Методическое сопровождение




Совершенствование учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является одним из условий успешного проектирования пространства персонального образования в рамках освоения программы объединения по интересам. В 2017 году разработаны новые типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по 12 профилям[5]. Структура типовых программ дополнительного образования детей и молодежи дополнена новыми разделами: «Образовательные области»; «Учебно-тематический план»; «Содержание образовательных областей». В соответствии с профилями образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи определены содержательные аспекты образовательных областей, цели и задачи их изучения; разработаны учебно-тематические планы; раскрыто содержание разделов (тем) согласно учебно-тематическим планам, что значительно облегчает разработку программ объединений по интересам как с базовым, так и с повышенным уровнем изучения образовательной области, экспериментальных и индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи.

Обращаем внимание, что порядок утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины урегулирован приказом Министра образования [6]. Программы объединений по интересам должны соответствовать следующим требованиям: современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рациональность, контролируемость, корректируемость. Реализация программ должна обеспечивать возможность дифференцированного и вариативного образования, освоение индивидуальных образовательных маршрутов. При разработке содержания программ объединений по интересам необходимо в полном соответствии с типовой программой определенного профиля указать образовательную область и конкретизировать направление реализации программой данной образовательной области. Структура программы объединения по интересам должна соответствовать структуре типовой программы. (Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины соответственно профилям размещены на сайтах республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи).

НЦХТДиМ в 2018 году организует республиканский конкурс программ объединений по интересам культурно-досугового профиля; в 2019 году состоится республиканский конкурс программ объединений по интересам художественного профиля (образовательная область «Хореография»); II Республиканский конкурс разработок литературного материала для детского театра будет проходить в период с марта 2019 года по март 2020 года.

Определяющим условием обеспечения качества и повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность педагогов, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.

Педагогическим коллективам рекомендуем активно включиться в систему региональных и республиканских методических мероприятий (научно-практические конференции, форумы, мастер-классы, семинары-практикумы, методические выставки, конкурсы образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи), в ходе которых обсуждаются актуальные вопросы дополнительного образования детей и молодежи, представляются передовые технологии, распространяется лучший педагогический опыт.

Дополнительные возможности эффективного профессионального взаимодействия в новом учебном году предоставляют консультационный сетевой навигатор, созданный в рамках инновационного проекта «Республиканский методический кластер», виртуальный консультационный центр, дистанционная мастерская по проектированию программ объединений по интересам (НЦХТДиМ https://method.nchtdm.by/respublikanskij_metodicheskij_klaster/).

В 2018/2019 учебном году будет продолжена работа по подготовке педагогов дополнительного образования к работе с учащимися в рамках «Детской научно-экспериментальной лаборатории по изучению природоохранных ресурсов» и «Детской научно-экспериментальной лаборатории по изучению биоразнообразия и антропогенных факторов водных экосистем» (РЦЭиК https://eco.unibel.by/obuchenie/obedineniya-po-interesam/otdel_ekologii_i_ekskursionno-kraevedcheskoj_rabotyi/detskaya_nauchno-eksperimentalnaya_laboratoriya_po_izucheniyu_bioraznoobraziya_i_antropogennyix_faktorov_vodnyix_ekosistem.html).

На базе РЦИиТТ продолжит работу онлайн-мастерская по оказанию методической помощи педагогам в подготовке материалов, необходимых для аттестации на присвоение высшей квалификационной категории; в разработке программ с дистанционной формой получения дополнительного образования детей и молодежи, индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи, программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины. В рамках подготовки педагогов к проведению занятий объединений по интересам по робототехнике будут организованы обучающие семинары, практические занятия, мастер-классы и онлайн-консультации.

В целях дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи в 2018/2019 учебном году необходимо обеспечить:

активное внедрение новых форм, методов и технологий в образовательный процесс, открытие новых, востребованных объединений по интересам, новых направлений деятельности детских школ искусств;

разработка современных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с их интересами, потребностями семьи и общества;

расширение сети объединений по интересам по различным профилям в учреждениях образования;

внедрение современных форм профессиональной ориентации и организации занятости детей и молодежи в свободное от учебы время, поддержку их творческой и предпринимательской инициативы;

создание условий для реализации социально значимых и общественных проектов, детских и молодежных инициатив в рамках совместной деятельности учреждений образования с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями (пионерская организация, ОО «БРСМ», студенческие профсоюзы и др.).

Необходимо продолжить работу по организации качественного информационного сопровождения деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в том числе: обеспечение информационной и методической поддержки Интернет-проектов, творческих Интернет-ресурсов, создаваемых обучающимися.

Система дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь как открытая социальная система призвана обеспечить условия для формирования гражданской позиции, лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей и молодежи в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, общественно-гуманитарной и другой образовательной деятельности.

 


[1]Приказ Министра образования Республики Беларусь 29 ноября 2017 г. №742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»

 

[2] Статья 12 Кодекса Республики Беларусь об образовании

[3]Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы

[4]Приказ Министра образования от 19.01.2017 №21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»

 

[5] Утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. №123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»

[6]Приказ Министра образования от 23.10.2017 № 641 «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: