ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА




Конференция обучающихся муниципальных

Образовательных учреждений Калужской области «Старт в науку»

 

Секция: краеведение (историческое, мемориальное, литературное)

 

 

Мои ленинградские корни

 

Автор работы:

Городецкая Кира, обучающаяся

МБОУ «Среднеобразовательная школа № 18»

Научные руководители:

Воронова Е.Я., учитель начальных классов

МОУ «Среднеобразовательная школа № 18»

Городецкий В.К., к.э.н., член-корреспондент

международной академии наук высшей школы,

зав. кафедрой «Экономика предприятия»

кафедры экономики НОУ ВПО «Институт

управления, бизнеса и технологий»

 

Калуга, 2015

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение  
     
1. Блокада Ленинграда  
2. Дети блокадного Ленинграда  
3. О моих родственниках в блокадном Ленинграде    
  Заключение  
  Библиография  
  Приложения  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования

27 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня прорыва ленинградской блокады. Этот день является Днём воинской славы России - это День освобождения советскими войсками города Ленинграда от его блокады немецко-фашистскими войсками.

В приказе Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» было написано: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли … Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй … В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения» [1].

1 января 1941 года в Ленинграде проживало около трёх миллионов человек. Город располагался близко к границе. Советские войска могли отдать Ленинград врагу без боя. Но Гитлер приказал уничтожить город и его население. Поэтому город врагу не сдался.

Цель исследования

Цель данной работы заключается в кратком исследовании истории блокады Ленинграда, жизни детей в осажденном городе, в том числе моей прабабушки Дины, которой было в то время 12 лет.

Задачи исследования

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- раскрывается история блокады Ленинграда;

- анализируется жизнь детей в осажденном городе;

- исследуется жизнь моих родственников в самое тяжелое время блокады.

В процессе исследования были использованы книги о блокаде Ленинграда, в т.ч. моей двоюродной бабушки, блокадницы С.В. Смирновой, статьи, воспоминания моих старших родственников, письма с ленинградского фронта моего прапрадедушки В.М. Стволинского, ушедшего в июне 1941 года на фронт добровольцем и погибшего в мае 1945 года в Берлине, и другие документы.

Исследовательская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии, 10 приложений.


БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

 

Блокада Ленинграда – это окружение и военная блокада города немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда, который сегодня называется город Санкт-Петербург. Она продолжалась 872 дня: с 8 сентября 1941 года. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.

К началу блокады в городе не имелось запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, на другом берегу которого были враги, их артиллерия и авиация. Они не давали перевозить в город продовольствие и топливо, вывозить детей и женщин из города. Поэтому в городе был массовый голод и холод, что привело к смерти сотен тысяч жителей.

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Железнодорожное сообщение было прервано еще 27 августа. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны в Ленинграде было свыше 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним областей.

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой.

К 12 сентября были проверены и учтены все съестные запасы. В октябре жители города почувствовали на себе нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Люди теряли сознание от голода на улицах и на работе, были первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале 1942 года за каннибализм было осуждено более 600 человек, в марте - более тысячи.

Запасы продовольствия пополнять было очень трудно: самолетами обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. Лёд на озере был ещё очень тонким, чтобы по нему могли проехать автомобили. Все эти дороги находились под постоянным огнём противника.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовой, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Нормы отпуска продуктов по продовольственным карточкам постоянно снижались и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял рабочим 250 граммов, а служащим, иждивенцам и детям до 12 лет по 125 граммов хлеба в сутки. При этом в хлебе половину составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки: шелуха и целлюлоза.

В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Каждый день в Ленинграде умирало более 4 тысяч человек. В декабре умерло 50 тысяч человек. В январе-феврале 1942 года умерло почти 200 тысяч человек.

Ещё одной важной причиной смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива. Прекратилось отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах, кроме оборонных. Зима 1941-1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного - самой холодной за весь период наблюдений за погодой в Санкт-Петербурге и Ленинграде. Даже в мае 1942 года наблюдалось 4 дня с отрицательной температурой. Зимой было много снега: высота его к концу зимы была более полуметра.

«Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь.» [2]

Основным средством тепла в квартирах стали особые маленькие печки - буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Из-за нехватки электричества прекратилось движение трамваев. Это событие стало важной причиной роста смертности.

За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны. За годы блокады всего погибло около 1,5 миллиона человек и только около 50 тысяч из них погибли от бомбёжек и артобстрелов. Остальные умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище.[3]

После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года.


ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

 

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей. Их стремились сберечь в первую очередь, укрыть от обстрелов, от бомбежек. Спасти детей можно было только отстояв город.

«Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке». [4]

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая умерла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

У ленинградских детей было особое детство - блокадное. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, взрослые шли за письмами. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали с концертами перед ними в госпиталях.

В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов. Нередко во время урока раздавался вой сирены, предупреждающей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только детские ручонки, но и замерзали чернила. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 года, с уважением называли «зимовщиками».

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Перед прорывом блокады на предприятия приезжали делегации из фронтовых частей. Солдаты вытирали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок: «Не уйду, пока не выполню норму!».

В течение всей героической обороны города дети были достойными соратниками взрослых. Не было таких событий, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.[5]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: