Оформление границ империи. Окончание кавказской войны. Завоевание малой Азии.




Народничество

Народничество, у истоков которого стояли Герцен и Чернышевский, сложилось в мощное движение со своей идеологией. Защита интересов простого на­рода, демократизм, отрицательное отношение к буржуазному строю, вера в социалистическую утопию были заимствованы народниками у Герцена и Чернышевского. Влияние последнего было особенно сильным: Герцен высоко ценил гражданские права и свободы, народники же вслед за Чернышевским считали, что социальное освобождение решит все проблемы; за гражданские свободы они боролись постольку, поскольку надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм.

Направления

Пропагандистское возглавлял П. Л. Лавров. Он разделял веру в социалистическую утопию, в самобытность исторического развития России, общину как основу ее будущего строя; признавал необходимость социальной революции; критиковал революционный авантюризм, поспешность. Революция, по Лаврову, должна готовиться неустанной пропагандой интеллигенции среди народа, насилие должно быть сведено к минимуму: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой».

Бунтарское направление возглавлял М. А. Бакунин. Его анархическое учение говорило об антигуманной сущности всякого государства. Государства следовало заменить свободными автономными обществами, организованными снизу вверх. Бакунин требовал передачи всей земли — земледельцам, промышленности и капиталов — рабочим союзам, упразднение семьи и брака, общественного воспитания детей, уравнения прав женщин с мужчинами. В начале 70-х годов Бакунин сосредоточил свою деятельность на юге Европы.

Заговорщическое направление представлял П. Н. Ткачев. Он видел ближайшую цель в создании хорошо законспирированной дисциплинированной революционной организации, которая, не теряя времени на пропаганду, должна захватить власть. В этом он был близок к «бланкизму» —идеям французского революционера О. Бланки. В отличие от Лаврова Ткачев полагал, что не просвещение народа должно предшествовать революции, а наоборот. После захвата власти уничтожаются консервативные и реакционные элементы и распространяется равенство и братство. В противоположность бакунистам Ткачев оставлял сильное централизованное государство. Идеи Ткачева нашли свое отражение в народническом движении конца 70-х годов.

В 1869 г. в Москве создал свою организацию (на базе разгромленного ишутинского кружка) С. Г. Нечаев. Себя он выдавал за члена несуществующего центрального комитета, требовал от подчиненных строгой дисциплины и слепой веры руководителю. Нечаев считал, что для достижения высоких целей хороши любые средства, даже аморальные. Одного из членов общества он заподозрил в отступничестве и велел убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство совершили, но организация была раскрыта. Правительство устроило открытый суд. Нечаевский процесс многих оттолкнул от революционного движения, в котором назревали опас­ные явления.

В начале 70-х годов в Петербурге несколько кружков, которые возглавляли М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Н. В. Чайковский, объединились в единую подпольную организацию, получившую название (по имени последнего) «чайковцы». Главным ее делом была пропаганда среди рабочих идей демократизма и социализма. Предпринимались попытки наладить работу среди крестьян. В 1873—1874 гг. развернулось стихийное движение радикально-демократической молодежи — хождение о народ. Последователи Лаврова стремились перевоспитать народ, бакунисты — поднять на восстание. Особого размаха хождение в народ достигло в Поволжье. Однако пропаганда велась торопливо, и народники не сумели верно оценить, насколько социалистическое учение соответствует народным взглядам; поднять восстание тоже нигде не удалось. Правительство арестовало более 1500 чел., несколько сотен из них предстало перед судом по обвинению в революционной пропаганде. Хождение в народ подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевской идеи о необходимости создания мощной организации для подготовки революции.

В 1876 г. возникла новая «Земля и воля», построенная на началах централизма. В ее состав вошли избежавшие арестов участники хождения в народ — М. А. Натансон, Г. В. Плеханов, С. Л. Пе­ровская. Ядром был небольшой кружок; общество делилось на три группы: 1) «деревенщики», ведущие работу в крестьянской среде; 2) пропагандисты среди рабочих и студентов; 3) «дезорганизаторская группа» для борьбы со шпионажем в рядах революционеров и привлечения на свою сторону лиц из правительственных учреждений, военных. Члены «Земли и воли» вели активную разъяснительную работу, применяя иногда и «пропаганду фактами». Террор рассматривался как средство самозащиты. Землевольцы сделали вы­воды из хождения в народ: их программа требо­вала передачи всей земли крестьянам, свободы и самоуправления — эти требования были близки и понятны крестьянам; пункт о свободе вероис­поведания был рассчитан на привлечение старо­обрядцев и сектантов. 6 декабря 1876 г. общество организовало демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге, демонстрация не удалась; но суровое наказание участникам (пятерых приговорили к каторге, десятерых отправили в ссылку) вызвало к ним сочувствие. После этого землевольцы организовали поселения в Поволжье, на Кавказе, Кубани и Дону; они хотели создать «революционную рать» и не понимали, сколь наивны попытки немедленно поднять народ на восстание.

Полиция выслеживала и громила поселения, к осени 1877 г. их почти не осталось. В «Земле и воле» назревал кризис.

оформление границ империи. Окончание кавказской войны. Завоевание малой Азии.

Завоевание южных территорий Россией заняло около 50 лет. Это была одна из самых затяжных войн страны. История кавказской войны 1817—1864 годов была длительной, исследователи до сих пор изучают документы, собирают сведения и составляют хронику военных действий.

Несмотря на продолжительность, она окончилась для России победой. Кавказ принял русское подданство, а Турция и Персия отныне не имели возможности влиять на местных правителей и подстрекать их к смуте. Итоги кавказской войны 1817—1864 гг. хорошо известны. Это:

закрепление России на Кавказе;

усиление южных рубежей;

ликвидация горских набегов на славянские поселения;

возможность влиять на ближневосточную политику.

Еще одним важным результатом можно считать постепенное слияние кавказской и славянской культур. Несмотря на то, что каждая из них имеет свои особенности, на сегодняшний день кавказское духовное наследие прочно вошло в общую культурную среду России. И сегодня русские люди мирно живут бок о бок с коренным населением Кавказа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: