Паретто.
Паретто был создателем теории элит.
Любое общество всегда управляется незначительной частью людей,которые способны к принятию тех или иных решений.
В политическом плане Паретто выделял 2 вида элит:
· Львы. Они приходят к власти,применяя методы прямого насилия. Когда доминируют такие элиты,утверждаются диктаторские и авторитарные формы правления.
· Лисы. Лисы приходят к власти применяя методы манипулирования сознанием граждан.утверждаются демократические формы правления.
В обоих случаях управляет не народ,а элита.
Циркуляция элит-смена режима.
Власть может быть от имени народа и даже для народа,но никогда не бывает власти народа.демократии не бывает.
Паретто на ряду с политической выделяет экономические элиты:
· Спекулянты. Они готовы к рискованным операциям,поэтому при доменировании такого типа элит утверждается экономический рост - основа общества.
· Рантья. Лица,которые живут засчет вкладов в банках,но не готовы к рискованным ситуациям. При доменировании рантье начинается стабилизация,а потом экономический застой.
Элиты способны к рациональным действиям,поэтому она принимает решения.
Философия Паретто оказала определенное влияние на формирование идеологий итальянского фашизма.
Освальд Шпенглер. Иррационалист.
Он продолжал традиции Ницше и относился к направлению"философии жизни".
Основным предметом изучения Шпенглера была философия культуры.
Основная работа Шпенглера "Закат Европы".
Шпенглер отрицал теорию прогресса. Вся мировая история не имеет универсальных законов развития. Вся мировая история -это непрерывная смена различных культур.основных культур 11. Каждая культура подчиняется биологичским законам становления:
· Закон зарождения.
· расцвета.
· смерти.
Любая культура зарождается и умираетя. Вывод-не сущствует вечных культур.Культура проходит 2 фазы:
· Собственная культура. Здесь формируются основные ценности и принципы той или иной культуры.
· Цивилизация. Он негативно к ней относился. На этой фазе ничего нового не возникает,но просто происходит распространение этих ценностей. Она близится к упалку.
Каждая культура вырабатывает свою науку, религию,искусство,философию и тд,которые невозможно понять вне рамок данной культуры(эти ценности не переводимы на другие культуры).
Почему их нельзя понять? Попытка понять-это есть ничто иное,как оценка одних ценностей культуры с точки зрения ценностей другой культуры. Вывод: Ш пенглер был сторонником культурного релятивизма (признание относительности чего-либо).
"Закат Европы"- западная культура(фаустовская культура) находтся в состоянии постоянногокоизиса и гибели.
Анри Бергсон. Иррационалист.
Выделяет 2 основных начала,посредством которых человек познает мир:
· Интелект(разум).
· Интуаиция.
Берксон резко проивопоставляет их. Судь противопоставления: интелект связан с практической деятельсностью, и поэтому на интелекте строится наука и техника, но интелект не созерцает действительность как данность,он выбирает из нее только то,что связано с практическими интресами человека. Основными методом познания посредством интелекта является кинематографический метод. Почему? Он выбирает из действительности,что нужно для практики и монтирует ее. Вывод: интеллекту не доступно понимание развития и становления. Плэтому интелект не может познать жизнь(в широкой трактовке).
Интуиция -иррациональное начало. Для того,что бы познавать интуитивно не нужно ничего знать и уметь. Нужна лишь направленность воли на объект интуитивного созерцания. Только посредством интуиции мы можем познать развитие и следовательно жизнь.
В основе всего живого по Бергсону лежит такое иррациональное начало,которе он определял как жизненный порыв.
Основными признаками живого являются:
· Жизнь необратима. (что-то сделали обратно вернуть нельзя уже)
· Живое всегда индивидуально и неповторимо. Любой биологический объект по Берксону имеет неповторимые черты.
· Живое с неизбежностью развивается.
Социальная философия Берксона.
Типы общества:
· Закрытый. Такое общество строится на подавлении людей и в нем доминирует авторитарная форма правления.
· Открытый. Оно строится на симпатии людей. Доминируют демократические формы правления. Открытое общество-это идеал,который еще далеко не реализован.
Второй позитивизм(Эмпирио-критицизм).
Конец 19 начало 20 века.
Основной причиной появления эмпирио-критицизма, был кризис в естествознании в конце 19,начале 20 веков.
Все считали,что основные законы природы сформулированы,осталось их применить.
Судь кризиса:
· В конце 19-20 веков в ряде экспериментов было доказано,что атомы не являются последней единицей материи,а что существует некие частицы,которые назвали элементарными.
· В результате ряда экспериментов было доказано,что пространство и время непосредственно связаны с массой тела и гравитацией.
· По ряду эксперементов было доказано,что скорость света является величиной постоянной,а такой субстацией в космосе" небесной эфир" не существует.
Создателями эмпирио-критицизма были: швецарский философ и психолог Рихарт Авенариус и австрийский физик и философ Эрнст Мах.
Основная идея империо-критиков- единственная доступная человеку реальность это ощущения. Маз называл ощещения- нейтральными элементами опыта.Ощущения одновременно. Включают в себя как физические так и психические свойства. Любой предмет есть ничто иное,как совокупность ощущений. Понятие атом,масса и тд не имеют реального статуса, они являются лишь конструкциями для описания действительности. Не существует принципиальной рзхазницы между физикой и психологией,потому чтоти физика и психология в конечном итоге изучают ощущения.
Эмпирио-критицизм оказал большое влияние на западную социал-демократию. В России сложилась большая группа последователей эмирио-критицизма в рамках отечествнной социал-демократии(Богданов,Луначавский,Базаров). В борьбе с этими мыслителями Ленин написал философскую работу" Материализм и эмпирио-критицизм".
Близским течением к эмпирио-критицизму был конвенционализм. Наиболее известным представителем этого направления был французский философ и математик Анри Пуанкаре.
Основной формой существования науки являются теории и гипотизы. (конвенционазим).
Теории принимаюся как конвенции, то есть договоренности, в рамках научного сообщества,поэтому не существует абсолютных истен,а движущим фактором науки является сообщество исследователей,которое принимает в расках научных закономерностей те или иные положения. В качестве иллюстрации Пуан Каре приводит наличие евклидовых и не евклидовых геометрий. Позитивизм- эмпирическое течение.
Противоположный эмпирио-критикам было течение неокантианство. "назад к Канту"(основа объяснения).
Неокантианство в основном в Германии в рамках 2 школ:
· Марбургская.
· Фрейбургская/ Баденская/ Юго-Западная.
1 школа: основатель Герман Коген. Принцип: не существует ощущений, которые бы не прошли первичную обработку,поэтому самой первой дисциплиной является Логика чистого опыта. Абсолютной истины не существует,но существует постоянное приближение к ней, поэтому он придерживается гносеологического релятивизма. Социальная философия-наиболе справедливое общество – социалистическое. Цель-ничто,стремление к цели- все. На этом понимании базировалось представление о сознании многих деятелей западно-европейской социал-демократии.
Виндель Бант
Классификация наук (2 вида наук).
1группа: ……………………………. (науки,которые изучают универсальные закономерности,присущие тем или иным объектам)
2группа: идеографические (изучают уникальные и неповторимые особенности).
Вывод: одни и те же объекты могут изучаться 2-мя способами. Методы этих наук невозможно свести к третьему.(т.е их невозможно объединить)
Классификация оказала большое влияние на методологию науки 20-го века.
Макс Вебер
Вебер считал, что в фундаменте европейской цивилизации и культуры лежит расколдовывание мира. Наиболее ярко это произошло в эпоху нового времени. Появляется новоевропейская наука: соединение теории античности с экспериментами эпохи возрождения.
Рациональная бюрократия (принципиально новая система управления), рациональная
рациональная система права, форма религии
рациональная система хозяйствования (капитализм) (протестантизм)