Состав и функции внутренней среды человека




Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2

содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже

образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других

дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

 

 

Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение,

описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное

мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его

полное решение.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

В черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.

 

Желаем успеха!

О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю» Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта «ЕГЭ 100 баллов» https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. Нашли ошибку в варианте? Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим! Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_39008096 (также доступны другие варианты для скачивания)


РЕДАКТОРЫВАРИАНТА
Дима Токарев https://vk.com/id51102913 Лилия Квасникова https://vk.com/liliya572016 Камиль Курбанов https://vk.com/idkamilkurbanov Ольга Лаптева https://vk.com/id156412888

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Удобрения
Органические
Минеральные
Торф
Азотные
Перегной
Калийные
Навоз
?

 


Ответ: ___________________________.

 

 
Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

 

Форма изменчивости Пример изменчивости
  Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года
Мутационная Полиплоидные сорта томата

 

Ответ: ___________________________.

 
Фрагмент молекулы ДНК содержит 60 нуклеотидов. Из них 12 нуклеотидов приходится на тимин. Сколько гуаниновых нуклеотидов содержится в этом фрагменте? В ответе запишите только соответствующее число.

 

Ответ: ___________________________.

 

 
Все приведенные ниже признаки, кроме двух, реакции, происходящие в ходе энергетического обмена у человека. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) образование кислорода из воды

2) образование углекислого газа и воды в клетках

3) восстановление углекислого газа до глюкозы

4) расщепление глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты

5) синтез 38 молекул АТФ


Ответ:

 
Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА

 

А) протекает с выделением энергии 1) энергетический

Б) происходит в цитоплазме клеток и 2) пластический

митохондриях

В) происходит на рибосомах и гладкой ЭПС

Г) протекает с поглощением энергии

Д) в результате образуется АТФ, вода,

углекислый газ и т.д.

Е) в результате образуются белки, жиры и

углеводы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В Г Д
         

 

 
Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?

Ответ запишите в виде числа.

 

Ответ: ________________________

 

 
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания модификационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) возникает в пределах нормы реакции

2) обусловлена действием радиации

3) формируется под действием факторов среды

4) имеет групповой характер

5) формируется при потере участка хромосомы нуклеотидной последовательности

 


Ответ:

 

 

 
Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП МУТАЦИИ

 

А) включение двух лишних нуклеотидов 1) хромосомная

в молекулу ДНК 2) генная

Б) кратное увеличение числа хромосом в 3) геномная

гаплоидной клетке

В) нарушение последовательности

аминокислот в молекуле белка

Г) поворот участка хромосомы на

180 градусов

Д) уменьшение числа хромосом в

соматической клетке

Е) обмен участками негомологичных

хромосом

 

Ответ: А Б В Г Д Е
           

 

 
Земноводные – животные, хорошо приспособленные к жизни в двух средах обитания. Выберите изприведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описаниюперечисленных выше и выделенных шрифтом, признаков.

 

(1) Многие учёные считают, что земноводные произошли от древних кистепёрых рыб. (2) Непосредственными предками земноводных были стегоцефалы, достигавшие в своих размерах 1 м в длину. (3) Земноводные – первые животные, которые передвигались на конечностях рычажного типа, имеющих плавательные перепонки. (4) В скелете земноводных сохраняется много хрящей. (5) Атмосферный воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости, а также диффундирует через кожу, покрытую слизью. (6) Развитие земноводных происходит с метаморфозом в несколько стадий: яйцо → головастик с наружными жабрами → взрослое животное.

 

Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 


Ответ:

 

 

 
Установите соответствие между признаком растения и семейством покрыто-семенных, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВО

 

А) пятичленный цветок 1) лилейные

Б) мочковатая корневая система 2) паслёновые

В) параллельное жилкование листьев

Г) в проводящих пучках нет камбия

Д) многие части растения ядовиты

Е) встречаются кустарниковые формы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В Г Д Е
           

 

 
Установите правильную последовательность классификации яблони апорт, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) сорт апорт

2) эукариоты

3) растения

4) розоцветные

5) покрытосеменные (цветковые)

6) двудольные

 

 


Ответ:

 

 

 
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под

которыми они указаны. Признаки условных рефлексов:

 

1) видоспецифичные

2) групповые

3) имеют временные рефлекторные дуги

4) имеют постоянные рефлекторные дуги

5) не наследуются

6) индивидуальные

 


Ответ:

 

 

 
Установите соответствие между характеристикой и видом поперечнополосатых мышц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД МЫШЦ

 

А) состоит из длинных волокон, не 1) скелетная

соединяющихся друг с другом 2) сердечная

Б) воспринимает импульсы по

соматической рефлекторной дуге

В) сокращается произвольно

Г) сокращается автономно

Д) клетки соединяются друг с другом в определенных участках

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В Г Д
         

 

 
Установите правильную последовательность передачи светового сигнала по структурам глаза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) стекловидное тело

2) хрусталик

3) зрительный нерв

4) рецепторы сетчатки

5) роговица

6 rA4lO9V+diaIQYNSKmWUg5QnAypL1yBqDVmSgSwL+f+D8gcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA toM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQA BgAIAAAAIQBfgmHJHQIAAD4EAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDWj2w63QAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAHcEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQ SwUGAAAAAAQABADzAAAAgQUAAAAA "/>


Ответ:

 

 

 
Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Длина тела животных составляет 18-26,5 см, а масса – 170-319 г. (2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть. (3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. (4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5-2 м. (5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей. (6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

 

Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 

 


Ответ:

 

 

 
Установите соответствие между примерами и возможными способами видообразования, которые иллюстрируются данными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫСПОСОБЫ

ВИДООБРАЗОВАНИЯ

 

А) ранне- и позднецветущие популяции 1) географическое

погремка на одном лугу 2) экологическое

Б) подвиды тигров – амурский и бенгальский

В) популяции форели в озере Севан,

различающиеся сроками нереста

Г) возникающие в результате пищевой

специализации виды синиц

Д) популяции обыкновенной белки в

Центральной России и на Кавказе

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В Г Д
         

 

 
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под

которыми они указаны. Какие из приведенных экосистем можно отнести к природным?

 

1) яблоневый сад

2) заливной луг

3) хвойный лес

4) пшеничное поле

5) плантация масличной пальмы

6) пустыня Гоби

 


Ответ:

 

 

 
Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и функциональными группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ

 

А) выделяют в атмосферу кислород 1) консументы

Б) минерализуют органические вещества 2) продуценты

В) создают органические вещества из 3) редуценты

неорганических

Г) восстанавливают нитраты до свободного

азота

Д) замыкают круговорот веществ

Е) бывают 1, 2 и 3 порядков

 

Ответ: А Б В Г Д
         

 

 
Установите последовательных этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) появление псилофитов

2) обилие древовидны папоротников, хвощей и плаунов

3) появление зеленых водорослей

4) появление и расселение покрытосеменных растений

5) появление первых фотосинтезирующих бактерий

 


Ответ:

 

 

 
Проанализируйте таблицу "Состав и функции внутренней среды человека". Заполните пустые ячейки

таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки,

обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Состав и функции внутренней среды человека

Компоненты Местонахождение Функции
_____________(А) Сосуды, протоки и узлы Обеззараживание и возвращение в кровь тканевой жидкости
Тканевая жидкость ________________(Б) Транспорт веществ
Кровь Сердце и кровеносные сосуды _______________(В)

Список терминов:

1) плазма

2) лимфа

3) перенос газов и питательных веществ

4) транспортная, иммунная, гуморальная, терморегуляционная

5) сохранение постоянной температуры тела

6) в спинномозговом канале головного и спинного мозга

7) в крупных и мелких сосудах

8) промежутки между клетками

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В
     

 

 

 
 
Проанализируйте таблицу «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков в день»

 

 

Возраст Энергия, ккал Белки, г Жиры, г Углеводы, г
Всего Животные
1-3 года          
4-6 лет          
6 лет (школьники)          
7-10 лет          
11-13 лет, мальчики          
11-13 лет, девочки          
14-17 лет, юноши          
14-17 лет, девушки          

 

Выберите верные предложения:

 

1) в среднем школьном возрасте рост девочек опережает рост мальчиков

2) дошкольники, в отличие от школьников, в связи с высокой подвижностью нуждаются в богатой жирами и углеводами пище.

3) в подростком возрасте юноши нуждаются в сравнительно большем количестве суточной энергии, чем девушки

4) в первые годы жизни дети получают больше белков животного происхождения

5) количество потребляемой суточной энергии зависит от количества потребляемых углеводов

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Ответ: ______________________.

 

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

 
Как изменится скорость транспирации у подсолнечника в жаркий ветреный день, по сравнению с безветренной погодой (влаги в почве достаточно)? Ответ поясните.

 

 
Какие органы изображены на рисунке? В чем заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.

 
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,

в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1) Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности. (2) В завязи цветка образуются гаплоидные и пыльцевые зерна. (3) Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра – генеративное и вегетативное. (4) Генеративное ядро делится на два спермия. (5) Спермии направляются к пыльнику. (6) Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку. (7) В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из центральной клетки триплоидный эндосперм.

 

 
Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.

 

 

 
Чем характеризуется биологическое разнообразие?

 

 
 
В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

 

Генетический код (иРНК)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: