Грехова М.А. Размышления певчей о технике вокала. – СПб. – Часть II




Оглавление

Часть 1 С. 1
Предисловие С. 1
Первый этап обучения С. 6
Второй этап обучения С. 10
Третий этап обучения  
Выдержки из дневника регента Т. Разанецкой  
Стенографическая запись вокальных уроков Т.Г. Волковой  
Послесловие С. 16
Часть 2 С. 17

 

 

Предисловие

В море вокальной литературы разбросаны полезнейшие рекомендации певцам, описаны удачные приемы обучения пению, находки и открытия в теории вокала. Но всеми этими богатствами большинство певчих церковных хоров почему-то не пользуются. Очевидно, из-за недостатка времени.

С певчими, которые стремились проникнуть в тайны вокала, и работала педагог Таисия Георгиевна Волкова.

В Москве она закончила вокальное отделение музыкального училища по классу профессора М. Мирзоевой, а в Ленинграде – Консерваторию по классу сольного пения профессора Т. Лавровой. Голос у нее был мягкий и красивого тембра, но из-за болезни она занималась в основном преподаванием.

Последние 25 лет своей жизни она посвятила обучению вокалу регентов и певчих церковных хоров. Ее методика преподавания сложилась из знания вокальных приемов прошлого и личного певческого и преподавательского опыта. Своей задачей она считала привить регентам и певчим церковных хоров классический метод обработки голоса.

Много лет она искала наиболее органичную методику обучения пению, когда голос не насилуют невыполнимыми упражнениями, а нащупывают органичные и удобные для него пути. Волкова знала о многих трагических судьбах певцов, потерявших голос или из-за форсированного пения, или из-за поспешной его обработки, и искала, искала приемы органичного развития голоса и его сбережения.

В результате многолетних поисков она пришла к выводу, что голос сберегает высокая позиция пения. В соответствии с этим она и построила свою методику обработки голоса певчих.

В хоровом искусстве высокая позиция пения каждого из певцов очень облегчает работу регента, способствует слиянию голосов и сокращает время настройки хора.

Таисия Георгиевна занималась со всеми, у кого были, во-первых, слух и, во-вторых, желание учиться. И с выдающимися голосами, и с бедными от природы она работала одинаково. Всем ставила высокую планку и настаивала на выполнении своих требований. Она стремилась выработать механизм пения в высокой позиции, чтобы и сильный голос, и слабый пели одним и тем же механизмом. Этот механизм очень прост в словесном выражении и необычайно сложен в выполнении. Приобретают его многими трудами, а формулируется он несложно: стон в голову (в носовые полости) и продолжение звука головой (в районе носовой косточки) при поддержке (опоре) этого головного звука всем телом.

Цель классической постановки голоса применительно к певчим – не затруднить, а наоборот облегчить процесс пения, чтобы певчий мог при минимальных усилиях достигать максимального эффекта.

Такой механизм пения особенно полезен тем певчим, у которых небольшой голос и хороший слух, а также тем, кто настроен на серьезную работу и не стремится как можно скорее вскочить на театральные подмостки и там блистать.

В чем, собственно, заключается классический метод обработки голоса, который призван, как мы уже сказали, облегчить процесс пения, сделав природный голос выносливым, легким и подвижным?

Много больших умов билось над этим определением, но короткого ответа никто не дал. Слишком сложна природа певческого голоса, а значит, и методы его обработки, чтобы в нескольких словах выразить их суть. Тем не менее приведем некоторые высказывания педагогов-вокалистов, которые, по нашему мнению, наиболее глубоко и в то же время довольно кратко высказывались по этому поводу.

С.П. Юдин

Голос певца возникает в результате сложных процессов, очень глубоко скрытых природой. Не силой выдоха, а силой противодействия связок ограничиваются голосовые данные певца. Искусство певца решается опорой дыхания и активностью связок. Правильное взаимодействие этих факторов является главным условием. Певец должен приучить себя управлять своим голосом при посредстве внутренних ощущений. Певец не должен направлять звук в отверстие рта. Полезно стремиться к тому, чтобы звук проникал в носоглотку. Важно не допускать повисания небной занавески… Звук неизменно и всегда идет вверх, но он должен идти и вперед!

Л.Д. Дмитриев

Осознаются и тонко дифференцируются только те ощущения, на которые постоянно обращается внимание.

Д. Аспелунд

Развитие голоса, как известно, находится в теснейшей зависимости от того, какая «слуховая мерка» свойственна человеку с детства. Эта «слуховая мерка» на основе инстиктивной подражательной способности, свойственной человеку, направляет формирование его речи и пения.

Опора связана с фиксацией всего голосового аппарата во вдыхательной фазе и предохраняет голосовой аппарат от перенапряжения.

А.Зданович

Стремление найти опору дыхания в самом начале обучения может привести к «запиранию» дыхания при его перегрузке.

Иоанне Петрице (груз. философ и переводчик XII в.)

Певцам надо знать, что хорошие или плохие качества голоса зависят от носа.

Д-р Лысек

От интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет.

Н. Ленц

Искусством владеть голосом считают умение направлять выдыхание: один удар воздухом делается в носовой резонатор, другой – в грудную кость. Эти два удара производятся одновременно.

Чем выше нота, тем уверенность в хорошем исполнении слабеет… из-за отсутствия навыка держать одну и ту же точку опоры выдыхания в носовом резонаторе.

П. Органов

Вся история вокальной техники и вокальной методологии является яркой иллюстрацией борьбы за наибольшие «расслабление» связок и за преобладание силы дыхания над силой напряжения горла.

Полнейшая свобода и легкость работы гортани – краеугольный камень практики постановки голоса.

Постановка голоса состоит в умении настроить гортань певца вместе с бронхиальным резонатором. Тогда голос певца получает могучую поддержку со стороны грудного резонатора.

Н. Андгуладзе в своей книге «Ноmo cantor» (M, 2003г.) приводит основные постулаты итальянской школы пения:

1. Пение рефлекторно.

2. Пение происходит при помощи механизма, а не голосом.

3. Дыхание в пении обратимо.

4. По-настоящему умеет петь тот, кто умеет переносить голос в голову.

5. Вначале резонанс, потом произношение.

 

Попытаемся и мы на основании сведений, почерпнутых из теории вокала, и собственного практического опыта коротко высказать свои соображения о природе голоса и классической его постановке.

Природный голос- это, возможно, неосознанно скоординированная работа верхнего дыхания (грудного, ключичного и в редких случаях – полного) и ловких голосовых связок, а классически обработанный голос – это, предположительно, найденная в процессе обучения координация полного дыхания с работой связок при выработанном умении удерживать голосовой аппарат и все тело в таком положении, которое они принимают при вдохе.

В понятие координации при пении входит и устойчивая, но свободная гортань, и свободная челюсть, и свободный корень языка, и пуховая шея, и беспрепятственный проход воздуха к связкам, и очень экономный выдох (задержанный, но не запертый).

Под полным разумеется такое дыхание, когда при коротком вдохе воздух заполняет сначала нижние доли легких (внешний признак – нижняя часть живота чуть выступает вперед), затем – средние доли (внешний признак – ребра грудной клетки расширяются) и в последнюю очередь воздухом заполняются трахея, бронхи и верхушки легких (внешний признак – плечи чуть-чуть опускаются и грудь будто раздвигается).

Развитие голоса предположительно происходит так: сначала на полном дыхании устанавливаются средние для голоса ноты (самые удобные), затем – низкие ноты и лишь в последнюю очередь – ноты верхние (да и то с трудом и при систематической работе над голосом).

Задача педагога, в чем мы абсолютно согласны с П. Органовым, - научить певца фонационному вдоху, когда воздухом заполняются не только альвеолы (как при обычном дыхании), но главным образом трахея и бронхи. А заполняются трахея и бронхи воздухом при активном торможении во время пения туловищной мускулатуры (для удержания голосового аппарата и тела в состоянии, которое они принимают при вдохе).

Для пения очень важно умение расширять верхнюю часть грудной клетки, там, где располагаются трахея, бронхи и верхушки легких. Грудная клетка в своей верхней части вообще малоподвижна, поэтому и верхушки легких у большинства людей работают плохо или вообще не работают. Не напрасно все вокальные педагоги уделяют первейшее внимание прямой осанке певца, поскольку при малейшей сутулости (от сидения ли за роялем, компьютером, от ложного ли смирения и т.д.) воздух в верхушки легких вообще не поступает. А для пения необходимо, чтобы воздух – энергетический источник пения – находился постоянно вблизи гортани – главного инструмента пения.

Таисия Георгиевна всегда напоминала ученикам об ощущении холодка под кожицей шеи.

Мы часто слышим: говорите на дыхании, делайте физические упражнения, не прерывая дыхания, поднимайтесь в гору на дыхании. Это значит, что нужно приучать себя к легкому, бесшумному короткому вдоху и продолжительному выдоху. Такое дыхание необычайно благоприятно для любого человека, не только для певца.

Почему мы задыхаемся при быстрой ходьбе, беге, подъеме в гору? Потому что непроизвольными задержками дыхания нарушаем его ритм, который должен составлять один (вдох) к двум (выдох). Мы начинаем вдыхать все чаще и чаще, почти не выдыхая, и тем окончательно сбиваем дыхательный ритм. В этом случае нужно остановиться и хорошо выдохнуть; чуть задержать дыхание после выдоха и опять коротко вдохнуть и хорошо выдохнуть. Так сделать раза три. Далее продолжать путь, например, подъем в гору, коротко вдыхая и подольше выдыхая. Следить за тем, чтобы дыхание на выдохе не задерживалось.

При особой болезненности человека его выдох должен быть хотя бы равен вдоху (1:1), но ни в коем случае не меньше вдоха, поскольку при выдохе кровенаполнение мозга возрастает, а при вдохе – уменьшается.

Хорошей тренировкой длинного выдоха является надувание резинового шарика (для детей) и чтение вслух (для взрослых).

В молодости богатая певческая природа восполняет отсутствие мастерства во владении дыханием. Ловкие и эластичные от природы связки прекрасно тормозят воздух и нередко хорошо справляются с верхними звуками. Но Божий дар нужно беречь и не безрассудно расходовать, а расходуя, приобретать мастерство, облегчая работу связок выдохом «на тормозах», роль которых выполняет туловищная мускулатура.

Таким образом, классическая постановка голоса освобождает связки певца от излишнего напряжения, очищая тем самым голос от различных призвуков и выявляя наилучшие его качества. Такой классической обработкой голоса Волкова и занималась с певчими. Не отвергая ничего, что было найдено и описано выдающимися вокалистами и педагогами прошлого, она наибольшее внимание уделяла мягкому тону голоса и его полетности, считая эти свойства основными для церковного пения. Сосредотачивая свое внимание на работе головного резонатора, Волкова на практике убедилась в большой пользе его разработки для обучения пению.

Когда ученик старался концентрировать звук в головном резонаторе, он не так надрывал грудь, как при поспешных поисках «опоры», в его голосе прорезывался природный тон и нередко он испытывал ощущение «звучащей головы», когда он без труда мог взять и самые высокие и самые низкие звуки.

Каждый педагог в сложном процессе классической обработки голоса ученика выделяет в качестве главных те элементы голосового аппарата, на которые он в своем певческом опыте обращал самое пристальное внимание и потому досконально изучил и ощутил все тонкости их работы. Для Таисии Георгиевны таким объектом изучения стал головной резонатор.

Еще в молодости она параллельно с занятиями в Московском музыкальном училище брала уроки у своей свекрови, которая пела в церковном хоре. Нередко после интенсивных вокальных уроков в училище Волкова говорила осипшим голосом. Свекровь заставляла ее петь головным звуком и таким способом очищала голос от сипа. Училась свекровь у пожилого певца, которому во время войны дала приют и который в молодости долгое время работал в Италии. Он часто говорил, что благодаря его урокам она всегда будет иметь кусок хлеба. И, действительно, после войны ее взяли в церковный хор.

Занятия со свекровью и были тем толчком, который заставил Таисию Георгиевну обратить внимание на удивительные возможности головного резонатора. Она стала искать, экспериментировать.

Самое распространенное мнение теоретиков и певцов о головном резонаторе – как об инструменте отзвучивания голоса. Таисия Георгиевна, стараясь проникнуть сознанием в работу носовых и головных полостей, после долгих лет исканий пришла к выводу, что при волевом направлении выдыхания в носовую полость голос не отзвучивается, а озвучивается, обогащаясь обертонами.

Если воздух озвучивается, значит, он тормозится. Таким образом, работа связок еще более облегчается: снизу – туловищное торможение, сверху – торможение воздуха в узких носовых ходах. Растягивание носоглотки и активизация стенок трахеи и бронхов под напором воздуха создают отличные условия для свободной работы гортани и ее относительной устойчивости при пении, для свободного «укладывания» языка на дно рта.

Координация работы полного дыхания «на тормозах» и свободной гортани при пении – процесс длительный. Он не ограничивается временем учебы в музыкальном училище или в консерватории, а продолжается практически всю певческую жизнь. Свидетельством этому – многочисленные высказывания певцов и педагогов о сложности процесса высвобождения голоса из мышечного плена. Так, Л. Леман – певица, педагог, автор книги «Мое искусство петь», писала: «Многие годы могут пройти, пока … мускулы… сделаются пригодными к правильной работе. Но этим отнюдь не надо смущаться, потому что если певец даже не сможет пользоваться своим голосом для практики, то все пройденное пригодится ему как учителю».

А вот что говорил наш великий соотечественник Ф. Шаляпин: «Если я что-нибудь ставлю себе в заслугу и позволю считать себя примером, достойным подражания, то это – самое движение мое – неутомимое, беспрерывное. Никогда, ни после блестящих успехов, я не говорил себе: «Теперь, брат, поспи-ка на этом лавровом венке с пышными лентами и несравненными надписями… Я помнил, что меня ждет у крыльца моя русская тройка с валдайскими колокольчиками, что мне спать некогда – надо мне в дальний путь… И часто я искренне отчаивался в моем искусстве и считал его бесплодным. Меня не утешала и слава».

Отличие классической постановки голоса певца от классической постановки голоса певчего заключается в том, что голос певчего должен быть легким, почти детским, лишенным воспринимаемым на слух вибрато. Живой голос не может быть без вибрато (пульсации дыхания), но это вибрато должен как бы вбирать в себя прямой головной тон. Звук при этом и теплый, и в то же время очень концентрированный. Именно по этой причине Таисия Георгиевна в своей работе с регентами и певчими обращала основное внимание на развитие головных резонаторов. Она на практике убедилась в том, что силовой подачей воздуха снизу высокую позицию пения не найти.

Закончим нашу вводную часть словами Таисии Георгиевны Волковой, которые она часто повторяла своим ученикам: «Если светские певцы тратят так много времени на обучение, чтобы понравиться публике, то как же нужно работать над голосом, чтобы иметь право петь Богу!»

В работе Волковой с певчими прослеживаются три этапа: Первый – общее представление о процессе пения и слуховое различение верной и фальшивой интонации. Второй – поиски головного резонирования звука с постепенным подключением грудного резонатора. Третий – координированная работа головного и грудного резонаторов с полным осознанием круговорота дыхания (непрекращающаяся подача при пении воздуха к связкам).

 

Первый этап обучения

Прежде чем приступить к описанию первого этапа обучения, процитируем основные положения методики Волковой для певчих, записанные ее ученицей регентом матушкой Татьяной (Разанецкой).

«Для самой высокой цели - петь Богу певчие должны стремиться к постоянному нравственному совершенствованию.

Не допускать бездумного звучания, каждый звук должен быть осмысленным.

Петь не мышцами, а Духом, душой – плач, рыдание, вырывающееся из груди, из сердца, но в то же время и свет, и радость, идущие из глубины души.

Показатель хорошей школы – полноценный звук и, т.е. в головном резонаторе должно звучать маленькое латинское i, а в груди – широкое ы».

Таким образом, певчие прежде всего должны настроить себя на развитие и укрепление своих положительных душевных качеств – необходимой основы качеств духовных. Поэтому очень важно, чтобы у каждого из хористов был духовный руководитель.

В первую очередь Таисия Георгиевна проверяла слух ученика. Она давала трезвучие (до1-ми1-соль1) и просила повторить голосом. Человек с хорошим слухом, даже теоретически ничего не знающий о переломе голоса на определенных нотах, возьмет трезвучие интонационно верно. В церковном хоре верный слух певчего – это залог успешной работы. Регент хора храма Христа Спасителя в Москве Сергей Васильевич Кривобоков убежден, например, что от певчего требуется 5% голоса и 95% слуха.

Тому, кто никогда не пел, но имеет хороший слух и желает научиться петь, нужно сначала показать и дать почувствовать, в чем собственно заключается процесс пения. И Волкова на первых уроках требовала подражания не своему голосу, а своему механизму пения.

На первых уроках она выбирала для упражнений гласные, не требующие большого дыхания. Ее любимая гласная и. Она требовала петь ее легко, «носиком» при свободной челюсти и «мертвом» языке, чтобы в груди звучало ы. Упражнения давала простейшие на удобных и вокальных для ученика нотах, заставляя петь их в высокой позиции. Именно на этих удобных и легко воспроизводимых звуках она и начинала отрабатывать механизм головного резонирования.

Все имеющееся дыхание ученик должен был направлять из груди в носовые полости – на первом звуке; затем на втором звуке как бы продвигать дыхание носом вперед, одновременно расширяясь в груди. Этот механизм: стон из груди в нос – удержание воздуха в носу с проталкиванием воздуха вперед (при свободной челюсти) и одновременным расширением грудной клетки и отрабатывался на простейших упражнениях. При пении трех нот, когда третья казалась ученику высокой, Волкова требовала включить спину: нос-грудь-спина. Чтобы помочь расшевелить спину, она рекомендовала «тянуть грудь вниз». При этом физическом движении спина вступала в работу.

Большое внимание она уделяла певческим ощущениям: ощущение воздуха в гортани, ощущение воздуха в носовых полостях, ощущение воздуха под языком, над языком, ощущение воздуха в груди, ощущение туловищной раздвижки и много других ощущений, которые в итоге должны были приводить к ощущению свободного, удобного и легкого пения.

Для лучшего уяснения последовательности работы над голосом в продолжение одного занятия, приведем выдержки из вокального дневника матушки Татьяны (Разанецкой) – запись одного из уроков Т.Г. Волковой.

«Упражнения дыхательные: 1) всхлипывающий вдох на счет 2 или 3; 2) выдох, как дуем, свистим, на счет 4 или 6 (т.е. в 2 раза дольше); 3) пауза после выдоха на счет 1 или 2.

Задача 1-го этапа распевки – собрать звук в верхних резонаторных полостях… Гласную нужно брать над дыханием, а не на корне языка… Упражнения несложные, начиная с пения последования звуков м-э-и на одной высоте. При переходе с одной гласной на другую увеличиваем зевок в носу.

2-й этап – соединить м и а. Важно не уронить звук а в ротовую полость, не фиксировать небом и ртом форму гласной.

3-й этап распевки – пение упражнений с гласной «я». Ощущение звука – поверх зубов. Но от груди не отрывать – вибрация в грудине должна ощущаться с самого начала. Ощущение огромного озера в груди, под шеей. …Диапазон упражнений увеличивается… Расширяя основу, нельзя расширять звук – он должен быть всегда узким (в носу). Так же и низкие звуки нельзя «ширить», надо, поддерживая боками, узенько собирать их высоко к переносице.

Переход к долгим звукам – сначала на удобных для голоса тонах, тянуть гласные в последовательности на одной высоте (и-э-а-о-у-и). Чтобы не было рубцов между звуками, помогать лопатками, увеличивать зевок в носу».

Таисия Георгиевна придавала большое значение дыхательной гимнастике. Она рекомендовала ее и «вокальным несмышленышам»: легко вдохнуть носиком, сложить губы трубочкой и выдыхать небольшими порциями с краткими задержками дыхания; при этом нужно ощутить, как работают бока.

Она признавала любую дыхательную гимнастику, но не как основное занятие, а как подсобное средство для лучшего продвижения в вокальных занятиях.

Некоторые из ее учеников выискивали в вокальных руководствах дыхательные упражнения, которые наиболее подходили к их индивидуальности.

Направлением выдыхания в носовые полости (при одновременном подъеме небной занавески) на одной ноте (вверх и вниз по полутонам), на двух, трех нотах и т.д. Волкова тренировала носовое дыхание. Для певца владение носовым дыханием – насущная необходимость. Как говорят фониатры, певцы бывают и с проблемными связками и с неважным горлом, но с плохим носом певцов не бывает.

Кроме вокальных упражнений с волевым направлением выдыхания в нос, некоторые из учеников Волковой делали следующее трехминутное упражнение: на улице или в проветренном помещении зажать большим пальцем правой руки правую ноздрю и легко вдохнуть левой (воздух в себя не тянуть, вдох легкий и свободный). Сразу же, без всякой задержки дыхания, выдохнуть так же легко через правую ноздрю, зажав указательным пальцем правой руки левую ноздрю. Затем легко вдохнуть правой ноздрей, оставляя зажатой левую, и без задержки дыхания легко выдохнуть через левую ноздрю, прижав правую.

Эти два легких вдоха и два легких выдоха попеременно через правую и левую ноздри считаются за один раз. Так нужно сделать 5 раз. И вдох, и выдох должны быть легчайшими и неслышными. Это трехминутное упражнение можно делать несколько раз в день в течение года – в качестве отдыха от работы за компьютером, от чтения и т.д. Не нужно заставлять себя обязательно столько-то раз в день его выполнять. Главное, чтобы упражнение это не бросать, постепенно добиваясь ненапряженности и легкости носового дыхания. А результаты обязательно будут. Это трехминутное занятие кроме всего прочего успокаивает нервы.

Носовому дыханию можно учиться и на ходу, причем на быстром ходу. Шаг левой ногой – легкий вдох носом, шаг правой ногой – легкий выдох носом. Должно быть такое ощущение, что воздухом омывается только верхнее небо и в горло воздух не проходит.

Так же не нужно выделять на это какое-то специальное время. Проходим через сквер – дышим носом, оказались за городом – там подышали на ходу, на улице легкий морозец – тоже подышали. Единственно, что очень вредно для дыхания – это сырость и промозглость. Именно в сырую погоду, а также в сильные морозы и помогает приобретенная способность дышать носом. Прежде чем поступить в легкие, воздух хорошо согревается и хорошо фильтруется в носовых полостях.

Усердствовать сверх меры ни в вокальных занятиях, ни в упражнениях по дыханию не стоит. Желательно соблюдать закон средних нагрузок, при выполнении которого результаты не быстрые, но зато основательные.

На первом этапе вокальные занятия целесообразно начинать с одной ноты – на удобную гласную и в удобном диапазоне. Верхние звуки не трогать, разве что в конце занятия и на быстром пробеге. Хорошо известное в вокальной педагогической практике правило - укреплять середину и по ней строить низкие и высокие звуки – Волкова понимала как постановку звучания природно-вокальных нот ученика в высокой позиции. Она начинала урок с того, что удобные для ученика звуки заставляла петь в высокой позиции и, когда голова ученика начинала звучать (в буквальном смысле этого слова), она эти ощущения старалась переносить и на соседние ноты.

На начальном этапе очень полезны упражнения на нон легато.

«Нон легато – это пение отдельных, несвязанных нот без возобновления вдоха перед ними, а только с задержкой выдоха перед новой нотой. Остановки дыхания производятся не путем замыкания гортани, а путем остановки работы выдыхателей; иначе напряжение в гортани при окончании предыдущего звука сохранится в начале последующего и он будет неправильным» (Л.К. Некрасова).

Например, для сопрано: КАРТИНКА НЕ ОТОБРАЗИЛАСЬ

 

Можно делать и такие упражнения: трезвучие в до мажоре взять в нисходящем движении на ах-ах-ах, а затем от соль1 поступенно спускаться вниз, чередуя гласные я и а. И далее по полутонам.

Н. Андгуладзе в своей книге «Homo cantor» пишет о том, что головной голос не переносит необработанного дыхания. Работой над звучанием удобных для ученика нот в высокой позиции Волкова и утончала дыхание певчего.

В продолжение одного вокального занятия должны быть продолжительные (двух-трехминутные) перерывы. В этих перерывах Таисия Георгиевна отвечала на вопросы, которые возникали у певчих.

Те, кто работали самостоятельно, но периодически консультировались с ней, справлялись у нее о пользе извлеченных из вокальной литературы дыхательных или артикуляционных упражнений. Волкова одобряла следующую артикуляционную гимнастику, которую она советовала применять в перерывах вокального занятия:

1. Сложить губы в трубочку и довольно сильно потянуть вперед (сделать «лисью» мордочку). Затем расслабить губы. И так 5 раз.

2. Языком делать круговые движения за зубами и впереди зубов (5 раз по часовой стрелке и 5 раз против часовой стрелки).

3. Верхнюю губу поднимать вверх и опускать (5 раз). Следить за тем, чтобы при этом нижняя губа не двигалась. То же проделать и с нижней губой, опуская ее и возвращая на место (5 раз). Верхняя губа при этом двигаться не должна.

4. Языком пытаться доставать до различных точек мягкого неба.

5. Языком делать полукружные движения по дну ротовой полости – от одного края нижних зубов до другого края (5 раз).

6. Выдыхать беззвучно на прр… Губы должны сильно вибрировать (от 5 до 10 раз).

7. Выдыхать на звук ррр. Это массаж гортани (от 5 до 10 раз).

Как определить окончание первого этапа обучения пению?

По возникновению затруднений в пении. Вначале все новые педагогические рекомендации певчий принимает на ура и с каждым днем ощущает благотворное влияние на свой голос вокальных занятий. Так может продолжаться год или даже два, у некоторых - несколько месяцев. Потом вдруг наступает затор, певчий увеличивает свои усилия, но голосовую свободу вернуть не может. На этом этапе большинство бросает занятия (как крыловская мартышка, разбивает очки). Напрасно. Занятия нужно продолжать – с педагогом или самостоятельно. Результаты обязательно будут (как у андерсеновской лягушки, которая, не отчаиваясь, барахталась в сметане до тех пор, пока не сбила ее в масло).

Полезно знать, что обучение пению проходит в несколько этапов (для очень одаренных людей они могут быть малозаметными, но это не значит, что таких этапов нет). На первом этапе, когда певчий воспринимает пение как целостный красивый процесс, он, воодушевленный, начинает петь сердцем. Голос звучит и летит. Певчий окрылен. Но воодушевление не бесконечно. Оно проходит, и певчий, не зная еще техники пения, помочь себе не в силах. Петь, как раньше, он уже не может (его слух улавливает все недостатки своего прежнего пения), а петь как ему бы хотелось (что он и сам ощутил на собственном опыте), он еще не может. Это значит, что наступило время заняться техникой пения, т. е. перейти ко второму этапу обучения.

 

Второй этап обучения

Как в духовной жизни при встрече с трудностями желательно не останавливаться и двигаться вперед (по слову святых отцов), так и при обучении пению не следует оставлять занятий голосом при появлении препятствий. Само появление препятствий указывает на движение певчего в правильном направлении.

Главный и практически постоянный враг певца – напряженные мышцы во главе с мышечными гигантами – нижней челюстью и языком, намертво скрепленными с каменными мышцами плечей.

Второй этап состоит в прочистке воздухом носовых резонаторов и связанном с этим вызволении из каменных тисков нижней челюсти, вступлении в работу спины и некотором расширении грудной клетки. Работать нужно над тем, чтобы носовое дыхание, приведенное в действие упражнениями, становилось все более сильным, чтобы мышцы задней стенки носоглотки все более укреплялись для удержания зевка во время пения, чтобы при прорывах дыхания начинал работать и грудной резонатор.

Таисия Георгиевна всячески поощряла и всегда приветствовала, когда ее ученики извлекали из недр вокальной литературы интересные технические приемы или образные выражения, помогающие лучше понять требования педагога. Она одобряла и самостоятельные занятия и часто говорила о пользе для самого певчего преподавания вокала. Пытаясь научить другого, певчий и сам подтягивается, у него появляется некоторая свобода в показе, в объяснениях, и он на практике быстрее и основательнее усваивает необходимые технические приемы. Вот так из преподавательской практики и наблюдения за собой у певчих постепенно вырабатывались полезные для голосового аппарата рекомендации.

Чтобы мышцы, не участвующие в процессе пения, не так напрягались, полезно утренние и вечерние молитвы читать вслух с одновременными поясными поклонами (для тех, кто читает эти молитвы вслух). Не стараться долго говорить на одном дыхании, а чаще его брать, чтобы связочки постоянно омывались воздухом. При чтении одновременно с поясными поклонами напряжение мышц языка, челюсти, шеи, плечей будет переноситься частично на тело и таким образом голос станет более свободным (к тембру своего голоса не прислушиваться). Руки при поясных поклонах опускать, как плети, вниз начиная от плечей – ведь при сокрушении сердечном и тело наше как бы обмякает. Поклоны не мешают тому, чтобы ум держать в словах молитвы.

 

Тем кто занимается самостоятельно, на втором этапе рекомендуется начинать вокальные занятия со следующих упражнений для выработки ощущения головного резонирования и позиции звука:

 
 

Петь с закрытым ртом на «м» или «н», затем с закрытым ртом, мысленно пропевая все гласные (и-э-а-о-у-и), затем с открытым ртом по полутонам вверх и вниз на центре диапазона.

Заниматься не менее получаса (желательно три раза в неделю). Таисия Георгиевна признавалась, что она пыталась ускорить по времени настройку голоса, но на деле убедилась, что раньше чем через полчаса голова не зазвучит.

Распевание следует начинать на тихом звуке, постепенно внутренне расширяясь и постепенно углубляя дыхание. Упражняться на отрезках гаммы в пределах пяти звуков. Можно брать звуки сначала стаккато и вслед за тем сразу же легато. Переливать один звук в другой плавно, без швов и зазоров. В какой точке певчий начинает петь, в той должен и заканчивать, чтобы музыкальная фраза была ровной, без голосовых всплесков и падений.

Полезно на одном звуке пропевать все гласные: и-э-а-о-у-и. Следить за тем, чтобы все гласные звучали одинаково.

Дыхательное упражнение через нос следует заменить следующим: легко вдохнуть носиком и продолжительно выдыхать на звуке «ф». Лучше это делать лежа. Чтобы не выделять специального времени, можно выполнять это упражнение в постели – перед засыпанием и после просыпания. Выдохнуть на «ф» без натуги. Тогда выдох сам собой будет со временем удлиняться.

В церковном хоре петь очень осторожно – не напрягаясь, не стараясь всех перекричать и работая в основном носиком. Носиком петь с умом, соблюдая определенные этапы. Высокая позиция пения достигается постепенно, шаг за шагом. На первом этапе можно пробовать выдыхать в район носовой косточки, так как организм, воодушевленный мыслью о красивом пении, работает гармонично и сам все координирует. Но в дальнейшем (на 2-м и 3-м этапах) эта естественная верная координация чаще всего нарушается (по разным причинам). Это сигнал к тому, чтобы начать работать над элементами процесса пения, ибо только осознав элементы, можно в последующем прийти к осознанию всего механизма пения. Подобно тому, как при сбое работы механизма его разбирают, осматривают каждую деталь и, устранив повреждения, вновь собирают.

Певчий должен по собственным ощущениям определить, в какой позиции ему удобнее петь. Теоретически первоначально нужно стараться выдыхать на зубы, т.е. выше гортани и рта. Когда это дыхание закрепится, поднять позицию (выдыхание) повыше (в «усы»), а затем еще выше – в носовую косточку.

Неудобство во время пения, неловкость, ощущаемая в гортани, - признак того, что предыдущая позиция у певчего не закреплена и что, следовательно, ее временно нужно опустить ниже. Во всех случаях следует руководствоваться ощущением удобства при пении.

Если певчий работает над голосом самостоятельно, он может проверять состояние своего голоса по записям любимых им певцов. Так учились и учатся многие. Желательно, чтобы избранные кумиры действительно были достойны подражания, иначе в первую очередь могут быть усвоены недостатки любимца, а не его достоинства. Даже при подражании голосу Ф. Шаляпина ухитряются прежде всего воспроизводить его легкое мычание перед началом звука, а не механизм пения, который великий певец вырабатывал всю жизнь. По свидетельству А. Давыдова, близко знавшего певца в эмиграции, Шаляпин долго не мог понять, как он сам признавался, что такое опора звука и что такое концентрация звука. И работал, работал.

Результаты его непрестанного труда видны при сравнении звукозаписей ранних и поздних. Музыкальный слух не обнаружит в этих записях никакой разницы, а вокальный слух отметит совершенно различные механизмы звукоизвлечения.

Человек с вокальным слухом с большой долей вероятности может по характеру звука представить и ощущения поющего. Вокалисты, которые не придают внутренним ощущениям певца никакого значения, считая, что эти ощущения у всех певцов разные, приводят как аргумент следующий пример: Э. Карузо ощущал гласную «а» в горле, а Ф. Шаляпин ощущал гласную «а» в куполе.

Никаких противоречий в высказываниях двух великих певцов нет. В голосе Карузо гласная «а» слышится действительно в его горле, а в голосе Шаляпина гласная «а» действительно слышится в куполе. Вследствие различных механизмов пения и ощущения у певцов разные. У Шаляпина был природный бас, который он всю жизнь усовершенствовал, никаким горловым операциям певец не подвергался. Карузо, по свидетельству фониатров – «природный баритон, обученный как форсированный тенор» – за время своей короткой карьеры перенес 7 операций по поводу узлов на связках.

Певчим лучше всего пытаться подражать голосам мягким, полетным, скорее камерным. Таисия Георгиевна всегда приводила в пример Викторию Иванову – в свое время лучшую в мире исполнительницу Ave Maria Ф. Шуберта. В церковном пении не требуется сила голоса и отчаянное напряжение всех физических сил, нет и оркестра, который нужно перекричать. Верность интонации – вот что важно, мягкость, легкость и стройность пения.

Когда певчий воодушевлен, когда поет сердцем, у него почти всегда работает грудной резонатор, так как при воодушевлении ребра грудной клетки хорошо раздвигаются и в таком положении удержив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: