразительный мате­риал, который служил не только иллюстрацией, но и свое­образной системой «записи», содержащей ряд исполнитель­ских указаний.

Первые опыты музыкальной нотации возникли в эпоху Среднего царства. Тогда же появились и самые ранние за­чатки музыкальной теории.

Наличие большого количества инструментов, составля­ющих разновидности ударных, духовых и щипковых групп, позволяет говорить о существовании многоголосия. Поли­фония развивалась главным образом в хоровой музыке; есть сведения, что при дворе фараонов Нового царства су­ществовала музыкальная капелла.

Если первоначально музыка была связана с культовой стороной, то со временем в ее обозначение входит иерогли­фический знак, соответствующий понятию «выражать удо­вольствие», «приветствовать криками», «ликовать». Эти понятия раздвигают рамки музыкального искусства, внося в него элемент эстетической оценки и эмоционального вос­приятия.

В Древнем Египте была широко распространена хейро-номия, что в буквальном переводе с греческого означает «двигать в такт руками», — в нашем представлении это соответствует дирижированию.

Помимо хора, в Древнем царстве встречаются изображе­ния «дирижера», управляющего ансамблем арф. В гробни­це Иду (Древнее царство, VI династия) сохранился рельеф с изображением камерного ансамбля, состоящего из пяти арф, которым управляет музыкант, сидящий лицом к исполни­телям и спиной к покойному. Посадка «дирижера» заслу­живает особого внимания ввиду того, что по существовав­шему долгое время этикету дирижер европейского симфони­ческого оркестра стоял лицом к публике и повернулся к музыкантам лишь в середине прошлого века, когда за пульт встал Рихард Вагнер, первым нарушивший эту традицию.

О соотношении ритмического и мелодического рисунка можно судить по древним изображениям. В эпоху Древне­го царства господствовали ударные инструменты с их обна­женной ритмикой. Это определило и расположение фигур музыкантов и танцовщиц в композиции, где их разделяют паузы; повторяемость поз и действий организует метрорит­мическую структуру сцены: подчеркивание сильной доли сопровождалось хлопком в ладоши.

В ансамблях использовались, помимо ударных и духо­вых, несколько разновидностей щипковых инструментов — арф, лир, лютней.

В композициях эпохи Древнего царства преобладают обостренный линеарный рисунок, в то время как в роспи­сях Нового царства начинает звучать гибкая мелодия ду­ховых инструментов, сопровождаемая арфой и лютней, которой вторят изысканно красивые очертания фигур ис­полнительниц.

Постепенно из сферы чисто ритуальной музыка начи­нает проникать в быт. Обучение музыке входило в школь­ную программу. В одном из поучений писцу говорится, что он должен быть «обучен играть на свирели, играть на флей­те, сопровождать [игру на] лире и петь с [музыкальным] инструментом нехт».

В эпоху Нового царства возникает жанр «военной» му­зыки, о чем рассказывают нам росписи с изображением военных походов. Четкий, мерный шаг воинов создает пред­ставление о ритмике военных «маршей». Непременным участником походов были барабаны и сигнальные трубы, отливавшиеся из серебра и бронзы, покрытой листовым золотом. Две такие трубы весьма примитивного устройства были найдены в гробнице Тутанхамона, в погребальной камере фараона. Звук труб отличается зычностью, резкостью тембра, который исследователь древнеегипетской музыки Ханс Хикман, пробовавший эти инструменты в музее Каира, сравнил с криком осла.

В ритуально-магических действах музыка была тес­ным образом связана со словом. Вокальная и хоровая му­зыка явилась одним из самых ранних видов музыкально­го искусства. Интонация, смысловые акценты, интерва­лика привели к расчленению речи на слова, слоги и звуки.

 

4.2 Система записи Древне-Египетской музыки.

 

В результате развития вокальной музыки возникла не­обходимость найти соответствующую форму изображения для каждого звука музыкальной гаммы. Поскольку запись словесных текстов возникла много раньше музыкальной, для фиксации звуков позднее была использована буквен­ная система.

Древнейшие тексты ритуальных гимнов и молитв, высеченные на стенах древнеегипетских храмов и гробниц, обращены к богам и должны были быть ими услышаны, а потому и сохранены навечно. В таких ритуальных песнопе­ниях музыка, по-видимому, играла роль сопровождения, и притом очень скупого. Об этом свидетельствуют крайне ла­коничные указания «дирижерского» характера, выражаю­щие ритмическую основу, темп, силу звучания. Глядя на роспись с изображениями музыкантов и танцоров, всегда можно определить, в каком темпе они играют и танцуют. Бурное, порывистое движение со скачками обычно присуще динамичному, быстрому танцу, музыкальная линия которо­го построена на широких интервалах. Сильная доля подчер­кивается хлопком в ладоши или ударным инструментом.

Но самое выразительное — это положение рук и паль­цев исполнителя. Подобно «говорящим» рукам индийских танцоров, не менее значимы и руки

древнеегипетских му­зыкантов. С помощью различного положения пальцев фик­сировалась высота звука в пределах определенных интер­валов, которые задавались дирижером исходной позицией руки. Дирижерскому жесту вторили цепкие, гибкие паль­цы арфистов, подвижные руки флейтисток и гобоисток.

Не случайно, что и в системе иероглифов для музы­кальной нотации чаще всего использовался знак руки в различных положениях.

Как выглядела древнеегипетская нотная запись, можно установить и из композиции рельефов.

Почти все без исключения произведения древнеегипет­ского искусства «музыкальны», будь то рельефные или живо­писные композиции, скульптура или архитектура. «Музы­кальность» их таится в совершенстве пропорций, гармонии, ритме, цвете, движении. Но, помимо этого, они сами несут в себе символическую запись музыкального текста.

Следует приглядеться к положению рук танцовщиц — в отдельные моменты они то сомкнуты (при ударе в коло­тушку), то разведены. Положение сомкнутых рук и удар, а также согнутые в коленях ноги соответствуют акценту зву­чащей ноты, разведенные руки означают паузу. Изме­нение поз при движении фигур также соответствует под­черкиванию сильной доли в тексте. При этом согнутые в коленях ноги Хикман соотносит с ударной долей, вытяну­тое положение фигуры — с безударной. Принимая систему дешифровки Хикмана, основанную на соответствии линии танца определенному музыкальному рисунку, можно при­близительно представить себе ритмический язык древне­египетской музыки — мелодику ее дополнит воображение. Звучание музыки образно воссоздает плавная гибкость фи­гур танцовщиц, которые исполняют свой танец.

Вполне возможно, что в Египте существовала и более развитая система музыкальной записи, не дошедшая до нас.


СЛОВЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Письменность

 

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис­тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со­став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы­ми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми стали знаки, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для переда­чи самих входивших в него звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписы­вались) был выработан знак, на алфавитное письмо егип­тяне не перешли никогда. Как правило, пользовались сме­шанной словесно-звуковой системой, т. е. к рисуночному знаку приписывали знаки-«буквы», которые содержались в стоящем впереди слове. В конце слова ставили знак, ко­торый не читался, но пояснял его смысл. Так, слово вн — «открывать» передавали рисунком зайца вн, знаком воды н и изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали рисунок свитка папируса. Иероглифическое письмо чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иеро­глифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное — иера­тическое письмо; этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иера-тики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: