Культурно-историческая
периодизация:
1) Первобытная культура (35тыс.-4тыс.до н.э.);
2) Культура Древнего мира: культура Древнего Востока, Античная культура (4тыс.до н.э.-5в.н.э.);
3) Культура эпохи средневековья(5в.н.э.-17в.н.э.);
4) Культура эпохи Возрождения(15-17в.н.э.);
5) Культура нового времени(17-19в.н.э.);
6) Культура новейшего времени(20в.- по наст.вр.)
«ПЕРВОБЫТНАЯ
КУЛЬТУРА»
1. Синкретизм – нерасчлененность, слитность разных видов человеческой деятельности, характерная для первобытного состояния культуры.
2. Магия – способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.
3. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни. Возник на основании синтеза магии и зачатков искусства.
4. Табу – запреты, нарушение которых карается духами; механизм контроля и регулирования социальных отношений.
5. Родовые религиозные верования: тотемизм (комплекс верований, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами-определёнными видами животных и растений), фетишизм (религиозное поклонение предметам-фетишам), анимизм (вера в существование духов и наличие независимой души у людей, животных, растений, обожествление сил и явлений природы).
6. Мегалиты – культовые сооружения из огромных каменных глыб: менгиры, дольмены, кромлехи.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА.
1. Отличительные признаки крупных культур Древнего мира:
Государство Запада – форма социального осуществления свободы, в основе которого лежит идеал индивидуальности и свободы человека.
Государство Древнего Востока основано из потребностей жесткого объединения и административного управления, в связи с природными условиями. В основе лежит идеал единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека.
Культура Древнего Востока
2. Отличительные признаки культуры Древнего Востока:
а) Восточная деспотия – социальная основа культуры (концентрация и сосредоточение всей власти в единых руках деспота-фараона, императора, правителя);
б) Блокирование человеческой субъективности с целью атрофировать стремление к самостоятельности и самодостаточности личности и внушить страх и сознание своей ничтожности;
в) Органичность в преемственности, тесная связь с природой, жесткая приверженность к традиции, множественность религий, интровертность.
3. Мироощущение человека др. Египта основано на религии, вере в загробную жизнь, строжайшем культе мёртвых. Практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшимся в наследство от первобытного мифа.
4. Художественно – эстетические особенности культуры Др. Востока:
а) гигантомания-проявление величия правителя, никчемности простого человека-раба;
б) развитая система канонов (законов) - важнейший эстетический принцип, определяющий творческую деятельность мастера;
в) мифологизм способствовал превращению «земных сюжетов в формулы вечности» о созидании мира материальной и духовной культур;
г) зооморфный характер означал подчиненность человека природе, не господствующую, а оберегающую силу тотема;
д) символизация художественных форм позволяла свернуть мифы в символические образы;
е) безымянность искусства – отсутствие субъективной авторской позиции, обязанность мастера заключалась в выражении всеобщих смыслов.
5. Фреска – живопись по сырой штукатурке.
6. Рельеф – вид скульптуры на плоскости, в котором изображение является выпуклым (барельеф, горельеф) или вдавленным (контррельеф).
7. Зиккурат – храмовые башни.
8. Религиозно-философские системы др. Индии – брахманизм с его поздними формами: индуизмом, джайнизмом и буддизм.
9. Ступа – монументальное каменное мемориальное сооружение, где хранились реликвии Будды.
10. Религиозно-философские системы др. Китая – конфуцианство, даосизм.
11. Пагода – храмовая постройка, состоящая из опоры, черепичной крыши с поднятыми вверх краями и четко обозначенным карнизом.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА.
Культура древней Греции.
1. Характерные особенности греческой культуры:
а) космологичность, центральное мировоззренческое понятие в античном мире было понятие «космос», которое означало порядок, противостоящий Хаосу упорядоченностью и красотой;
б) главные эстетические категории (культуры Др.Греции): красота, мера, гармония;
в) античная культура – тип европейской рациональной культуры (наличие канона);
г) антропоцентризм: человек являлся центром Вселенной. Преимущество жизни над смертью – смысл античного мировоззрения;
д) праздничность.
2. Периоды культуры Др. Греции:
а) Крито-Микенский (2тыс.до н.э.);
б) Гомеровский (11-9 вв.до н.э.);
в) архаичный (8-6 вв.до н.э.);
г) классический (5-4 вв.до н.э.);
д) эллинизма (4-1 вв. до н.э.).
3. Аэды – певцы-сказители.
4. Героический эпос – жанр литературы, основанный Гомером (поэмы «Илиада», «Одиссея»).
5. Древнегреческий полис – город-государство, основанный по гражданскому принципу, признавая над собой лишь верховенство закона, а не человека. В древнегреческом полисе произошёл расцвет личности.
6. Агонистика (от греч. агон) – понятие, обозначающее состязание, борьбу, спорт, соревнование, соперничество, представляет собой явление, пронизывающее все сферы жизни древних греков (военную, политическую, культурную, спортивную, судебную, бытовую). Агонистика – показатель личной и социальной динамики.
7. Калокагатия (греч. «калос»-прекрасный, «агатос»-добрый) – объединение эстетического и этического достоинства, слияние идеального телесного развития и нравственного совершенства. Калокагатия – античный идеал гражданина Д. Греции.
8. Лирика – жанр поэзии: элегия, ямб, мелика.
9. Ордера – архитектурные стили Др. Греции: дорический, ионический, коринфский.
10. Трагедия – литературно-драматургический жанр, основанный на трагическом конфликте героических персонажей, трагическом его исходе (Эсхил, Софокл, Эврипид).
11. Катарсис – способ духовного очищения, оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций.
12. Комедия – литературно-драматический жанр, основанный на высмеивании отрицательных явлений в жизни общества и человека (Аристофан).
Культур древнего Рима
1. Отличительные черты
римской культуры:
а) рационалистическое восприятие действительности;
б) веризм (конкретность, историзм);
в) острый, суровый реализм.
г) культ силы и власти.
2. Периоды культуры Др. Рима:
Этрусский,
Республики,
Империи.
3. Скульптурный портрет – жанр скульптуры, созданный в Др. Риме, передающий внутреннюю суть через индивидуальные черты лица.
4. Архитектурные строения, прославляющие величие Рима:
базилики – прямоугольные в плане здания, разделенные на продольные части (нефы);
амфитеатры – монументальные строения, где проходили зрелища (бои гладиаторов, зверей, водные состязания и др.);
триумфальные арки - арочные ворота, через которые въезжал полководец-победитель во время триумфов – церемонийв честьпобеды;
форум – площадь, на которой устанавливались возвеличивающие императора скульптуры и строения;
термы – культурные комплексы, состоящие из бани, библиотеки, галерии, спортивного зала и др.;
акведуки – наземные водопроводы.
5. Архитектурные системы:
Др. Греции – стоечно-балочная;
Др. Рима – монолитно-оболочечная.
КУЛЬТУРА
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Главным принципом жизни человека средневекового общества было служение (выполнение своих обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии).
2. Главным объектом служения был Бог. Служение Богу предполагает любовь к нему, на путях смирения и покорности.
Вторым объектом служения является господин.
Для рыцарей объектом служения была также и Прекрасная Дама: (отзвук почитания Девы Марии – матери Христа).
3. Социальной особенностью средних веков является переход от античного общества свободных, политически равных граждан – к феодальной иерархиисеньоров и вассалов; от служения обществу, государству – к личному служению своему господину.
4. Христианские идеалы: стремление к загробному существованию; умаление человека, сведение его к греховному существу, осуждение всех радостей земной жизни во имя спасения, искупления грехов; сострадание.
5. Основные черты духовной культуры средних веков:
а) религиозность (христианство выступает как религия, фундаментальная мировоззренческая основа сознания, жизни человека, общества, всей средневековой культуры);
б) традиционализм - обращенность в прошлое (новаторство было
проявлением гордыни,
отступлением
от истины);
в) каноничность;
г) символизм;
д) дидактизм;
е) универсальность, энциклопедичность знания;
ж) психологическая самоуглоблённость;
з) историзм.
6. Особенности Византийской культуры:
а) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;
б) сохранение традиций античной цивилизации, послуживших в дальнейшем основой европейской культуры эпохи Ренессанса;
г) крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества;
д) формирования православия, повлиявшего на систему христианских этических и эстетических ценностей.
7. Архитектурные формы церковного зодчества: базиликальная и крестово-купольная.
8. Мозаика – вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты.
9. Виды живописи Средневековья: фреска, мозаика, икона, книжная миниатюра.
10. Философская мысль Византии:
А) Неоплатонизм (где сочетались стоическое, эпикурейское, скептическое учения с примесью элементов философии Платона и Аристотеля);
Б) Рационалистические философские концепции;
В) Иконоборчество - социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон;
Г) Исихастское движение – философско-мистическое и общественно-политическое течение. Исихасты призывали к строгому аскетизму и полному смирению, пассивной созерцательности, полному упокоению- иссихии, самоуглоблённости.
Культура Киевской Руси.
А) Принятие христианства произошло в 988г. князем Владимиром.
Б) Выбор религии основывался на политических, экономических, культурных связях с Византией, не лишая Руси самостоятельности.
В) В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Поэтому человек Руси стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению.