Методы обучения в системе А. Дистервега




Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической. По его мнению, мы живем, для того чтобы постоянно совершенствоваться, стремиться к лучшему, сеять добро, красоту и истину. Это и являлось для него истинной целью воспитания.

Основной педагогический труд Дистервега - "Руководство к образованию немецких учителей". В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания -природосообразностъ и кулътуросообразностъ. Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней (нормы морали, быта, потребления) и внутренней (духовная жизнь человека) общественной культуры.

Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.

 

Специфика обучения детей в начальной школе.
Детям начальной школы,по мнению Дистервега, необходимо акцентировать внимание на развитии умственных способностей,привитии навыков и умении самостоятельно работать над усвоением пройденного материала. Преподавателю необходимо обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления - на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова - пустословием». Таким образом, наглядное обучение связано у него с правилами «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от более лёгкого к более трудному» и др. Эти правила, изначально были сформулированы Коменским. Дистервег по-своему их интерпретирует и предостерегает педагога от их формального применения.

Для того, чтобы обучение было успешным, оно должно носить воспитательный характер. Следовательно, получается, что вместе с развитием умственных способностей ребенка формируется его личность: его воля, поведение и чувства.
По мнению Дистервега, тот или иной метод обучения эффективен на сколько, на сколько он способствует возбуждению умственных сил учащихся. "Всякий метод плох, - заявляет он, - если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность".

 

Для начального обучения он советует применять " элементарный", или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность "искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить". По мнению Дистервега учитель должен направлять на нахождение истины, а не сообщать ее.

 

Дидактика развивающего обучения.
Дистервег создал дидактику развивающего обучения. Ее основные требования он изложил в 33 законах и правилах обучения
I группа- Правила обучения, относящиеся к ученику (т.е. к субъекту)
II группа- Правила обучения, касающиеся учебного материала,(т.е. объекта)

 

По Дистервегу имеются два метода обучения. Суть первого в том что предмет ученикам рассказывается,дается,излагается, а суть второго- в том,что учеников вынуждают создавать предмет,а также создают вместе с ним догматический и развивающий методы обучения. При первом используется излагающая, а при втором — диалогическая форма обучения.
При первой форме ученикам говорят отдельные предложения для повторения или записи под диктовку, или им излагают более значительные части, имеющие законченный характер, которые они запоминают или записывают целиком или частично.
Если используется диалогическая форма, то обучение проходит в вопросах и ответах. Это вопросное обучение.
Правильный метод обучения не просто внешняя форма, которая произвольно навязывается предмету: он возникает из его природы, составляет его сущность. При верном методе субъективная сторона вполне совпадает с объективной.

 

III группа- Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
IV группа- Правила обучения, касающиеся учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: