А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном?




УРОК---ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ»

Эпиграф: Наташа—то и есть подлинная душа Толстого.

В. В. Вересаев.

Мы завершаем работу над романом-эпопеей «Война и мир». Толстой писал в те же годы, когда создавалась «Война и мир»: «Цель художника в том, чтобы … заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях» и что… для худож­ника «не может и не должно быть героев, а должны быть лю­ди». «Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая, — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых и будущих», -- писал русский критик Н. Н. Страхов. Можно совершенно уверенно сказать, что автор гениального произведения русской и мировой литературы, величайший художник слова достиг такой цели. «Война и мир» поражает и будет поражать своей многогранностью, актуальностью и совершенством, а любимые герои романа-эпопеи вошли в жизнь каждого человека, как живые реальные люди, привлекающие своими лучшими душевными качествами. От имени своего великого автора они учат нас «любить жизнь во всех её проявлениях», «жить, верить и любить», стремиться жить по законам «простоты, добра и правды», разбираться в людях. Одной из этих героев является любимая героиня автора «Войны и мира» Наташа Ростова.

Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы сможем отметить. Мы вслед за автором будем анализировать образ этой героини и попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ. Мы увидим отражение этого образа в изобразительном искусстве, искусстве кинематографии, а также в наших сердцах и душах.

Тема урока «Образ Наташи Ростовой».

В искусстве кинематографии образ Наташи Ростовой очень удачно сыграла актриса Людмила Савельева.

“Поэтической, преисполненной жизни, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

“Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения семьи Ростовых.

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками…”

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, доброты и бескорыстия, от любви ко всем людям, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, все люди кажутся ей добрыми и милыми, потому что такова она сама.

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты, открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было. Именно поэтому Денисов называет её волшебницей.

Наташа не перестаёт удивлять читателя на протяжении всего романа своими душевными качествами, своим восприятием жизни.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном?

В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью.

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира, умение видеть в обыденных событиях возвышенность и неповторимость мгновения.

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её внутреннего мира.

Первый бал Наташи Ростовой. Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? Наташа не была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и светящаяся изнутри душевная красота, притягательность и прелесть, что каждый чувствующий это, замечал и тянулся к ней. То же произошло с князем Андреем Болконским.

-- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её?

В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”.

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из них—близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у дядюшки.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней воплощаются лучшие свойства женского существа: гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого. Она живёт свободно и раскованно, однако все её поступки согреты изнутри скрытой теплотой нравственного чувства, которое она впитала из русской атмосферы ростовского дома. Народное в Наташе превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, --эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, -- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские…» Толстой пишет, что его героиня-дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком русском человеке».

Стремясь к объективности и правдивости, Толстой показывает Наташу в таких жизненных ситуациях, когда проявляется её яркая индивидуальность и неповторимость, она ведёт себя не всегда правильно и рационально, совершает ошибки, но в этом и проявляется справедливость и проницательность автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: