Культура древней Греции.




Культурно-историческая

периодизация:

 

1) Первобытная культура (35тыс.-4тыс.до н.э.);

2) Культура Древнего мира: культура Древнего Востока, Античная культура (4тыс.до н.э.-5в.н.э.);

3) Культура эпохи средневековья(5в.н.э.-17в.н.э.);

4) Культура эпохи Возрождения(15-17в.н.э.);

5) Культура нового времени(17-19в.н.э.);

6) Культура новейшего времени(20в.- по наст.вр.)

 

«ПЕРВОБЫТНАЯ

КУЛЬТУРА»

1. Синкретизм – нерасчлененность, слитность разных видов человеческой деятельности, характерная для первобытного состояния культуры.

 

2. Магия – способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.

 

3. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни. Возник на основании синтеза магии и зачатков искусства.

 

4. Табу – запреты, нарушение которых карается духами; механизм контроля и регулирования социальных отношений.

 

5. Родовые религиозные верования: тотемизм (комплекс верований, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами-определёнными видами животных и растений), фетишизм (религиозное поклонение предметам-фетишам), анимизм (вера в существование духов и наличие независимой души у людей, животных, растений, обожествление сил и явлений природы).

 

6. Мегалиты – культовые сооружения из огромных каменных глыб: менгиры, дольмены, кромлехи.

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА.

 

1. Отличительные признаки крупных культур Древнего мира:

 

Государство Запада – форма социального осуществления свободы, в основе которого лежит идеал индивидуальности и свободы человека.

Государство Древнего Востока основано из потребностей жесткого объединения и административного управления, в связи с природными условиями. В основе лежит идеал единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека.

 

Культура Древнего Востока

 

2. Отличительные признаки культуры Древнего Востока:

а) Восточная деспотия – социальная основа культуры (концентрация и сосредоточение всей власти в единых руках деспота-фараона, императора, правителя);

б) Блокирование человеческой субъективности с целью атрофировать стремление к самостоятельности и самодостаточности личности и внушить страх и сознание своей ничтожности;

в) Органичность в преемственности, тесная связь с природой, жесткая приверженность к традиции, множественность религий, интровертность.

 

3. Мироощущение человека др. Египта основано на религии, вере в загробную жизнь, строжайшем культе мёртвых. Практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшимся в наследство от первобытного мифа.

 

4. Художественно – эстетические особенности культуры Др. Востока:

а) гигантомания-проявление величия правителя, никчемности простого человека-раба;

б) развитая система канонов (законов) - важнейший эстетический принцип, определяющий творческую деятельность мастера;

в) мифологизм способствовал превращению «земных сюжетов в формулы вечности» о созидании мира материальной и духовной культур;

г) зооморфный характер означал подчиненность человека природе, не господствующую, а оберегающую силу тотема;

д) символизация художественных форм позволяла свернуть мифы в символические образы;

е) безымянность искусства – отсутствие субъективной авторской позиции, обязанность мастера заключалась в выражении всеобщих смыслов.

 

5. Фреска – живопись по сырой штукатурке.

 

6. Рельеф – вид скульптуры на плоскости, в котором изображение является выпуклым (барельеф, горельеф) или вдавленным (контррельеф).

 

7. Зиккурат – храмовые башни.

 

8. Религиозно-философские системы др. Индии – брахманизм с его поздними формами: индуизмом, джайнизмом и буддизм.

 

9. Ступа – монументальное каменное мемориальное сооружение, где хранились реликвии Будды.

 

10. Религиозно-философские системы др. Китая – конфуцианство, даосизм.

 

11. Пагода – храмовая постройка, состоящая из опоры, черепичной крыши с поднятыми вверх краями и четко обозначенным карнизом.

 

 

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА.

Культура древней Греции.

1. Характерные особенности греческой культуры:

а) космологичность, центральное мировоззренческое понятие в античном мире было понятие «космос», которое означало порядок, противостоящий Хаосу упорядоченностью и красотой;

б) главные эстетические категории (культуры Др.Греции): красота, мера, гармония;

в) античная культура – тип европейской рациональной культуры (наличие канона);

г) антропоцентризм: человек являлся центром Вселенной. Преимущество жизни над смертью – смысл античного мировоззрения;

д) праздничность.

 

2. Периоды культуры Др. Греции:

а) Крито-Микенский (2тыс.до н.э.);

б) Гомеровский (11-9 вв.до н.э.);

в) архаичный (8-6 вв.до н.э.);

г) классический (5-4 вв.до н.э.);

д) эллинизма (4-1 вв. до н.э.).

 

3. Аэды – певцы-сказители.

 

4. Героический эпос – жанр литературы, основанный Гомером (поэмы «Илиада», «Одиссея»).

 

5. Древнегреческий полис – город-государство, основанный по гражданскому принципу, признавая над собой лишь верховенство закона, а не человека. В древнегреческом полисе произошёл расцвет личности.

 

6. Агонистика (от греч. агон) – понятие, обозначающее состязание, борьбу, спорт, соревнование, соперничество, представляет собой явление, пронизывающее все сферы жизни древних греков (военную, политическую, культурную, спортивную, судебную, бытовую). Агонистика – показатель личной и социальной динамики.

 

7. Калокагатия (греч. «калос»-прекрасный, «агатос»-добрый) – объединение эстетического и этического достоинства, слияние идеального телесного развития и нравственного совершенства. Калокагатия – античный идеал гражданина Д. Греции.

 

8. Лирика – жанр поэзии: элегия, ямб, мелика.

 

9. Ордера – архитектурные стили Др. Греции: дорический, ионический, коринфский.

 

10. Трагедия – литературно-драматургический жанр, основанный на трагическом конфликте героических персонажей, трагическом его исходе (Эсхил, Софокл, Эврипид).

 

11. Катарсис – способ духовного очищения, оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций.

12. Комедия – литературно-драматический жанр, основанный на высмеивании отрицательных явлений в жизни общества и человека (Аристофан).

 

 

Культур древнего Рима

 

1. Отличительные черты

римской культуры:

а) рационалистическое восприятие действительности;

б) веризм (конкретность, историзм);

в) острый, суровый реализм.

г) культ силы и власти.

 

2. Периоды культуры Др. Рима:

Этрусский,

Республики,

Империи.

 

3. Скульптурный портрет – жанр скульптуры, созданный в Др. Риме, передающий внутреннюю суть через индивидуальные черты лица.

 

4. Архитектурные строения, прославляющие величие Рима:

базилики – прямоугольные в плане здания, разделенные на продольные части (нефы);

амфитеатры – монументальные строения, где проходили зрелища (бои гладиаторов, зверей, водные состязания и др.);

триумфальные арки - арочные ворота, через которые въезжал полководец-победитель во время триумфов – церемонийв честьпобеды;

форум – площадь, на которой устанавливались возвеличивающие императора скульптуры и строения;

термы – культурные комплексы, состоящие из бани, библиотеки, галерии, спортивного зала и др.;

акведуки – наземные водопроводы.

 

5. Архитектурные системы:

Др. Греции – стоечно-балочная;

Др. Рима – монолитно-оболочечная.

КУЛЬТУРА

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Главным принципом жизни человека средневекового общества было служение (выполнение своих обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии).

 

2. Главным объектом служения был Бог. Служение Богу предполагает любовь к нему, на путях смирения и покорности.

Вторым объектом служения является господин.

Для рыцарей объектом служения была также и Прекрасная Дама: (отзвук почитания Девы Марии – матери Христа).

 

3. Социальной особенностью средних веков является переход от античного общества свободных, политически равных граждан – к феодальной иерархиисеньоров и вассалов; от служения обществу, государствук личному служению своему господину.

 

4. Христианские идеалы: стремление к загробному существованию; умаление человека, сведение его к греховному существу, осуждение всех радостей земной жизни во имя спасения, искупления грехов; сострадание.

 

5. Основные черты духовной культуры средних веков:

а) религиозность (христианство выступает как религия, фундаментальная мировоззренческая основа сознания, жизни человека, общества, всей средневековой культуры);

б) традиционализм - обращенность в прошлое (новаторство было

проявлением гордыни,

отступлением

от истины);

в) каноничность;

г) символизм;

д) дидактизм;

е) универсальность, энциклопедичность знания;

ж) психологическая самоуглоблённость;

з) историзм.

 

 

6. Особенности Византийской культуры:

а) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;

б) сохранение традиций античной цивилизации, послуживших в дальнейшем основой европейской культуры эпохи Ренессанса;

г) крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества;

д) формирования православия, повлиявшего на систему христианских этических и эстетических ценностей.

 

7. Архитектурные формы церковного зодчества: базиликальная и крестово-купольная.

 

8. Мозаика – вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты.

 

9. Виды живописи Средневековья: фреска, мозаика, икона, книжная миниатюра.

 

10. Философская мысль Византии:

А) Неоплатонизм (где сочетались стоическое, эпикурейское, скептическое учения с примесью элементов философии Платона и Аристотеля);

Б) Рационалистические философские концепции;

В) Иконоборчество - социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон;

Г) Исихастское движение – философско-мистическое и общественно-политическое течение. Исихасты призывали к строгому аскетизму и полному смирению, пассивной созерцательности, полному упокоению- иссихии, самоуглоблённости.

 

 

Культура Киевской Руси.

А) Принятие христианства произошло в 988г. князем Владимиром.

Б) Выбор религии основывался на политических, экономических, культурных связях с Византией, не лишая Руси самостоятельности.

В) В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Поэтому человек Руси стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: