Кафедра административного и таможенного права




Кафедра административного и таможенного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенное право»

на тему: Таможенные органы- как субъекты оперативно-розыскной деятельности

 

студентки: Гулеватовой Марии Владимировны

группа: 330

факультет: Юридический

.

Научный руководитель:А.Н.Васина

____доцент, __________________

Оценка:________________

Подпись__________________________

«___»_________________2011 г.

 

 

Владивосток 2011

Cодержание

 

Введение

Глава I. Основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

1.1 Понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности.

1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.

1.3 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Глава II. Полномочия Таможенных органов в сфере Оперативно-розыскной деятельности.

2.1 Подразделения Таможенных органов РФ, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

2.2 Таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности.

Глава III. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляемые оперативно-розыскными подразделениями Таможенных органов РФ.

 

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

В последние время, в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа преступлений, наносящий огромной вред экономическим интересам РФ.

Важнейшей задачей таможенных органов является борьба с контробандой (ст.188 УК РФ) незаконным экспортом технологий, научной информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых для изготовления оружия массового поражения, вооружения и военной техники(ст.189 УК РФ),невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран(ст.190 УК РФ), невозвращение из-за границы средств иностранной валюты (ст.183 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

Для успешной работы необходимо осуществлять полноценно оперативно-розыскную деятельность.

Актуальность моей работы связанна с тем что, для выявления таможенных преступлений необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий которые осуществляются в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Целью курсовой работы является: изучение оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах.

Задачами курсовой работы являются:

1)Изучение Федерального закона “Об Оперативно-Розыскной деятельности”

2) Рассмотреть систему оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах.

3) Проанализировать оперативно-розыскные мероприятия.

При выполнении данной работы были проанализированы Конституция России, федеральные законы, нормативные правовые акты ФТС РФ, периодические аналитические издания, учебная литература.

 

 

Глава I. Основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

1.1 Понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности.

Важней функцией государства является защита страны от внешних и внутренних угроз. Сохранение стабильности и порядка в обществе. Указанные задачи обеспечиваются работой правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельности-вид государственной деятельности, связанной с борьбой с преступностью, имеет целью обеспечение законности и правопорядка в интересах граждан, общества и государства, охрану самого права, которое определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки. Для этого государство располагает специальными органами.

Разновидностью правоохранительной деятельности является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения специальных мероприятий (гласных и негласных) с целью защиты жизни, прав и свобод граждан и обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Признаки оперативно-розыскной деятельности, выражающие её сущность.

1) ОРД являются одним из видов профессиональной сыскной деятельности, и включает в себя функции охраны права путём применения специфических мер юридического воздействия к нарушителям установленного порядка.

Оперативно-розыскная деятельность имеет, прежде всего государственный характер, поскольку осуществляется в интересах и по правилам государства и осуществляется специально уполномоченными органами, деятельность которых носит исключительно правовой характер.

2) ОРД является самостоятельной функцией органов уголовной юстиции и за счёт структурно-организационного обособления.

Полномочия для проведения ОРД обладает специальные государственные органы, которые наделены особой компетенцией для решения соответствующих задач с использованием гласных и и преимущественно, негласных методов и средств. Их перечень определён в ст.13 ФЗ об ОРД и может быть изменен только Законом.

ОРД государственных органов осуществляется по 4-м направлениям: информационно-поисковая, уголовно-сыскная, удостоверительно-розыскная, оперативно-проверочная.

3)Основным способом осуществления ОРД является проведение оперативно-розыскных мероприятий. Только посредством проведения мероприятий оперативного характера достигаются цели ОРД-обеспечение безопасности личности, общества и государства.

ОРД осуществляется при наличие признаков составов преступления.

В том случае, когда содержание ОРД и её участники не скрываются от

окружающих, она является гласной. Необходимость же иметь в распоряжении оперативных подразделений комплекс негласных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть многие тайные преступления при помощи только гласных мер и следственных действий невозможно.

Использование в борьбе с преступностью негласных средств и методов - это вынужденная защитная мера государства. Она должна быть адекватна деятельности преступников, готовящих преступления замаскировано, с тщательным продумыванием мер по её сокрытию от правоохранительных органов. Поэтому общество и государство не только одобрили систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей осуществлять их, в т. ч. и так называемые «проникающие» методы.

1. Последнее, на что указывается в определении о целях осуществления ОРД - это обеспечение безопасности общества и государства именно от преступных посягательств.

ОРД осуществляется при наличии признаков составов преступлений, которые постатейно изложены в Уголовном кодексе РФ, и не может осуществляться при наличии дисциплинарных или административных правонарушений.

Оперативно-розыскная деятельность - своего рода аналог следственной деятельности. Вместе с тем ОРД отличается от уголовно-процессуальной деятельности тем, что они совершаются в различных правовых режимах:

-неодинакова правовая база для их проведения (ФЗ и УПК)

-различны субъекты (ОРО и органы расследования, прокуратура, суд)

-различны пределы производства соответствующих действий (ОРМ могут проводиться до возбуждения уголовного дела)

-различны результаты (итог ОРД - сведения об источниках доказательств, итог УПД - доказательства).

Результаты ОРД во многих случаях являются основанием для производства тех или иных следственных действий. Кроме того, одним из важнейших значений оперативно-розыскной работы является её упреждающий характер - направленность не на раскрытие уже совершенных общественно опасных деяний, а на их предупреждение и устранение причин их возникновения. В то же время, работа оперативно-розыскных органов может выйти за пределы соответствующего состава преступления, когда общественно опасные явления не являются результатом человеческой деятельности (природные, техногенные), но оказывают влияние на сферу безопасности. Информация о них доводится до сведения надлежащих органов власти.

ОРД представляет собой особый вид государственно-правовой деятельности по борьбе с преступностью, основным содержанием и характерной чертой которого является разведывательно-поисковая сущность, предназначенная для выявления и пресечения преступлений.

Задачи оперативно-розыскной деятельности определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.

Борьба с преступностью (ст.2 ФЗ об ОРД):

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

- розыск без вести пропавших.

Обеспечение безопасности РФ (ст. 2 и 7 ФЗ об ОРД):

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности страны (государственной, военной, экономической или экологической - решается спецслужбами);

- обеспечение безопасности лиц, защита которых предусмотрена законодательством РФ;

- сбор данных для решения вопроса о допуске лиц к определенным видам деятельности (государственная тайна, оперативная и частная детективная деятельность, опасные производства).

 

Глава I

1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.

Правовая основа и составные части оперативно-розыскного законодательства. Федеральный закон “об ОРД” и его значение.

Правовое регулирование - есть нормативно-властное воздействие государства на любые общественные отношения в целях их упорядочения. Правоотношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности (между государством и гражданами), с учетом её комплексного характера, регулируются многими нормами различных отраслей права: конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового, финансового.

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимают совокупность международных и национальных законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Согласно ст.4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, сам ФЗ об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними правовые акты федеральных органов государственной власти, определяющие статус оперативно-розыскных органов и регламентирующие иные виды процессуальной деятельности (УПК, УИК и др). В свою очередь, правоохранительные органы и спецслужбы издают в пределах своих полномочий ведомственные нормативные акты, в том числе межгосударственные, регламентирующие организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Правовая основа ОРД содержит определенные уровни исходя из иерархии законодательных актов.

В связи с тем, что Россия является субъектом международного права, его общепризнанные нормы, а также международные акты и договоры РФ, в т.ч. со странами СНГ, рассматриваемые Конституцией в качестве составной части правовой системы России, составляют правовую основу и ОРД, хотя в ФЗ об ОРД они и не названы.

В этих актах провозглашаются основные права и свободы человека пределы ограничения интересов личности в случае совершения преступлений, а также полномочия правоохранительных органов в борьбе с преступностью. На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории государств-участников СНГ.

Конституционный уровень - это совокупность норм Конституции РФ, которые относятся к деятельности оперативно-розыскных органов. Прежде всего, это нормы Главы 2, посвященные правам и интересам всех граждан, которые необходимо соблюдать и охранять:

- защита своей чести и доброго имени,

- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны,

- недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни без согласия лица,

право тайны почтовой корреспонденции,

тайны телефонных переговоров,

неприкосновенность жилища.

В Конституции РФ закреплены также полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.ст.76,90,104,105,115). Сюда же относятся нормы, посвященные правосудию, нормы о судебной власти (ст.ст.118-129). Ряд норм Конституции напрямую регламентируют условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан, предписывая получение в обязательном порядке судебного разрешения в случае прослушивания телефонных и иных переговоров, нарушения тайны почтовой корреспонденции, неприкосновенности жилища и др.

К конституционному уровню следует относить и решения Конституционного Суда РФ, посвященные рассмотрению соответствия норм ФЗ об ОРД требованиям Конституции, которые являются обязательными для применения всеми физическими и юридическими лицами.

3. Законодательный уровень включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью, изложенные исключительно в законах РФ (более 30 актов).

Сюда, прежде всего относится сам Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.1995г.), в котором закрепляются основные принципы и гарантии законности в ОРД, регулируются деятельность и полномочия ОРО, даются понятия ОРМ.

Названный Закон (16 раз вносились дополнения) состоит из преамбулы и 6 глав, объединяющих 23 статьи:

глава (ст.1-5) - дается понятие ОРД, её задачи и принципы

глава (ст.6-12) - приведены виды, основания и порядок проведения ОРМ

глава (ст.13-16) - перечислены органы, осуществляющие ОРД, их обязанности и права

глава (ст.17-18) - содействие граждан оперативным органам

глава (ст.19) - финансовое обеспечение ОРД

глава (ст.20-22) - контроль и надзор за ОРД.

Закон предусматривает также правовую и социальную защиту должностных лиц и граждан, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам.

Основное правило действия ФЗ об ОРД во времени следующее:

характер и содержание проводимой ОРД определяются действующими в этот момент нормами;

нормы, сужающие область осуществления ОРД, имеют обратную силу, а расширяющие (например, увеличивающие круг субъектов) - нет.

Кроме того, с учетом наличия в Законе большого числа бланкетных норм в каждом конкретном случае необходимо определять, действует тот или иной нормативный акт или нет.

В ФЗ об ОРД определено также общее правило действия его норм в пространстве (принцип территориальности): только на территории РФ, «если иное не определено законом».

Сотрудники российских ОРО (и наоборот) не могут проводить и участвовать в ОРМ на территории иных стран - только консультировать и оказывать иную помощь, если иное не предусмотрено международным договором. Так, в соответствии с Шенгенской конвенцией 1990г. сотрудникам государств - членов ЕС разрешено «по горячим следам» осуществлять наблюдение в течение 5 часов с момента пересечения границы с правом задержания лица до прибытия местной полиции.

Исключением является возможность проведения ОРМ на борту иностранного судна во время его прохода в территориальных водах России - для пресечения незаконной торговли наркотиками, пресечения других преступлений международного характера.

В Законе есть еще одно ограничение: проведение ОРМ в следственных изоляторах возможно только совместно с работниками ФСИН.

ФЗ об ОРД является комплексным правовым актом, в нем содержатся нормы, регулирующие различные правоотношения: собственно сыскные, а также уголовные (ст.18), уголовно- процессуальные (ст.ст.9,11), административные (ст.ст.7,15), гражданские (ст.15 и др.), трудовые (ст.16 и др.), финансовые (ст.ст.18,19).

Термины «оперативно-розыскная деятельность», «оперативно-розыскные мероприятия» содержат ещё ряд Законов, регламентирующих правоотношения в этой сфере: Законы РФ «О полиции» (2011г.) и Федеральные законы «Об органах ФСБ» (1995г.), «О внешней разведке» (1996г.), «О государственной охране» (1996г.), «О НСиПВ» (1998г.), Таможенный кодекс РФ (2003г.), ФЗакон «О связи» (2003г.), ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2006г.), ФЗ «О Прокуратуре РФ» (1995г.), где изложены нормы прокурорского надзора за ОРД, Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1993г.) и другие.

Оперативно-розыскная деятельность как сфера процессуальной деятельности в области борьбы с преступлениями основана также на нормах уголовного и уголовно-процессуального права: УК содержит понятие и составы преступлений, на выявление и раскрытие которых и нацелена ОРД, в УПК закреплены положения о порядке взаимодействия следственных и оперативных органов, правила допустимости доказательств в уголовном судопроизводстве, в УИК определен порядок проведения ОРМ в учреждениях исполнения наказания.

4. Подзаконные акты - последний из названных уровень правового регулирования ОРД.

В данный перечень входят указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Верховного Суда (от 31.10.1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия») и Генеральной прокуратуры (приказ «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об ОРД»), межведомственные нормативные акты правоохранительных ведомств.

Здесь же отдельно стоят ведомственные приказы и инструкции, которыми определяются организация и тактика проведения ОРМ, подавляющее большинство которых являются секретными и не подлежат оглашению. При этом нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Динамика и совершенствование преступности показывают, что реальная борьба с ней невозможна без оперативно-розыскной деятельности, т.е. специальных методов противодействия криминалу. Вследствие этого правовое регулирование ОРД должно постоянно развиваться с целью разработки наиболее эффективных приемов и способов реагирования на преступления при обязательном условии соблюдения норм права, а также прав и свобод личности.

Представители науки стоят на пороге признания реальности специальной отрасли публичного права: оперативно-розыскного права. Оно имеет свой предмет регулирования (общественные отношения в сфере ОРД), своё законодательство (из-за своей специфичности не может быть регулируемым в других отраслях права), свой метод правового регулирования (властно - публичный, использующий властные предписания и обязывание).

 

 

Глава I

1.3 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Статья 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит перечень, в котором определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД на территории РФ. К ним относятся подразделения:

1) Органов внутренних дел Российской Федерации.

2) Органов федеральной службы безопасности.

3) Федеральных органов государственной охраны.

4) Таможенных органов Российской Федерации.

5) Службы внешней разведки Российской Федерации.

6) Федеральной службы исполнения наказаний.

7) Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. маша гулеватова

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.ооаоаоаоагагаггадддвдвщ

Федеральных органы налоговой полиции и органы пограничной службы Российской Федерации выбыли из перечня органов осуществляющих ОРД, с вступлением в силу Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

1) Министерство внутренних дел РФ, осуществляют деятельности по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов. МВД РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

2) Органы федеральной службы безопасности (ФСБ РФ) – это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность,

борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.

3) Федеральных органов государственной охраны (ФСО РФ), осуществляют функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

4) Таможенные органы РФ (ФТС РФ) – органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов PФ. Их подразделения ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ и др., а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

5) Cлужба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ) предназначена, для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах1, 2, 4, 6 - 9 части первой статьи 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

6) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН РФ), осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Oперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

7) Oрганы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН РФ), обеспечивают контроль за оборотом наркотиков; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесённых к подследственности ФСКН России, координацию деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков.аааккаа

Таким образом, оперативно-розыскные подразделения осуществляют ОРД в рамках функций и задач служб, министерств, ведомств, под юрисдикцией которых они находятся, в соответствии с законодательством РФ.оаооаоаоаоагггаашалататмодаазажа

 


 

Глава II. Полномочия Таможенных органов в сфере Оперативно-розыскной деятельности.

Подразделения Таможенных органов РФ, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Приказом Федеральной таможенной службы от 20 июня 2011 г. N 1278 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности" был установлен перечень подразделений таможенных органов, главной задачей которых является введение ОРД.

Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

1) в Федеральной таможенной службе:

§ Главное управление по борьбе с контрабандой;

§ Управление собственной безопасности;

2) в региональном таможенном управлении:

§ служба собственной безопасности;

3) в Региональном оперативно-поисковом управлении;

4) в Региональном таможенном управлении радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры:

§ службы;

§ специальные отделы (спецотделы);

§ специальные отделения (спецотделения);

§ оперативно-технические службы - филиалы Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

5) в оперативной таможне:

§ оперативно-аналитический отдел (отделение);

§ оперативно-поисковый отдел (отделение);

§ оперативно-розыскной отдел (отделение);

§ оперативно-технический отдел (отделение);

§ организационно-инспекторский отдел (отделение);

§ отдел (отделение) оперативных учетов;

§ отдел (отделение) организации и контролю за деятельностью правоохранительных подразделений;

§ отдел (отделение) по борьбе с контрабандой наркотиков;

§ отдел (отделение) по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

§ отдел (отделение) по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте;

§ отдел (отделение) по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями;

§ отдел (отделение) сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;

6) в таможне:

§ оперативно-аналитический отдел (отделение);

§ оперативно-поисковый отдел (отделение);

§ оперативно-розыскной отдел (отделение);

§ оперативно-технический отдел (отделение);

§ отдел (отделение) по борьбе с контрабандой наркотиков;

§ отдел (отделение) по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

§ отдел (отделение) собственной безопасности;

7) на таможенном посте:

§ оперативно-розыскной отдел (отделение);

§ отдел (отделение) по борьбе с контрабандой наркотиков.

Данный перечень представлен в следующем иерархическом порядке: Центральный аппарат ФТС – Региональные управления – Оперативные таможни – Таможни – Таможенные посты.

Можно сделать такие выводы, что оперативно-розыскная деятельность контролируется на всех уровнях системы таможенных органов.

 

Глава II

2.2 Таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса таможенного союза, ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Постановлением правительства РФ «о Федеральной таможенной службе» наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, а также исполнение запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

К преступлениям, производство по которым осуществляют подразделения таможенных органов, относят следующие противоправные деяния, установленные в Уголовном кодексе РФ:

§ ст. 188. Контрабанда.

§ ст. 189. Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ которые могу быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

§ ст. 190. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

§ ст. 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

§ ст. 194. Уклонение от уплаты таможенный платежей взимаемых с организации или физического лица.

§ ст. 2421. Изготовление и оборот материалов с порнографическими изображениями малолетних.

Практика осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления:

1) оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

2) оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей.

В процессе осуществления ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесённых к компетенции таможенных органов, их оперативные подразделения:

− выявляют и устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

− осуществляют розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, и оперативное сопровождение уголовных дел;

− добывают информацию о событиях или действиях создающих угрозу экономической безопасности РФ;

− организуют взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами РФ и иностранных государств, а так же международными правоохранительными организациями по вопросам, относящимся к их компетенции;

− осуществляют профилактические мероприятия, направленные на предотвращение возможных нарушений таможенного, налогового, административного и уголовного законодательства РФ со стороны участников внешнеэкономической деятельности.

Деятельность подразделений собственной безопасности таможенных органов осуществляются так же по различным направлениям, в частности:

− организация обеспечения государственной защиты должностных лиц таможенных органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких;

− организация защиты от преступных посягательств объектов таможенной инфраструктуры, содействие органам федеральной исполнительной власти в проведении мероприятий антитеррористического характера;

− выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющихся должностных лиц таможенных органов склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению преступлений против интересов государственной службы;

− выявление, предупреждение и пресечение использования технологий таможенного оформления и таможенного контроля, не соответствующих интересам экономической безопасности РФ, которые могут быть реализованы в корыстных и иных незаконных целях.

− контроль за обеспечением информационной безопасности в таможенных органах РФ.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудникам таможенных органов запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД таможенные органы имеют право:

1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;

2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;

3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.

Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:

1) соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3) выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств;

4) соблюдение правил конспирации.

Анализ практики борьбы с таможенными преступлениями свидетельствует о том что оперативно-розыскная деятельность занимает существенное место в выявлении преступлений в таможенной сфере. Таким образом, по материалам оперативно-розыскных подразделений таможенных органов РФ возбуждается более 50% уголовных дел.

 

 

Глава III. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляемые оперативно-розыскными подразделениями Таможенных органов РФ.

Основным способом решения оперативно-розыскных задач является проведение оперативно-розыскных мероприятий - системы взаимосвязанных действий, направленных на достижение конкретных тактических целей. Длительное время они были завуалированы термином «оперативно-розыскные меры», который детализировался в закрытых ведомственных актах.

Федеральный закон об ОРД впервые определил перечень оперативно-розыскных мероприятий, указывающий на наличие свойственных только этой деятельности средств и методов. Подзаконные (закрытые) акты лишь конкретизируют содержание ОРМ, закладывают основы их организации, оснащенности специальными техническими средствами и тактики проведения. Законодатель также указывает на то, что ОРМ, имеющие разведывательно-поисковый характер, проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение определенных Законом задач.

Исходя из общих требований законодательства понятие ОРМ можно сформулировать следующим образом:

Оперативно-розыскное мероприятие - это установленные Законом действия, проводимые субъектами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями нормативных актов путем сочетания гласных и негласных методов и средств с целью получения данных о преступлении и их фиксации.

Указанное определение ОРМ как особого вида действий позволяет выявить обязательные его свойства (признаки), которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности.

1. Законодательную закрепленность ОРМ - в ст. 6 ФЗ об ОРД приведен исчерпывающий («закрытый») перечень оперативно-розыскных мероприятий, который может быть изменен или дополнен только Федеральным законом об ОРД (изменениями).

Проведение оперативно-розыскных мероприятий допускается только уполномоченными субъектами ОРД - они осуществляются должностными лицами оперативных подразделений ОРО. В то же время, участниками ОРМ могут быть: сотрудники иных подразделений, специалисты и иные лица, участвующие в подготовке или проведении мероприятий, а также оказывающие содействие ОРО (часть подобных мероприятий гласно проводят участковые и частные детективы - опрос, наведение справок, осмотр). Запрещается (ст.6 ФЗ) проведение ОРМ и использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: