Рисование — один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело берется за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувствуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь маленькому человеку!
Не все дети — будущие художники, и этого не изменят даже самые лучшие педагогические методики. Но у всех детей есть предрасположенность к овладению графическими навыками, и в ваших силах помочь ребятам раскрыть свой изобразительный потенциал.
В данном пособии дается доступная ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возрастов методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Предложенные алгоритмы просты, рациональны. Схемы изображения в значительной степени стилизованы, условны, но совершенно очевидно обозначают конкретное животное, а потому безошибочно узнаются детьми. Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге. Дети легко их усваивают.
Существует опасение дать обучающимся «графические штампы», стереотипы рисования, которые лишат рисунки индивидуальности и творчества. Однако не следует бояться стереотипности детского рисунка. Исследователи детского изобразительного творчества рассматривают стереотипность как неотъемлемое качество рисунка ребенка, органично присущее ему на всех этапах развития и являющееся реальным проявлением подражательности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмическими схемами препятствует развитию детского художественного творчества, созданию оригинального рисунка. Но это лишь на первый взгляд. Стереотипные схематичные рисунки (или графические штампы) присущи изобразительной деятельности детей на разных возрастных этапах.
Младенческие (традиционные) стереотипы дети приобретают в раннем возрасте, у самых истоков овладения рисованием (например: солнышко с глазами, человечки — «точка, точка, запятая...», домик с треугольной крышей и трубой и т.д.). Случается, они так и не получают себе достойной замены в течение последующего обучения. Традиционными они называются потому, что эти устойчивые штампы передаются из поколения в поколение.
Контактные стереотипы заимствованы непосредственно из рисунков окружающих, часто они не предлагаются ребенку в качестве образца, а бывают просто подсмотренными. Вероятность закрепления таких стереотипов во многом зависит от авторитета рисовальщика, у которого они заимствованы ребенком.
Идеологические (исторические) стереотипы — это стереотипы, порождаемые в большинстве своем средствами массовой информации, пропаганды и рекламой. Кроме того, каждый исторический промежуток порождает свои характерные стереотипы, по которым достаточно просто атрибутировать детские рисунки, даже не обращаясь к пометкам на работах. Привлекательность этих образов для детей вполне объяснима, так как они обладают динамичность (преимущественно для мульт-образов), эмоциональностью, часто' связанной с радостью узнавания, и кроме того, за этими образами стоит занимательный сюжет.
Следует помнить, что стереотипы бывают положительные — опорные и отрицательные — акреативные. Опорные в дальнейшем трансформируются, и на их основе дети могут создавать индивидуальные схемы изображения животных, предметов и т.д. Акреативные же кочуют из рисунка в рисунок без существенных изменений. Они не способствуют творческому развитию.
Задача взрослого состоит в том, чтобы убедить ребенка, что искусство подразумевает не только самостоятельное изображение, но и самостоятельное сочинение образа.
Только помните, что увлекаться одной схемой рисования не следует. Старайтесь дать детям как можно больше алгоритмов рисования одного и того же животного, а потом просите дорабатывать художественный образ особенностями внешнего вида конкретного животного в соответствии с вашим сюжетом. А для этого ваш рассказ должен быть эмоционально насыщенным, интересным для ребенка, чтобы вызвать у него желание оживить его на бумаге. Было бы хорошо, если бы вы каждую новую схему облачали в сказочную канву. Сказочная канва быстро и непринужденно организует детское внимание на нужном объекте изображения. Ведь сказка — это всегда ожидание чуда, волшебства, и очень важно не обмануть ребенка в его ожиданиях. Необычные превращения геометрических фигур, знакомых предметов в новые, неожиданные образы, осуществленные в русле сказочного повествования, воспринимаются детьми более эмоционально, живо, глубже переживаются. Дети быстро и прочно запоминают сказочный сюжет, а вместе с ним и осваивают технические навыки и формообразующие движения.
Алгоритмические сказки вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Ребенок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания сложного изображения — животного. Рисование, «привязанное» к сказочному сюжету, сокращает время объяснения приемов рисования в начале занятия, проводимого в традиционной форме. Поэтому, когда вы закончите рисовать сказку, у вас останется время для развития творческой активности детей — предложите, например, нарисовать сюжетную картинку по сказке или дополнить сказку, изменить.
Сказка может «прийти в гости» на одно-два занятия, а может стать и методическим приемом, организующим внимание и восприятие дошкольников и младших школьников в течение всего года. Когда дети поймут принцип рисования по алгоритмическим схемам, они начнут сами сочинять сказки.
Принято считать, что дети обладают неограниченной фантазией. Но в действительности развитие воображения требует больших усилий, как от ребенка, так и от заинтересованного в этом взрослого. И развитие каждой грани воображения нуждается в особых средствах.
Если нарисовать овал, то он будет выглядеть как буква «О» или яйцо. Яйцо превращается в туловище цыпленка — новую ступень воображения. Именно работа с ассоциациями служит фундаментом для развития воображения. Так, нарисованное яйцо может быть похоже на маленького лягушонка, стул может превратиться в жирафа, а камень у калитки — в бегемота. И это уже творческое воображение.
Используя сказочные сюжеты, взрослый может создавать театрализованные ситуации, при которых дети уподобляются героям сказок, действуют в воображаемых условиях. Игровые импровизации лучше проводить под музыкальное сопровождение, что оживит занятие, сделает его эмоционально насыщенным. По мнению профессора Б. П. Юсова, ребенок по природе своей предрасположен к восприятию одновременно многих искусств, то есть «изначально полихудожественен». Поэтому дети с удовольствием слушают, рисуют сказочные сюжеты и импровизируют одновременно.
Алгоритмические схемы рисования животных состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Когда вы начинаете показывать алгоритм рисования животного, дети узнают эти формы и радуются от того, что они уже умеют их рисовать. Приятно встретить что-то знакомое. Незнакомое, неизвестное — непонятно. Оно раздражает, даже пугает. Понятно поэтому, насколько высоко ценит ребенок то, что уже освоил, тем более то, что он может манипулировать по желанию — поворачивать круги в разные стороны: и вот уже уточка то смотрит вперед, то назад, то вниз, в воду.
Именно по отношению к использованию стереотипов намечается два психотипа рисовальщиков, соответствующих двум основным разновидностям, на которые мы условно делим стереотипы, опорным и акреативным.
Первый тип — это обучаемые, получающие удовлетворение от самостоятельного решения проблем, создания чего-то нового своими усилиями. Если направить это свойство ребенка в нужное русло, то можно получить интересную, творческую личность. Такие люди если и пользуются стереотипами, то чаще всего индивидуальными, а заимствованные преодолевают достаточно легко, пользуясь ими как опорными для дальнейшей трансформации образов.
Второй тип — обучаемые, ориентированные на использование уже готовых схем. Если лишить такого ребенка возможности использовать стереотипные заготовки, то это, скорее всего, выльется в отказ от вида деятельности. И это вовсе не означает, что дети такого типа ущербны. Они просто другие. Они могут с равномерным усердием выполнять такую монотонную работу, от которой творчески ориентированная личность в свою очередь стала бы разрушаться и бунтовать. Таким обучаемым упрощенные приемы рисования помогают освоить программные задачи занятия, получить удовольствие и радость, а, следовательно, и в дальнейшем они будут работать более уверенно и не испытывать насмешек своих друзей из-за неудавшегося рисунка.
Проблема определения путей и способов формирования развития творческой активности детей при опоре на их подражательность является в настоящее время актуальной, но до конца не решенной. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца с большей или меньшей степенью сознательности, активности и творчества (Г. Кириллова).
Одни исследователи прямо или косвенно отрицают позитивную роль подражания в детском творчестве (М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова), другие считают, что оно включает в себя элементы творчества (А. М. Агальцев, А. Г. Ковалев, А. Г. Просецкий), третьи подчеркивают подражательный характер детского творчества (Л. С. Выготский, А. Я.Дудецкий). Ряд авторов, рассматривая подражание и творчество как взаимосвязанные явления, вместе с тем отмечают противоречивую роль подражания в продуктивных видах деятельности (Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина). Работы Т. И. Горбатенко, А. В. Запорожца, В. А. Просецкого показывают, что характер подражания детей зависит от сформированное™ их графических умений и навыков. По мнению Т. С. Комаровой, индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладевают техническими навыками и формообразующими движениями.
Некоторые педагоги, занимаясь с детьми рисованием, считают, что развивать графические и технические навыки не следует, так как тем самым ребенок якобы отвлечется от образного решения. Исследование Т. С. Комаровой, направленное на внимательное изучение специфики возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка, показало ошибочность подобной точки зрения. Более того, ею замечено, что ребенок с удовольствием повторяет многократно то или иное движение руки с карандашом, он как бы отрабатывает свободное и уверенное формообразующее движение. Ребенок испытывает эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда-то или иное движение удается ему, когда он оказывается способен управлять своей рукой, подчинять ее выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать связывают с умением изображать.
На первых порах, когда ребенок только осваивает основные формообразующие движения, ему бывает очень трудно нарисовать ровный круг, овал и т. д. Помогите ему. Есть много способов. Напомним некоторые из них.
Сделайте картофельные матрицы. Для этого возьмите картофелину такого размера, чтобы ребенку удобно было держать ее в руках. Разрежьте ее пополам и предложите ребенку обмакнуть срез в блюдце с краской. Затем отпечатайте круги в соответствии с вашей алгоритмической схемой. Например, для рисования кота вам может пригодиться схема из трех кругов, расположенных вертикально, — «снеговика».
После того как дети отпечатают «снеговика», дайте им кисточки или фломастеры и попросите дорисовать остальные детали образа кота. В следующий раз «уроните снеговика», и кот у вас окажется в лежачем положении.
Матрицы можно сделать также из картона, поролона, пробок и т.д.
Для отработки формообразующих движений карандашом приготовьте детям шаблоны геометрических форм, вырезанных из картона. Пусть дети обводят эти формы по внешнему краю. Только следите, чтобы карандаш рисовал по бумаге, а не по шаблону. Когда дети научатся обводить отдельные геометрические формы, можно предложить им подвижные шаблоны, состоящие из двух-трех деталей, например овалов. Детали можно скрепить проволокой (диаметр проволоки — 0,3—0,5 мм, длина — 8—10 см). Наложите одну деталь на другую и в сантиметре от края проколите отверстие шилом или толстой иглой. Проволоку проденьте в полученное от прокола отверстие на половину длины проволоки и зафиксируйте концы, закручивая их по спирали вокруг прижатого к месту прокола карандаша или пальца. Полученный подвижный шаблон располагают на бумаге, обводят и дорисовывают. Одним таким шаблоном можно нарисовать разных животных.
Не забывайте, что все хорошо в меру. Поэтому не злоупотребляйте обведением шаблонов, как только почувствуете, что дети могут самостоятельно рисовать геометрические формы, переходите к самостоятельному рисованию. И не беда, если поначалу круг будет похож на лужу, а квадрат на картошку.
Если познакомить детей лишь с одной алгоритмической схемой рисования какого-либо животного, возникнет опасность сформировать у них графический штамп. Чтобы этого не произошло, сделайте для них каталог технологических карт с алгоритмическими схемами. На занятиях по сюжетному рисованию дети часто используют изображения животных. Если они будут затрудняться в изображении того или иного животного, предложите найти в каталоге нужную карту, взять с собой за стол и срисовать. Успешное повторение увиденного ранее изображения доставляет ребенку большое удовлетворение. Это создает ощущение причастности к созданию художественного образа.
Мы знаем, что дети большие фантазеры, но не всегда могут свои фантазии отразить на бумаге из-за недостатка изобразительного опыта.
Однажды мальчик получил за урок по рисованию двойку только потому, что его листок оказался чистым. Когда все дети исправно рисовали с натуры чашку, он мысленно «видел, как утром мамонт просыпается», но нарисовать этого не смог. У ребенка был образ предмета, достаточный для его узнавания, но слишком неотчетливый для его изображения. А ведь учитель мог помочь ему, если бы показал, как можно нарисовать мамонта, разложив образ на элементы, уже знакомые ребенку, например сравнив форму тела мамонта с огромной горой, а голову с уже знакомой головой слона, а потом дополнить рисунок характерными деталями.
К сожалению, мы не узнаем, как выглядел мамонт, которого увидел тогда малыш. Сейчас он сам взрослый. Возможно, он научился рисовать, а может, по-прежнему испытывает затруднения, когда его сын или дочь просят помочь отразить свои фантазии на листочке бумаги. Было бы хорошо, если бы наша книжка попала в руки таким родителям. Удачи!
Примерные
Алгоритмы
Рисования
Животных
Лдж